Когда ударила пандемия, учебу худо-бедно удалось организовать в дистанте – а вот с оценкой качества образования на удаленке оказалось гораздо сложнее. Даже текущий контроль за тем, как ученики осваивают материал, сильно пострадал, а экзамены с высокими ставками тем более сложно было бы проводить дистанционно. Россия в 2020-м отменила ОГЭ для девятиклассников, а ЕГЭ провела в традиционной форме, но позже и с высокими мерами безопасности. Примерно так же поступили большинство государств. Эксперты из постсоветских стран обсудили опыт своих образовательных систем в книге «Оценка качества образовательных систем в условиях дистанционного обучения». Ее выпустили Всемирный банк, НИУ ВШЭ и Евразийская ассоциация оценки качества образования.
Новости
Летний институт – 2021 продолжает набор слушателей: осталось несколько недель, чтобы подать заявку на участие. Ждем студентов, аспирантов, ученых со степенями и без, а также практиков из сферы образования – всех, кто ведет исследования, хочет найти успешные кейсы для своей работы или запустить собственный проект. Летние школы Инобра помогут погрузиться в интересную вам тему, пообщаться с ведущими российскими и мировыми специалистами, коллегами из разных городов и стран, а может быть, и создавать новые команды, находить соавторов и единомышленников. Рассказываем, кого и чему научат в наших летних школах.
Критическое мышление и креативность в науке называют сложными конструктами – действительно, трудно понять, как они устроены и, тем более, как их оценить. Но измерять их все-таки можно: и для этого можно использовать современный подход, где каждое задание – это сложный сценарий, в ходе которого человеку нужно решить серию задач из реальной жизни. О перспективах такого метода исследователи Инобра пишут в аналитическом докладе «Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования». Они анализируют мировой опыт и строят прогнозы, как измерение «мягких навыков» студентов изменит качество высшего образования.
Новоколледж ломает все стереотипы сразу. Сейчас не лучшее время для бизнеса в образовании... Этот частный колледж открыли в Новосибирске два года назад, но по количеству и качеству набора он уже обогнал бесплатные государственные. Среднее профессиональное выбирают молодые люди с низкой мотивацией к учебе... В Новоколледж идут даже выпускники 11 классов. Не для творчества... Новосибирская модель liberal arts бьет региональные рекорды по количеству желающих на них учиться. Сергей Чернышов и Екатерина Соловьева придумали свой проект, когда были студентами магистратуры «Управление в высшем образовании». Сергей работал в новосибирском вузе и, по его словам, «дошел до точки, когда или уезжаешь, или открываешь что-то свое». Екатерина – проректор Московского института психоанализа: вуз стал инвестором новосибирского проекта. Мы поговорили с ними о том, как удалось запуститься всего за сто дней, почему не надо студентов «готовить к рынку труда» и зачем колледжу жить по заветам Ван Гога.
В каждой стране свой «профиль» неравенства в образовании: здесь вполне можно перефразировать крылатые слова Льва Толстого о том, что каждая несчастливая семья несчастна по-своему. Сравнить проблемы и способы их решения с опытом других стран всегда интересно. Тем более, если сравнивает человек, у которого перед глазами много примеров. О российском неравенстве в школе и вузе, а также собственном опыте исследования этой темы рассказывает Адам Джеймар – постдок Института образования. Он родился и учился в США, докторскую степень защищал в Великобритании, работал в Китае. Уже год Адам живет в Москве. Здесь он учит русский язык, катается на коньках и болеет за «Спартак», но главное – изучает неравенство в российском образовании вместе с командой Центра социологии культуры Инобра.
Как делать связные и сбалансированные уроки, закладывая в логику процесса нужный образовательный результат. Бенджамин Блум 60 лет назад сконструировал таксономию учебных целей, которая стала известна на весь мир. Методика пережила 19 модернизаций, но осталась базовой и применимой для всех уровней образования. Все начинается с вопроса «Чему мы хотим научить?» – подчеркивает ученик основоположника профессор Лорин Андерсон (США) и соавтор книги о современной таксономии. На открытом семинаре Инобра он прочитал лекцию «Куда приводит Блум, или как «вырастить» образовательный результат по плану».
В России развиваются успешные проекты, которые помогают школьникам лучше спланировать и запустить карьеру. Но зачастую они не массовые, а адресованы нескольким уязвимым группами – например, взрослым и детям с ограниченными физическими возможностями или выпускникам детдомов. Научные сотрудники Центра социологии культуры Инобра считают, что этот опыт было бы полезно масштабировать на более широкие слои населения.
Российские школьники массово жалуются на усталость от школы и нагрузку. Если дети действительно перегружены, то нужно искать решение этой проблемы. Скорее всего, речь должна идти не о жестких ограничениях, а о точечных изменениях для конкретных школ, классов и даже детей. Однако можно обсуждать и исследовать более радикальные сценарии, например, увеличение срока обучения в школе до 12-ти лет - считает научный сотрудник Лаборатории образовательного права Инобра Надежда Княгинина. На круглом столе в Госдуме она рассказала о результатах исследования нагрузки школьников, которое включало опрос 803 детей из 14 субъектов страны. Пересказываем его ключевые тезисы.
Платформы избавляют педагогов от рутины и делают программу интереснее для учеников. Казалось бы, это аксиома, и все должны быть рады. Но в среде преподавателей часто встречается другое отношение к новым технологиям. Особенно – на первом этапе и если эти технологии внедряются «сверху», по решению дирекции или чиновников. В чем причины сопротивления инновациям, как и благодаря чему преподаватели постепенно меняют свое мнение – обсудили на открытом семинаре ВШЭ по образованию.
Навыки чтения детей на казахском языке можно будет измерить с помощью нового инструмента, а авторы новаторских идей в образовании получат поддержку по российской модели. Это – лишь часть новых возможностей, которые появятся у системы образования Казахстана благодаря договору, который заключили Вышка и Казахский национальный педагогический университет имени Абая. Научные сотрудники Инобра возглавят пять проектов в соседней стране: это и исследования, и передача опыта, обкатанного в российских условиях.