В 2021 году в России появятся международные курсы повышения квалификации для директоров школ – их разрабатывают Инобр и Гёте-институт, немецкая неправительственная организация, работающая в сфере образования и культуры во всем мире. На курсах управленцы смогут перенимать опыт немецких коллег по нескольким направлениям, в частности – как развивать в своих школах проектное обучение, 4К-программы и иностранные языки. Соглашение о разработке концепции курсов подписано накануне Нового года.
Новости
Сектор эдьютейнмента, неформального «обучения через развлечение», пострадал от пандемии больше всего. Атмосферу реального общения и игры в командах не так-то просто перенести в zoom. Но именно здесь многие эксперты увидели спасательный круг для школы, которая тоже переживает непростые времена. Вовлеченность, мотивация, живые эмоции – всё это атрибуты «развлекательных» методик, которые интересно было бы привить классическому образованию.
В круглом столе «От развлечения к образованию: каков истинный потенциал в Edutainment?», организованном Центром общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, участвовали практики, политики, исследователи из разных стран. Публикуем главные тезисы из их выступлений.
В круглом столе «От развлечения к образованию: каков истинный потенциал в Edutainment?», организованном Центром общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, участвовали практики, политики, исследователи из разных стран. Публикуем главные тезисы из их выступлений.
Богатый становится еще богаче, сильный – еще сильнее, а шансы остальных на успех лишь падают. В социологии и экономике этот феномен получил название «Эффект Матфея» – по имени евангелиста, писавшего, что «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что есть». Подобную опасность научные сотрудники ПУЛ «Развитие университетов» Сергей Малиновский и Екатерина Шибанова увидели для российских регионов. Среди них есть «магниты», куда стекаются сильные студенты, процветают, а «доноры» теряют в возможностях. Неравенство в высшем образовании растет из-за многих факторов. То, как развивается в России магистратура – один из них.
Несколько лет назад в России началась масштабная кампания по слиянию университетов. В 2015 – 2018 годах эти процессы затронули треть учебных заведений, подконтрольных Минобрнауки. Экономические и прочие эффекты посчитаны, но вопрос, как к этому относились студенты и как это сказалось на их самочувствии, остался за кадром. Проблему исследовала Ксения Романенко, аналитик ПУЛ «Развитие университетов» Инобра. Только что она защитила диссертацию об этом и получила степень PHD in Education.
Навыки коммуникации и кооперации занимают важное место в системе школьного образования, по крайней мере, формально. На вторничном семинаре состоялась презентация инструмента оценки этих навыков в начальной и средней школе. Проект стал примером успешной кооперации между представителями разных наук – психометриками и лингвистами.
Инобр и Казахский национальный педуниверситет имени Абая подвели итоги второго года работы «зеркальных лабораторий». Своего рода эксперимент на постсоветском пространстве: российские эксперты помогают казахским коллегам обследовать образовательную систему. Готовят исследования в соавторстве, но основной акцент – на решения для практики. Большая часть проектов 2020-го была связана с высшим образованием.
Сегодня 70-летний юбилей отмечает наш друг и коллега Владислав Владиславович Сериков – профессор, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО. Он начал одним из первых исследовать темы детской и подростковой самостоятельности и был среди тех, кто создал современное представление о личностно-ориентированном обучении.
В столичных школах хорошо учат. На днях об этом снова заговорили все: были опубликованы результаты международного исследования TIMSS. Баллы московских школьников оказались выше не только общероссийских, но и средних по Европе. В чем секрет «московского чуда» – мнения расходятся, а исследования еще не проводились. Группа молодых ученых из Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании нашла способ проверить все гипотезы. Поможет в этом кейс Новой Москвы. Проект получил грант «Доказательная политика 2020» Центра перспективных управленческих решений.
Forbes опубликовал первый рэнкинг частных школ Москвы – в него вошли тридцать лучших учебных заведений. Эксперты оценивали не только академические результаты учеников, но и доступность школ, качество инфраструктуры и возможности для обучения и развития. Соавтор рэнкинга, выпускница программы «Управление образованием» Инобра Мария Васильева рассказала, на что ориентироваться родителям, которым интересно что-то большее, чем госшкола, и как выживает сегодня частный сектор в образовании.
Система высшего образования России уникальна – как минимум, в одном: по степени «концентрации власти» в руках федеральных органов. В других странах, даже похожих, управленческие полномочия переданы в регионы или хотя бы распределены между двумя уровнями власти. Как влияет этот «особый путь» на эффективность и конкуренцию вузов – изучил Олег Лешуков, заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» Инобра. Он защитил диссертацию и получил степень PhD in Education.