• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лаборатория профилактики асоциального поведения

В мае 2015 года Правительством Российской Федерации принята Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. В рамках Стратегии воспитание детей рассматривается как общенациональный приоритет, требующий интеграции усилий различных социальных институтов.

Особенностью лаборатории станет увязка практических проблем, психологических исследований связи семьи и школы, а также девиантного поведения через концепцию социализации. Социализация, по определению, это есть процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся организации образования. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Социализация может носить одновременно регулируемый, целенаправленный и нерегулируемый, стихийный характер. Воспитание, по существу, есть одна из форм социализации личности: а именно управляемый и целенаправленный процесс социализации.

Еще одной особенностью лаборатории станет увязка психологии и социологии, а также опора на отечественную школу исследований социализации с одновременным включением в международно признанную проблематику.

Таким образом, ключевые исследовательские вопросы лаборатории следующие:

  • каковы факторы и формы продуктивного взаимодействия семьи и школы в целях осуществления эффективной социализации школьников;
  • в чем заключается роль психологической службы системы образования в обеспечении успешной социализации школьников, характеристика и модели ее деятельности в данном проблемном поле;
  • каковы социальные, психологические, педагогические, гендерные факторы риска агрессивного поведения детей, подростков и юношей (девушек) в современных условиях;
  • каковы условия, при которых семья является фактором риска, а при которых фактором профилактики агрессии и/или агрессивности школьников;
  • в чем состоят особенности различных программ профилактики агрессии и/или агрессивности школьников, какие из них являются наиболее эффективными.

Основные направления деятельности лаборатории:

  • поддержка семейного воспитания – предполагает популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;
  • создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания;
  • проведение эмпирических и теоретических исследований по проблеме агрессии и буллинга в подростковом и раннем юношеском возрасте, а также формулирование практических рекомендаций по их профилактике;
  • рекомендации работникам системы образования – учителям, социальным педагогам, психологам системы психологического сопровождения образования, а также родителям (в контексте семейного воспитания).

Ядро научной школы лаборатории составляют 1 академик РАО и 10 докторов наук, возглавляющие научные психолого-педагогические центры, институты в различных регионах страны.


Руководитель лаборатории:

Артур Александрович Реан,

академик РАО, заслуженный деятель науки РФ, профессор.

Партнеры:

Научно-координационный совет РАО по вопросам семьи и детства

Федеральный проект «Крепкая семья»

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Санкт-Петербургский государственный университет

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Московский университет МВД России

Балтийский федеральный университет им. И. Канта