• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Материалы заседаний семинара в 2019/2020 году

19 мая «Появление «мигрантских» школ в российских городах: стратегии интеграции детей в школьное пространство»

Аннотация:

Откуда берутся «мигрантские» школы? Можно ли говорить о том, что они возникают в определенных районах, где проживает много мигрантов, или это следствие неформальных стратегий администрации и родительского сообщества?

Доцент Екатерина Деминцева рассказала о феномене появления в России «мигрантских» школ. Основываясь на результатах нескольких исследований, проведенных в Подмосковье, Томске и Иркутске, было показано, каким образом дети трудовых мигрантов попадают, как правило, в школы, которые еще в советские годы получили неофициальный статус маргинальных. Представлены примеры, как такие школы реагируют на появление в них детей мигрантов и как можно интегрировать этих детей в школьное пространство.

Докладчик:

Екатерина Борисовна Деминцева — доцент Школы культурологии, заведующая Центром качественных исследований социальной политики Института социальной политики.

Дискуссант:

Надежда Викторовна Бысик — ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, старший преподаватель Институа образования;
Максатбек Абдуназар Уулу – основатель образовательного клуба «Билим». 

Модератор:

Валерия Михайловна Маркина — аналитик, доцент Института образования.

Презетация доклада (PPTX, 7.20 Мб) 



12 мая «Образование за стенами школы: презентация монографии» 

Аннотация:

Роль семьи в образовании стремительно меняется: родители по-новому участвуют в школьной жизни, всё шире распространяются нешкольные формы образования – семейное, неформальное, информальное и другие. Те модели, которые существовали прежде, уже не отражают реалий сегодняшнего дня, а описательные схемы нуждаются в пересмотре. О новых особенностях и вызовах расскажут сотрудники Центра исследований современного детства. Они представят монографию «Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей».

Исследование задает новый взгляд на структуру образования: теперь в центре оказывается семья, которая сама конструирует учебный процесс, монтирует разные образовательные возможности и берет на себя ответственность за результат. Авторы расскажут о новых трендах, исследовательских возможностях и о том, как меняется взгляд на благополучие и проблему развития детской автономии.

Докладчики - сотрудники Центра исследований современного детства: 

Александра Алексеевна Бочавер — научный сотрудник, доцент Института образования;
Ксения Викторовна Павленко — аналитик, доцент Института образования;
Катерина Николаевна Поливанова — научный руководитель, профессор Института образования;
Елизавета Викторовна Сивак — директор, преподаватель Института образования.

Дискуссант: 

Иван Юрьевич Иванов — аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, аспирант Института образования. 

Модератор:

Алексей Сергеевич Обухов — ведущий эксперт Центра исследований современного детства, доцент Института образования.

 Презентация


28 апреля «Эволюция диссертационной индустрии в России» 

Аннотация:

С 2006 года в России осуществляется масштабный исторический эксперимент, направленный на повышение качества диссертационных работ. Известные социологи Михаил Соколов и Катерина Губа из Европейского университета в Санкт-Петербурге представят результаты исследования логики и последствий реформирования правил присуждения ученых степеней в России. В своем докладе исследователи, анализируя эволюцию реформ постсоветского периода, показывают, что новые правила вводились для осложнения имитации защиты. Логика реформ направлена на принуждение к следованию процедурам, которые бы исключили академический сговор между индивидами, вовлеченными в защиту. Реформы системы присуждения степеней в России могут считаться, таким образом, одним из самых масштабных в академической истории примеров регулирования данной процедуры, которое должно было повысить качество продукта. Однако действительно ли внедрение регулирования позволило достичь поставленных целей?

В исследовании использовались официальные документы, регулирующие процесс защиты; была собрана дезагрегированная статистика по динамике защит по диссоветам, организациям и областям наук с 2005 по 2016 годы и реконструирована сеть диссертационных связей между специальностями, организациями и индивидами; также исследователи пробуют оценить изменения в качестве диссертаций, проанализировав случайную выборку из 2468 докторских диссертаций, защищенных в 2006-2015 годах (порядка 9% от генеральной совокупности) с помощью скриптов программы «Антиплагиат».

Докладчики:
Михаил Михайлович Соколов — кандидат социологических наук, профессор факультета социологии и философии Европейского университета в Санкт-Петербурге;

Катерина Сергеевна Губа — кандидат социологических наук, директор Центра институциональных исследований науки и образования Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Модератор:
Сауле Каэржановна Бекова — научный сотрудник Центра социологии высшего образования, преподаватель Института образования

Презентация исследования (PPTX, 2.21 Мб) 


21 апреля «Использование цифровых следов для изучения психологического благополучия учащихся»

Аннотация:

Исследования образования зачастую фокусируются на образовательных достижениях учащихся, рассматривая их как основной или даже единственный показатель успешности образовательной системы. Как следствие, другим аспектам благополучия учащихся, включая их психологическое благополучие, уделяется недостаточно внимания. 

Несмотря на то что в последнее время вопросы, связанные с психологическим благополучием, привлекают большее внимание исследователей, эта тема по-прежнему остается недостаточно изученной. Это во многом связано с тем, что как сами показатели психологического благополучия, так и поведение учащихся, связанное с ним, сложно изучать традиционными методами. Эти ограничения, однако, можно частично преодолеть за счет использования цифровых следов.
В докладе будет представлен долгосрочный проект по изучению психологического благополучия учащихся с использованием цифровых следов и рассказано о первых полученных результатах.

Докладчик:
Иван Борисович Смирнов — заведующий Лабораторией вычислительных социальных наук при Центре исследований современного детства

Дискуссанты:
Ольга Николаевна Боголюбова — кандидат психологических наук, преподаватель департамента психологии университета Мальты;
Наталья Владимировна Кисельникова — кандидат психологических наук, заместитель директора по научно-организационному развитию, заведующая лабораторией консультативной психологии и психотерапии Психологического института РАО.

