В России развиваются успешные проекты, которые помогают школьникам лучше спланировать и запустить карьеру. Но зачастую они не массовые, а адресованы нескольким уязвимым группами – например, взрослым и детям с ограниченными физическими возможностями или выпускникам детдомов. Научные сотрудники Центра социологии культуры Инобра считают, что этот опыт было бы полезно масштабировать на более широкие слои населения.
Новости
Российские школьники массово жалуются на усталость от школы и нагрузку. Если дети действительно перегружены, то нужно искать решение этой проблемы. Скорее всего, речь должна идти не о жестких ограничениях, а о точечных изменениях для конкретных школ, классов и даже детей. Однако можно обсуждать и исследовать более радикальные сценарии, например, увеличение срока обучения в школе до 12-ти лет - считает научный сотрудник Лаборатории образовательного права Инобра Надежда Княгинина. На круглом столе в Госдуме она рассказала о результатах исследования нагрузки школьников, которое включало опрос 803 детей из 14 субъектов страны. Пересказываем его ключевые тезисы.
Платформы избавляют педагогов от рутины и делают программу интереснее для учеников. Казалось бы, это аксиома, и все должны быть рады. Но в среде преподавателей часто встречается другое отношение к новым технологиям. Особенно – на первом этапе и если эти технологии внедряются «сверху», по решению дирекции или чиновников. В чем причины сопротивления инновациям, как и благодаря чему преподаватели постепенно меняют свое мнение – обсудили на открытом семинаре ВШЭ по образованию.
Навыки чтения детей на казахском языке можно будет измерить с помощью нового инструмента, а авторы новаторских идей в образовании получат поддержку по российской модели. Это – лишь часть новых возможностей, которые появятся у системы образования Казахстана благодаря договору, который заключили Вышка и Казахский национальный педагогический университет имени Абая. Научные сотрудники Инобра возглавят пять проектов в соседней стране: это и исследования, и передача опыта, обкатанного в российских условиях.
На дистанте всем было трудно не только с непривычки или по техническим причинам. Проблемы лежат глубже: школа и ученик говорят на разных языках. Это касается и модели общения педагога с детьми, и того, как написаны учебники. Но главное – устарели представления школы о мере самостоятельности детей, о том, что они могут, а что не могут решать сами. Такие выводы делают эксперты Инобра Мария Добрякова и Олеся Юрченко в докладе «Дистанционное обучение в школе: три уровня коммуникативных трудностей».
Во всем мире есть высокоселективные вузы, которые привлекают самых талантливых студентов, и университеты, где учатся все остальные. В России эта разница, которую ученые называют вертикальной дифференциацией, еще и закреплена статусом федеральных, опорных университетов, НИУ и Проектом 5-100. Пандемия явно проявила эти различия и сделала их опасными для регионов. Исследователи из лаборатории «Развитие университетов» Инобра и УрФУ изучили, какие последствия она может иметь для разных сегментов вузов. Статья вышла в «Вопросах образования».
Учителя, которым не помогают ни коллеги, ни семьи учеников, больше других подвержены стрессу и выгоранию – это подтвердило недавнее исследование Инобра. Как лучше организовать такую помощь, предложили выпускники программы «Управление образованием». На защите дипломных работ Леонид Паштон представил модель, которая поможет педагогам одной школы эффективно сотрудничать, чтобы достигать высоких образовательных результатов. Наталья Сченснович – методику измерений, чтобы выстраивать партнерство семьи и школы и коммуникацию с родителями. Александр Стариков – схему, которая помогает школе принять реформы и изменения.
В России изменятся нормы семейного образования. Минпрос разработал проект приказа об организации порядка образовательной деятельности, главные поправки в котором касаются семейной формы обучения. Эксперты ждали, что документ снимет барьеры, которые стоят на пути родителей, чьи дети учатся дома, но этого не произошло, – считает Семён Янкевич, заведующий Лабораторией образовательного права Инобра . Он рассказал об основных проблемах, которые государству все-таки нужно решить.
На одну и ту же пандемию школьники разных стран отреагировали по-разному. Такой вывод позволяет сделать «Школьный барометр», масштабное исследование, которое проводилось в четырех странах – России, Швейцарии, Германии и Австрии. Отличия в причинах стресса учеников позволили сравнить системы образования с новой точки зрения. Один из выводов, прозвучавших на вторничном семинаре Инобра – в российской школе надо развивать самостоятельность детей и подростков. Пока на фоне Европы она хромает.
В России могут появиться общие программы вузов и колледжей, которые позволят сэкономить студентам два года и дать возможность учиться по альтернативному – практико-ориентированному треку. Пока эту модель планируют опробовать на одной из программ Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), но в перспективе ею смогут воспользоваться до 15% российских студентов колледжей. Эксперимент поддержали в Минобрнауки в рамках программы федеральных инновационных площадок. Авторы проекта – выпускницы магистерской программы «Управление в высшем образовании» этого года, сотрудницы КНИТУ-КАИ: Марина Никандрова и Екатерина Загребина. Проект стал для них выпускной квалификационной работой.