Модератор:
Иван Александрович Карлов — доцент, заведующий Лабораторией цифровой трансформации образовании, ведущий эксперт ПУЛ «Развитие университетов»

Презентация И. Смирнова (PDF, 5.16 Мб) 



14 апреля «Атлас профессий будущего»

Аннотация

Какие профессии будут востребованы в ближайшие годы? Чему стоит учиться в университете и после него, чтобы не «уйти в прошлое»? Знания, полученные в вузах и колледжах, и рутинные занятия быстро устаревают, а названия многих специальностей мы слышим впервые. Младший научный сотрудник Института статистики исследований и экономики знаний ВШЭ Галина Волкова рассказала о новых направлениях в области математики, физики, информатики, экономики, менеджмента, в сфере образования, общественных и гуманитарных наук. Чем будут заниматься эти специалисты, каким будет спрос на них и как они повлияют на рынок труда?

В основе доклада - исследования сотрудников ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. В них учтены тренды научно-технологического развития и динамика изменений российского и глобального рынков труда. Результатом работы стала книга «Атлас профессий будущего», а также несколько спецпроектов для сайта института ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. 

Докладчик:

Галина Леонидовна Волкова - младший научный сотрудник Центра статистики и мониторинга образования, отдел исследований человеческого капитала ИСИЭЗ.

Дискуссант:

Дмитрий Судаков - ведущий образовательных программ (МШУ «СКОЛКОВО», Агентство стратегических инициатив), руководитель проекта «Атлас новых профессий», ведущий разработчик методики Skills Technology Foresight (совместно с Международной организацией труда).

Модератор:

Павел Сергеевич Сорокин - доцент, старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования Института образования. 

Презентация проекта «Атлас профессий»


7 апреля «Родители и школа: как меняются их отношения»

Аннотация:

Родители школьников принимают активное участие в обучении своих детей: они прикладывают усилия к выбору хорошей школы, помогают готовить уроки, следят за успеваемостью детей, общаются с учителями. Помимо участия в школьной жизни детей 42,9% родителей выбирают (или поощряют ребенка) и оплачивают посещение дополнительных кружков и секций; 25,9% семей нанимают репетиторов; 13,2% оплачивают дополнительные занятия в школе. Вовлеченность родителей в школьные дела постоянно растет и это стало в последнее время причиной их недовольства общим образованием.

В данном исследовании также представлены результаты, раскрывающие вопросы участия родителей школьников в образовательном процессе с учетом происходящих поколенческих изменений. В исследовании участвовали представители «реформенного поколения» (41-46 лет), миллениалы (31-36 лет) и молодые люди «цифрового поколения» (23-29 лет), имеющие среднее профессиональное или высшее образование. Соответственно, сравнивалось, насколько были вовлечены в образовательный процесс родители учащихся, которые относятся к разным поколениям.

Докладчик:
Татьяна Львовна Клячко — заведующая Центром экономики непрерывного образования РАНХиГС

Результаты исследования (PDF, 503 Кб) 



17 марта «Высшее образование в условиях эпидемии: возможности цифровых технологий»

Аннотация:

4 марта ЮНЕСКО опубликовала отчет о резком переходе на дистанционные формы в результате введения карантинных мер. В 22 странах мира принято решение о частичном или полном закрытии школ и университетов и переходе на дистанционные формы обучения на период активного распространения вируса. В результате, около 290 миллионов детей учатся из дома. По словам генерального директора ЮНЕСКО Одри Азуле: «Масштабы и скорость распространения перебоев в образовательном процессе сегодня беспрецедентны и могут нарушить базовые права многих детей на получение образования».

В настоящий момент в Китае идет активная работа по обеспечению непрерывности обучения для всех. В частности, организация дистанционного образования может позволить вполне успешно справиться с кризисной ситуацией. Но готовы ли другие страны к подобному вынужденному переходу?

Предлагается сфокусироваться на оценках рисков и перспектив осуществления образовательного процесса в российских вузах в условиях вынужденного перехода на дистанционные формы в случае введения карантинных мер. В этой ситуации важны отработанные формы и методы, описание и изучение успешных кейсов и программ, оценка рисков.

Участники круглого стола:

Чжу Сюдун (Zhu Xudong) – декан факультета образования Пекинского педагогического университета
Ван Сяосяо (Wang Xiaoxiao) – генеральный секретарь научно-исследовательского центра онлайн обучения Министерства образования КНР, руководитель MOOC и смешанного обучения университета Цинхуа
Лиу Шухуа (Liu Shuhua) – заместитель директора Научно-исследовательского центра международного образования Факультета образования Чжэцзянского Университета,
Тао Чжань (Tao Zhan) – директор директор Института информационных технологий ЮНЕСКО,
Быков Сергей Юрьевич – директор центра цифровой трансформации НИУ ВШЭ, 
Кулик Евгения Юрьевна – директор по онлайн обучению: директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ, директор центра развития онлайн обучения,
Карлов Иван Александрович – заведующий лабораторией цифровой трансформации образования НИУ ВШЭ
Сидоркин Александр Михайлович – декан колледжа образования Калифорнийского университета,
Третьяков Василий Сергеевич – генеральный директор Университета 20.35,
Чириков Игорь Сергеевич – директор проекта SERU центра исследований высшего образования университета Беркли, Калифорния,
Швиндт Антоний Николаевич – директор Департамента информационных технологий в сфере науки и высшего образования Российской Федерации,
Юшин Дмитрий Александрович – директор Ассоциации «Национальная платформа открытого образования». 

Модератор: 

Исак Давидович Фрумин — научный руководитель Института образования


 

10 марта «Модели финансового обеспечения сетевого взаимодействия в образовании (в условиях "распаковки" образовательных программ)»

Аннотация:
Современные вызовы, которые отечественная экономика ставит перед образованием стимулирует на создание новых моделей реализации образовательных программ, модернизацию действующих механизмов. Для формирования качественного образовательного процесса требуются значительные вложения в образовательную инфраструктуру.

В настоящее время мало непосредственно обеспечивать реализацию ФГОС, необходимо современное оборудование, высококвалифицированные педагогические кадры, все эти и другие факторы способствуют скорейшему выходу выпускника на рынок труда. Однако, учитывая ресурсные ограничения, образовательные организации стараются перейти к инвестиционной модели на основе сетевого взаимодействия.

В этой связи, очень важно понимать как реализация такого механизма повлияет на образовательный процесс? Изменяется ли стоимость образовательной программы при реализации ее в сетевой форме? Какие существуют механизмы доведения средств до образовательной организации при реализации сетевого взаимодействия?

Докладчики

Иван Александрович Кравченко, аналитик Центра финансово-экономических решений в образовании

Ирина Всеволодовна
 Абанкина, профессор НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании

Приглашенные участники дискуссии:

Александра Владимировна Серова, советник ректора НИУ ВШЭ

Олег Андреевич Подольский, директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики Университета Национальной технологической инициативы «20.35»

Модератор
Кирилл Викторович Зиньковский, директор Центра финансово-экономических решений в образовании

 Презентация И.Абанкиной и И. Кравченко


 

3 марта «Одаренность и/или успешность: детская одаренность как предиктор академической и жизненной успешности»

Аннотация:
Проблема развития одаренности и успешности в образовании – одна из наиболее дискуссионных и довольно идеологизирована. Насколько этично и прогностично выявление ранней одаренности и ее «эксплуатация» при решении тех или иных задач государства? Какие факторы содействуют, а какие противодействуют развитию одаренности? Насколько уместно ставить знак равенства между одаренностью и успешностью, не противоположные ли это феномены? Эти вопросы активно обсуждаются в обществе и почти каждый имеет свою точку зрения на эти вопросы. Мы постарались собрать специалистов по данной проблематике, чтобы выстроить обсуждение с опорой на научные данные и эмпирические исследования, стараясь не спекулировать «правильными» мнениями в контексте решения ситуативных задач политики в области образования.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие существуют трактовки понятия «одаренность» в современной психологии?
  • «Одаренные дети» и «детская одаренность»: в чем разница терминов?
  • «Успех» и «успешность»: возможны ли научные характеристики ненаучных понятий?
  • Возможно ли прогнозирование развития личности, ее одаренности и/или успешности?
  • Интеллект, креативность и некогнитивные факторы академической и экзистенциальной успешности: что про это известно?
  • Средовая и генотипическая детерминация когнитивного и психосоциального развития одаренности и/или успешности: как в них разобраться и что это значит для образования?

Приглашенные участники дискуссии:

Александр Ильич Савенков – член-корреспондент РАО, д.психол.н., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ

Диана Борисовна Богоявленская – почетный член РАО, д.психол.н., профессор, председатель Московского регионального отделения Российского психологического общества, гл.н.с. и руководитель группы диагностики творчества лаборатории одаренности Психологического института РАО, профессор кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ

Сергей Борисович Малых – академик РАО, д.психол.н., профессор, академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО, заведующий лабораторией возрастной психогенетики Психологического института РАО

Виктор Иванович Панов – член-корреспондент РАО, д.психол.н., профессор, заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики Психологического института РАО

Татьяна Николаевна Тихомирова – член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, в.н.с. лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО

Марина Александровна Холодная – д.психол.н., профессор, гл.н.с. лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина Института психологии РАН

Елена Игоревна Щебланова – д.психол.н., заведующая лабораторией одаренности Психологического института РАО

Наталья Борисовна Шумакова – д.психол.н., в.н.с. лаборатории одаренности Психологического института РАО, профессор кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой МГППУ, научный руководитель ГБОУ Школа №1569 «Созвездие»

Модератор:
Обухов Алексей Сергеевич – к.психол.н., доцент, ведущий эксперт Центра исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ

 

Презентация Савенкова А. И. (PPTX, 932 Кб) 

Презентация Шумаковой Н. Б. (PPTX, 2.63 Мб) 

Презентация Щеблановой Е. И. (PPTX, 1.82 Мб) 


 

25 февраля «Оценка компетенций 4К: подходы, инструменты, результаты»

Аннотация:
В докладе представлен инструмент оценки универсальных компетенций 4К, разработанный в Центре психометрики и измерений в образовании института образования ВШЭ. Инструмент разработан в соответствии с логикой Evidence-Centered Design (ECD, Mislevy et.al., 2003), согласно которой главным принципом разработки инструмента является сбор доказательств выраженности оцениваемого конструкта.

В докладе отражены: разработанная концептуальная рамка и операциональная модель компетенций 4К, актуальная для возраста 9-12 лет; основные характеристики разработанных заданий сценарного типа; результаты психометрического анализа качества инструмента измерения.

Апробация инструмента, проведенная в школах трех субъектов РФ, показала, что соблюдение методологии ECD и международных стандартов качества теста позволяют делать действительно валидные выводы об уровне сформированности компетенций 4К. При этом компьютерная форма тестирования и специфика заданий сценарного типа с фантазийным или реальным жизненным контекстом повышают мотивацию учащихся при прохождении теста.

Докладчики:
Светлана Михайловна Авдеева – к.т.н., заведущая Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов

Ирина  Львовна Угланова – аспирант Институа образования, стажер-исследователь Лаборатория измерения новых конструктов и дизайна тестов 

Дарья Александровна Грачева – стажер-исследователь

Модератор:    
Надежда Александровна Авдеенко – аналитик Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ

Презентация доклада (PPTX, 109.85 Мб) 

 


 

18 февраля «Поколенческие разрывы в советской культуре 1950-1960-х годов и образовательные проекты эпохи «оттепели»

Аннотация:
Начиная с середины 1950-х и примерно до середины 1960-х годов в советских медиа постоянно появлялись публикации, освещавшие и обличавшие «антисоциальное» поведение молодых людей, их склонность к физической агрессии, кражам, нарушению общественного порядка.

Эта «озабоченность молодежью» в последнее время привлекает внимание историков и историков культуры и оценивается как значимый элемент культурно-психологической картины «оттепели».

Однако не менее важно увидеть, что «антиобщественные» элементы поведения молодых часто осмыслялись тогда как приметы тяжелого цивилизационного разлома, резко разделившего тех, кто родился накануне или после войны, и тех, кто родился и получил образование до революции или в 1920-е.

В этих проектах заметен элемент реставрации и ретроспекции с обращением к моделям 1920-х годов. Однако в целом, в отличие от «реставрирующих» проектов середины 1930-х, они гораздо в большей степени ориентированы не на «восстановление» и «стабилизацию», но на прорыв в будущее.

Докладчик:
Мария Львовна Майофис — доцент Школы культурологии факультета гуманитарных наук  

Модератор:    
Ксения Романовна Романенко — аналитик лаборатории «Развитие университетов», преподаватель Института образования

Презентация доклада Майофис М. Л. (PPTX, 29.55 Мб) 


 

11 февраля «Онлайн-обучение в вузе: риски и возможности»

Аннотация:
Развитие онлайн-технологий высшего и дополнительного образования – одна из главных задач проекта «Цифровой университет».

Государство развивает его в рамках национальной программы «Цифровая экономика» и планирует к 2022 году обеспечить все вузы доступом к лучшим образовательным и управленческим практикам. Российские вузы уже начали создавать и пилотировать модели «Цифрового университета».

Какие возможности для вузов открывает онлайн-обучение, какими темпами оно развивается в России и как выглядят кейсы успешного внедрения дистанционных курсов, симуляторов и платформ – обсудят исследователи и практики.

Главные вопросы дискуссии:

  • Финансовые и правовые барьеры на пути новых технологий: что мешает внедрению?
  • Коммерческая успешность онлайн-проектов: может ли вуз заработать?
  • Отношение к цифровым технологиям со стороны преподавателей и студентов:  как администраторам работать с их мотивацией?
  • Какую роль играют образовательные технологии в стратегии вуза?
  • Чем дистанционное обучение полезно для вузов, которые не входят в число ведущих?

Участники круглого стола:

Евгения Кулик — директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ

Ульяна ЗахароваТатьяна СеменоваКсения Вилкова — научные сотрудники Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ

Виола Ларионова — зам. проректора по образовательным технологиям Уральского федерального университета

Александр Михеев — глава департамента электронного образования Вятского государственного университета

Екатерина Соловьева — первый проректор Московского института психоанализа

Николай Токарев — директор Института непрерывного образования СПбГЭУ «ЛЭТИ»

Модератор:
Олег Лешуков — заместитель заведующего лабораторией «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ.

Презентация Семеновой Т., Вилковой К.  (PDF, 744 Кб) 
Презентация Захаровой У. (PDF, 583 Кб)
Презентация Ларионовой В. (PDF, 1.63 Мб) 
Презентация Токарева Н. (PDF, 799 Кб) 
Презентация Михеева А. (PDF, 1.57 Мб) 
Презентация Соловьевой Е. (PDF, 679 Кб) 


 

4 февраля «Привлечение практиков к преподаванию в вузах и колледжах: барьеры и их преодоление»

Аннотация:
Привлечение практиков может решить проблемы повышения качества образования в вузах и колледжах, конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Вместе с тем есть ряд проблем, которые препятствуют трудоустройству специалистов в вузах и колледжах.

Доклад будет посвящен результатам исследования барьеров и возможным мерам их преодоления. Будут представлены результаты опросов экспертов из ИТ-компаний и образовательных организаций, анализ нормативно-правовых и финансово-экономических барьеров.

Неоднократные обсуждения проекта в экспертном сообществе показали, что выявленные проблемы привлечения практиков к преподаванию в области информационных технологий характерны также и для других направлений подготовки кадров.

Докладчики:
Кирилл Викторович Зиньковский — профессор Института образования, директор Центра финансово-экономических решений в образовании

Дискуссанты:
Николай Васильевич Комлев — директор АПКИТ и председатель Совета ТПП по развитию информационных технологий и цифровой экономики
Владимир Александрович Старых — профессор, руководитель департамента компьютерной инженерии Московского института электроники и математики им. А.Н. Тихонова
Николай Владимирович Филипенков — заведующий базовой кафедрой компании SAS, доцент Факультета компьютерных наук

Модератор:
Федор Феликсович Дудырев — директорЦентра развития навыков и профессионального образования

Презентация доклада Зиньковского К.В. (PDF, 316 Кб) 


 

28 января «Круглый стол: «Российская аспирантура в поисках идеальной модели»

Аннотация:
На круглом столе исследователи и практики высшего образования обсудят актуальные вопросы эффективности существующей модели аспирантуры.

  • Каковы ключевые барьеры повышения результативности аспирантуры?
  • Решит ли текущие проблемы возврат к старой модели аспирантуры, который сегодня активно обсуждается?
  • Кого и для какой деятельности должна готовить аспирантура?
  • Какова должна быть учебная нагрузка аспиранта?
  • Как необходимо отслеживать прогресс аспиранта в работе над диссертацией и кто должен быть ответственен за этот процесс?
  • Как должна быть организована оценка качества аспирантуры?

Российская аспирантура в последнее десятилетие претерпевает существенные изменения. После введения нового Федерального закона “Об образовании” в 2012 году она приобрела статус третьего уровня высшего образования со всеми соответствующими атрибутами и, в первую очередь, значительной образовательной компонентой.

Вместе с тем, в последние годы мы наблюдаем устойчивое снижение показателей эффективности: в 2018 году только 12% выпускников защитили диссертацию срок. Это с особой актуальностью ставит вопрос об эффективности существующей модели и необходимых изменениях для повышения показателей результативности.

Участники круглого стола:
Ольга Николаевна Агеева, доцент, к. ю. н., начальник Управления подготовки кадров высшей квалификации
Борис Ильич Бедный, профессор, д. ф-м. н., директор Института аспирантуры и докторантуры ННГУ.
Сауле Каэржановна Бекова, мл.н. с., Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ.
Андрей Сергеевич Игнатов, к. т. н., директор Центра подготовки кадров высшей квалификации НИТУ МИСиС.
Елена Николаевна Кобзарь, к. э. н., начальник Управления аспирантуры и докторантуры НИУ ВШЭ.
Евгений Андреевич Терентьев, к. социол. н., академический руководитель Аспирантской школы по образованию, ст. н. с. НИУ ВШЭ.

Модератор:
Наталья Геннадьевна Малошонок, кандидат социологических наук, директор Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ.

 Презентация Б.И. Бедного (Институт аспирантуры и докторантуры ННГУ)
 Презентация О.Н.Агеевой (МГУ им. Н.П. Огарева)
 Презентация С.Бековой и Е.Терентьева (ИнОбр НИУ ВШЭ)

Видео семинара


 

21 января «Человеческий капитал и заработная плата: эффекты возраста и поколения»

Аннотация:

В развитых странах заработная плата монотонно растет на протяжении почти всей трудовой жизни – хотя и с затухающим темпом. Эта закономерность объяснена в ряде влиятельных экономических теорий еще в 1970-х годах и практически не ставилась под сомнение. Однако недавние исследования (Lagakos et al 2018) показали, что для менее развитых стран такая модель не всегда применима. На семинаре Владимир Гимпельсон представит результаты своего исследования: как «нестандартно» меняется оплата труда с возрастом для жителей России.  

Согласно его данным, зарплата растет у 20-летних и 30-летних, после чего начинает быстро снижаться. Участникам семинара предлагается взглянуть на это явление через повозрастные изменения в разных компонентах человеческого капитала. Это уровень формального образования, интенсивность обучения в позднем возрасте, степень использования полученных знаний и навыков в повседневной работе.

Докладчик:

Владимир Ефимович Гимпельсон, профессор факультета экономических наук, директор и ведущий научный сотрудник Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ

Дискуссанты:

Павел Сергеевич Сорокин — доцент Института образования, старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования 

Давид Львович Константиновский — доктор социологических наук, руководитель отдела социологии образования Института социологии РАН

Модератор:
Кирилл Викторович Зиньковский — профессор Института образования, директор Центра финансово-экономических решений в образовании

 Презентация Владимира Гимпельсона

Видео семинаров


 

24 декабря «Результаты PISA-2018 — проблемы и вызовы для российского образования»


Аннотация: 
На днях стали известны результаты новой волны международного мониторинга PISA.
Помимо снижения баллов по отдельным предметам, исследование выявило ряд серьезных проблем в российском образовании.

Сильнее всего упали результаты у детей из “группы риска” — из семей с низким социально-экономическим статусом, а также у жителей сельской местности. Кроме того, выросла доля функционально неграмотных учащихся, которые не владеют минимальными навыками, необходимыми для жизни в современном обществе. 

В рамках семинара эксперты обсудят, какие изменения в системе образования могли спровоцировать такую динамику, и какие меры необходимо предпринять, чтобы сгладить негативные тенденции.

Приглашенные участники:
— Галина Ковалева (ФИОКО)
— Тигран Шмис (Всемирный банк)
— Оксана Решетникова (ФИПИ)
— Ольга Логинова ("Просвещение")

Эксперты Международной лаборатории анализа образовательной политики:
Андрей Борисович Захаров, заведующий  Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ
Анастасия Васильевна Капуза, младший научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политикиИнститута образования НИУ ВШЭ
Ксения Александровна АдамовичСтажер-исследователь Международной лаборатории анализа образовательной политикиИнститута образования НИУ ВШЭ

Дискуссанты :
Виктор Александрович БолотовГлавный научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ
Сергей Геннадьевич Косарецкий, Директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ

 Презентация Оксаны Решетниковой: КИМы для ГИА и международные исследования
Презентация Тиграна Шмиса: исследования Всемирного банка и результаты PISA2018
 Презентация Галины Ковалевой: обсуждаем результаты PISA-2018
 Презентация МЛАОП: анализ результатов PISA-2018
 Презентация Ольги Логиновой: международные исследования и УМК

Видео семинара


 

17 декабря «Почему существует разрыв между исследованиями и реформами в образовании?»



Аннотация:
 
В рамках доклада будет обсуждаться одна из наиболее волнующих тем – почему исследования в области образования не всегда решают проблемы, которые стоят перед образовательными системами разных стран мира. Будут обсуждаться тренды в области исследований образования и вызовы, которые стоят перед образовательными системами. 

Докладчик ответит на следующие вопросы:
— Почему исследования в области образования недостаточно влияют на изменения в образовательной политике?
— Имеет ли значение количество и качество исследований в сфере образования?
— Какие системные риски существуют в образовании на настоящий момент?
— Как новые исследования могут улучшить работу образовательных систем? 


Докладчик:
—Дирк Ван Дамм, глава отдела инноваций и измерений прогресса в образовании ОЭСР — Head of the OECD Innovation and Measuring Progress Divasion  

Дискуссанты:
Сергей Геннадьевич Косарецкий, директор директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук
Марк Львович Агранович, руководитель Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат экономических наук
Игорь Михайлович Реморенко, ректор МГПУ, кандидат педагогических наук
 
Аркадий Аргонович Марголис, ректор МГППУ, кандидат психологических наук, профессор

Модератор:

Семен Васильевич Янкевич — заведующий Лабораторией образовательного права Института образования НИУ ВШЭ, кандидат юридических наук

Презентация семинара (PDF, 1.47 Мб) 
Видео семинара




 

10 декабря Презентация книги Игоря Федюкина  «Прожектеры: Политика и школа в России в Ранее Новое Время»


Аннотация: 

Новая книга директора Центра истории России Нового времени НИУ ВШЭ ставит под сомнение расхожий стереотип, что источником всех новшеств в российском образовании всегда было государство. 

Как показывает предлагаемый в работе детальный анализ институциональных новаций в российском образовании от Петра I до Екатерины II, государство не являлось и не могло являться двигателем изменений, как не были им и российские монархи, в том числе, и сам первый император, несмотря на весь его легендарный энтузиазм по поводу "учения".

В действительности государство являюсь  лишь общей рамкой, платформой для действий индивидуальных "прожектеров", или "административных предпринимателей", которые преследовали свои индивидуальные интересы, пытаясь, разумеется, выдавать их за некоторые общегосударственные. Подобная ситуация не была уникальна для петровской эпохи: как полагает автор, именно логикой административного предпринимательства могут быть объяснены и зигзаги образовательной политики в другие периоды истории.

В работе предлагается общая модель административного предпринимательства и его механизмов, указывается на соотношение предлагаемой модели с существующей историографией и некоторыми современными работами по теории бюрократических систем.

Докладчик:
Игорь Игоревич Федюкин, доцент Школы исторических наук, директор Центра истории Росссии Нового времени факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ





3 декабря «Доступность высшего образования в России: оценка последствий реформы ЕГЭ»


Аннотация: 

В докладе представлены результаты научного исследования по влиянию образовательной реформы на мобильность выпускников средних школ. Выпускники школ стали чаще менять место жительства для продолжения обучения в высших учебных заведениях.  В результате реформы в три раза увеличились показатели географической мобильности выпускников средних школ в небольших городах и поселках городского типа. Это результат устойчив и подтверждается применением разных методов, выборок данных, спецификаций моделей. В исследование представлен анализ и других возможных последствий реформы. 

Докладчики: 
Анна Вячеславовна Юрко, доцент Международного института экономики и финансов
Фабиан  Слони́мчик, доцент Международного института экономики и финансов
Дискуссанты:
 —Нияз Камилиевич научный сотрудник  Лаборатории «Развитие университетов» Института образования
  Валерия Михайловна Малик, ведущий эксперт Лаборатории культурсоциологии и антропологии образования Института образования

Модератор:
Егоров Алексей Алексеевич — младший научный сотрудник Института образования 

Презентация семинара (PDF, 306 Кб) 

Видео семинара


 

26 ноября «Кооперация науки и индустрии в России: барьеры и возможности»


Аннотация: 
Государству следует уделять специальное внимание развитию сетевой кооперации науки и инновационного бизнеса, – к такому выводу приходят Виталий Рудь и Валерия Власова в исследовании, выводы которого легли в основу доклада «Кооперация науки и индустрии в России: барьеры и возможности».

Для усиления кооперации науки и бизнеса должны развиваться специальные таргетированные инструменты. Механизмы господдержки общего характера не способствуют возникновению новых связей между предприятиями, научными организациями и университетами. Также нужно учитывать, что существенная часть сотрудничества бизнеса и науки находится за формальными рамками НИОКР – оказания услуг научно-технического характера.

В исследовании сделан вывод, что в России интерес бизнеса к науке больше зависит от специфики профиля предприятий и их размеров, нежели чем от непосредственных характеристик выбранных инновационных стратегий.

На семинаре Виталий Рудь и Валерия Власова расскажут о роли кооперации с наукой в инновационных стратегиях предприятий и о том, актуальны ли традиционные гипотезы о взаимосвязи промышленности и науки. Опираясь на данные Мониторинга инновационного поведения российских предприятий, будут рассмотрены разные формы сотрудничества науки и бизнеса и то, каким образом влияют на него различные факторы, в первую очередь – государственная поддержка. 

Докладчики:  
—Виталий Александрович Рудь, заместитель заведующего Лабораторией экономики инноваций, доцент Института статистических исследований и экономики знаний
Валерия Вадимовна Власова, научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций Института статистических исследований и экономики знаний

Дискуссанты:
Ксения Романовна Гончар ведущий научный сотрудник Лаборатории анализа проблем конкурентоспособности предприятий Института анализа предприятий и рынков Юрий Вячеславович Симачевдиректор по экономической политике Факультета экономических наукдиректор Центра исследований структурной политики

Модератор:
Александр Владимирович Клягин
 - ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ

Презентация семинара (PDF, 900 Кб) 

Видео семинара

 


 

19 ноября, «Мой дом – моя крепость? Образ дома как ресурс психологического благополучия в подростково-юношеском возрасте»


Аннотация: 
Для того, чтобы хорошо себя чувствовать и эффективно функционировать (т.е. быть психологически благополучным), необходимо правильно организовывать домашнюю среду. Особенно это важно в нестабильном подростково-юношеском периоде с его высоким уровнем повседневного стресса.

На семинаре мы планируем обсудить результаты пятилетнего исследования, выполненного по гранту «Психология дома как жизненной среды человека» Российского научного фонда.

Среди вопросов, которые будут обсуждены – аспекты дома как архетипичной среды, окружающей человека на протяжении всей жизни. Мы расскажем о функциональности дома, его соответствии потребностям человека (релевантность) и феномене привязанности к дому – особой положительной эмоциональной связи со своим жилищем. Мы объясним те процессы, благодаря которым дом начинает отражать индивидуальность обитателей.

Докладчики:  
—Софья Кимовна Нартова-Бочавер — профессор департамента психологии НИУ ВШЭ
—Милана Радионовна Хачатурова —академический директор Аспирантской школы по психологии НИУ ВШЭ
—София Ивановна Резниченко —приглашенный преподаватель Факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Дискуссанты:

—Наталия Николаевна Толстых — доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Социальная психология развития» факультета социальной психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»(МГППУ)
—Ирина Львовна Угланова —стажер-исследователь Лаборатории измерения новых конструктов и дизайна тестов, аспирантка Института образования НИУ ВШЭ
—Константин Павлович Глазков — преподаватель кафедры методов сбора и анализа социологической информации Факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Модератор:
Алексей Сергеевич Обухов - ведущий эксперт Центра исследований современного детства, доцент департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ

Презентация семинара (PDF, 2.23 Мб) 

 Видео семинара


 

12 ноября «Кого ждут на рынке труда и готовы ли к этому вузы? На данных общероссийского обследования рабочей силы»

 

Аннотация:
Высшее образование в России во многом не согласовано с рынком труда. Это не новость, но впервые в распоряжении экспертов появились данные, которые позволяют оценитьпроблему.
Прежде востребованность выпускников высшей школы оценивались на примерах отдельных регионов или профессий, теперь в распоряжении специалистов общероссийские данные. Впервые такой опрос проведен Росстатом в рамках выборочного обследования рабочей силы.

 

В ходе семинара мы проанализируем данные и выявим тенденции, ответим на следующие вопросы:
— Кто и как находит работу после вуза и кому это дается легче?

— Насколько соответствует полученная в вузе специальность полученному рабочему месту -  в целом и по группам специальностей?
— Как отличается статус тех, кто начал работу по специальности, от тех, кто не «воспользовался» вузовскими знаниями?

— Есть ли преимущества у выпускников вузов по сравнению с обладателями среднего специального образования – по уровню средних зарплат и востребованности?

Докладчик: 
Галина Анатольевна Чередниченко, доктор соц.наук, главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН

Дискуссанты:
 Ирина Николаевна Трофимова,  доктор политических наук, главный научный сотрудник Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии ФНИСЦ РАН
 Дмитрий Юрьевич 
Куракин, заведующий Лабораторией культурсоциологии и антропологии образования Института образования НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Центра фундаментальной социологии.
 Аркадий Михайлович Т
юнин, аспирант, аналитик Центра развития навыков и профессионального образования, Институт Образования НИУ ВШЭ

Модератор:

Евгений Алексеевич Савелёнок  - академический руководитель магистратуры «Экономика и управление образованием», доцент департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ


Презентация семинара

Видео семинара


5 ноября «Итоги исследования состояния образовательной среды в регионах России»

Аннотация:

Можно создать лучшую инфраструктуру, но это не гарантирует высокие образовательные результаты. Однако, без хорошей инфраструктуры трудно достичь высоких результатов. 
«Индекс образовательной инфраструктуры регионов России» помогает разобраться в этой парадоксальной ситуации. Институт образования завершил национальное исследование,  в котором сами школьные управленцы называют реальные источники успешности образовательных результатов. Эксперты сопоставили все компоненты инфраструктуры образования в регионах.  На конкретных примерах мы разберем сильные и слабые места образовательной инфраструктуры разных территорий, выявим наиболее  важные из них и определим точки роста.

 «Индекс» – это один из способов измерить и оценить качество управленческих решений с точки зрения инфраструктурных условий. Умная аналитика помогает грамотно выстраивать образовательную политику на федеральном и региональном уровне для реализации задач нацпроекта «Образование».


Докладчики: 
— Татьяна Анатольевна Мерцалова, ведущий эксперт  Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского  Института образования НИУ ВШЭ
—  Сергей Измаилович Заир-Бек, ведущий эксперт региональной группы Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ

Дискуссанты:
—  Светлана Михайловна Авдеева, к т.н., зам.директора  Центра психометрики и измерений в образовании  Института Образования НИУ ВШЭ
—  Алексей Николаевич Майоров, д.п.н., заместитель руководителя аппарата, Комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по образованию 

 Презентация семинара


 Видео семинара



29 октября «Есть ли польза от цифровых средств обучения? Экспериментальное исследование эффективности занятий с «Яндекс.Учебником»

 

Аннотация:
Институт образования НИУ ВШЭ совместно с компанией Яндекс. Учебник завершили первое в России масштабное исследование оценки влияния онлайн-технологий на успеваемость школьников
Впервые в России использован «золотой стандарт» оценивания эффектов в школьном образовании – рандомизированный эксперимент. В нем участвовали более 6 тысяч третьеклассников и их учителей из более 300 школ Новосибирской области и Алтайского края. 
Выводы эксперимента развеивают мифы, которые существуют вокруг цифрового образования. 
— Занятия учащихся с электронными заданиями положительно влияют на образовательные результаты: благодаря им у школьников сохраняется и высокий интерес к учебе; 
— лучше всего новые технологии помогают отстающим ученикам: именно у них зафиксирован наибольший рост результатов; 
— работа с электронными заданиями не увеличила нагрузку на учителей: они не тратили больше времени на подготовку к урокам и проверку домашних заданий. В то же время, они стали чаще обращаться в работе и к другим цифровым ресурсам – не только к тем, которые были задействованы в эксперименте.   

Докладчики: 
—  Андрей Борисович Захаров, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ 
—  Анастасия Васильевна Капуза, младший научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ 
—  Елена Юрьевна Карданова, директор  Центра психометрики и измерений в образовании  Института образования НИУ ВШЭ 
— Анна Алексеевна Харламова, учебный аналитик «Яндекс.Учебник»
— Евгений Валентинович Лурье, директор продукта «Яндекс.Учебник»
— Александр Юрьевич Фенин, менеджер продукта «Яндекс.Учебник»


 Презентация семинара

Видео семинара


15 октября, «Развитие школ и программы Международного бакалавриата в России и мире»

Аннотация:

В 1996 г. две школы – Московская экономическая школа и Школа №45 вступили в Организацию Международного бакалавриата (International Baccalaureate Organization — IBO). Уже тогда эта организация была весьма уважаема в мире, и присоединение к ней означало соответствие школы международным стандартам качества.

Сегодня, через почти четверть века, выросли и сама IBO (сегодня это 5175 школ в 157 странах всех континентов, рост с 2013 г. 40%), и сообщество школ Международного бакалавриата в России (50 школ в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Самаре, Владивостоке, Перми, Калининградской области, Калуге, Когалыме, Московской области, Нижнем Новгороде и Ульяновске, рост с 2013 г. в 2,8 раза).

Докладчики представят анализ причин популярности программ Международного бакалавриата, опыт реализации региональных проектов в России, позволивших расширить географию отечественного IB-сообщества; особое внимание будет уделено сетевому проекту “Москва: международная школа качества”, реализуемому при поддержке Департамента образования и науки города Москвы, позволившему десяткам школ столицы и тысячам учеников и учителей стать частью глобального образовательного пространства.

Также будет рассмотрено влияние вызовов XXI века на базовую концепцию IBO, оценена ее способность соблюдения базовых ценностей организации, сочетания социального, академического и технологического сюжетов в школьном образовании, перспектив интеграции международных и отечественных образовательных стандартов в период очередного пересмотра последних, происходящего в настоящее время.

Докладчики:

Д-р Владимир Д. Кусковский — директор Education First Academy, профессор Van Loan Graduate School в колледже Endicott, консультант ряда российских и международных образовательных проектов.

Михаил Я. Шнейдер — директор Школы №45 имени Л.И.Мильграма, президент Некоммерческого партнерства содействия развитию международных школ (ИНТЭСКО), заместитель руководителя рабочей группы проекта «Москва: международная школа качества».

 

Дискуссанты:

Тарас Валерьевич Пащенко — заведующий Лабораторией проектирования содержания образования


Модератор:
Андрей Захаров — заведующий Международной лаборатории анализа образовательной политики


 Презентация семинара


Видео семинара



8 октября, «Как расширить пространство для развития критического мышления и креативности?»

 

Аннотация:

Эксперты Института образования представят итоги большого проекта, который длился три года под эгидой ОЭСР. В российском «сегменте» проекта «Формирование и оценка креативности и критического мышления» участвовали 2 тысячи учеников начальных и средних классов из 20 школ Москвы и 90 учителей.

Группа специалистов ИСРО РАО разработала более 20 заданий для уроков нового типа, направленных на развитие  креативности, критического мышления, коммуникативных навыков. Эти задания школьники выполняли на  уроках математики и естественных наук в рамках изучаемой программы. На «входе» и «выходе» из эксперимента с помощью тестов и опросников измерялся уровень формируемых навыков.

На семинаре исследователи поделятся своими наблюдениями: как проходил эксперимент, какие результаты он показал и с какими неожиданностями встретились ученые. Представят образцы креативных заданий и новых оценочных инструментов. Обсудят трудности, возникавшие у учителей, участвовавших в эксперименте, и новый опыт, который получили ученики.

Докладчики:

Марина Александровна Пинская, ведущий сотрудник Центра общего и дополнительного образования им.А.А.Пинского

Александра Михайлова, аналитик Центра общего и дополнительного образования им.А.А.Пинского

Надежда Авдеенко, аналитик Лаборатории проектирования содержания образования

Дискуссанты:

Тарас Валерьевич Пащенко — заведующий Лабораторией проектирования содержания образования 

Елена Юрьевна Федоренко — доцент, кандидат педагогических наук, Сибирский Федеральный Университет

 Презентация семинара

Видео семинара


1 октября, «Как удвоить число иностранных студентов в России до 2024 года. На опыте интернационализации 900 вузов мира»

Аннотация:
Единственное исследование глобального уровня в области интернационализации высшего образования сравнивает стратегии 900 университетов.  Подробный анализ ключевых элементов помогает увидеть тенденции, драйверы, дефициты и ключи успеха. Вместе с экспертами Международной ассоциации университетов постараемся переложить мировой опыт на российскую действительность. Какие перспективы и риски? Обсудим вместе.

Докладчик
:
Джорджио Маринони, Международная ассоциация университетов (International Association of Universities)

Дискуссанты:

Антон Ворочков – аспирант Мадридского автономного университета, член исследовательской группы GIPES, стажер Института образования НИУ ВШЭ

Ирина Карелина — старший директор по стратегическому развитию НИУ ВШЭ

Юлия Гринкевич — Директор по интернационализации НИУ ВШЭ

Модератор:

Дарья Платонова – заведующая ПУЛ «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ

Рабочий язык – английский с синхронным переводом.

Видео семинара


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.