В России создается национальный научный центр мирового уровня, который займётся исследованием вопросов повышения качества жизни в стране. Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала объединит усилия четырех крупных научных организаций – Вышки, РАНХиГС, МГИМО и Института этнологии и антропологии РАН. В четверг, 14 января, их руководители выступят на Гайдаровском форуме и расскажут, как собираются решить поставленные задачи.
Новости
Неравенство называют одной из главных проблем российской школы. Особенно часто о нем говорили в ушедшем году, когда разный доступ к интернету, компьютерам и смартфонам обострил проблему. Основные «слагаемые» неравенства давно изучены и измерены: есть много исследований, как влияют на оценки доход и статус семьи, размер населенного пункта. Есть еще один фактор: контингент школы, или, как это называется официально, «социально-экономическая композиция» (СЭК). Но точных оценок влияния не было: вклад школы редко можно отделить от вклада индивидуальных способностей учеников. Подсчитать его удалось Юлии Керша из Центра общего и дополнительного образования имени Пинского.
Трудно представить, как учить по zoom токаря или сварщика. Есть масса профессий, которые не освоишь «в теории», и больше всего их в секторе среднего профессионального образования. Как он выживает в «карантинном» 2020 году и как разные страны решали его проблемы – изучили Ольга Романова из Центра развития навыков и профессионального образования и ее соавторы Дмитрий Глушко и Ирина Бойко. «Революционных» решений не нашел никто, пострадали и богатые, и бедные страны. Эксперты выясняли, какие решения могут помочь системе СПО в будущем, если подобные ЧП повторятся.
Пока большинство учится из дома, про «цифру» в самой школе вспоминают не так часто. Так ли важно, чем оборудованы классы и проведен ли wi-fi, если всё это почти не используют? Но рано или поздно все вернутся в школьное здание. Эксперты Инобра изучили, что происходит с цифровой средой школы, и сделали вывод – она меняется недостаточно быстро. Квалификацию директоров и учителей надо повышать по-другому, но главное – школе нужны помощь и ресурсы для цифровизации.
У обучения в онлайне масса достоинств. Например, можно жить вдали от цивилизации и проходить лучшие курсы у ведущих экспертов. Но есть и пока нерешенные задачи. В их числе — сравнительно меньшая вовлеченность, чем при очном обучении в классе. Ученику наедине с компьютером или смартфоном легче отвлечься, потерять интерес и концентрацию внимания. Чтобы решить эту задачу, в 2021 году Институт образования НИУ ВШЭ и образовательная онлайн-платформа Учи.ру запускают совместный исследовательский проект. Он направлен на изучение новых технологий, призванных повысить вовлеченность детей при онлайн- и дистанционном обучении.
Про «индивидуальный подход» слышал каждый учитель, но мало кто применяет его на практике. Обычно это сводится к разному объему заданий для сильных и слабых учеников. «О, ты быстро справился, вот тебе задачка со звездочкой, – а с тобой мы еще потренируемся на простых примерах». Но урок можно делать совсем разным для детей из одного класса – когда один слушает учителя, другой сам читает учебник, третий разбирает новую тему в компании друзей. Школьник сам выбирает всё – даже задания и пособия.
Школьные программы и учебники напичканы фактами, формулами, правилами. Их трудно запомнить, они не складываются в общую картину мира. Один из способов привести в порядок весь этот массив данных предлагают научные сотрудники Лаборатории проектирования содержания образования Инобра. Они советуют присмотреться к практике выделения «больших идей», которую применяют школы нескольких стран. Зарубежный опыт и советы российским педагогам эксперты приводят в монографии, изданной в серии «Современная аналитика образования».
На последнем в 2020-м году вторничном семинаре эксперты Института стратегии развития образования Российской академии образования рассказали о новых направлениях исследования PISA, результатах российских учащихся, а также об инструменте комплексного измерения функциональной грамотности.
Пока крупные школы в мегаполисах запускают свои LMS, «рядовые» в провинции выкручиваются, кто как может. Учителям и директорам приходится находить такие решения, чтобы учиться смогли все – включая тех, у кого плохой интернет или нет компьютера. Как строится учеба в небольших городах и сельских районах, изучил Александр Мендель – эксперт лаборатории цифровой трансформации образования Инобра. В докладе, опубликованном в серии «Факты образования», он разобрал десять кейсов школ из разных регионов.
Чтобы стать учителем, нужно специальное образование. Госстандарты точно определяют, что должен знать и уметь педагог. С директором школы сложнее. Официальные требования (например, на аттестации) конкретны в хозяйственных и административных вопросах. А вот задачи по качеству образования четко не сформулированы. Поставить их и узнать способы, как улучшить образовательный результат своей школы, позволит курс «Организационные практики и инструменты в работе лидера образовательной организации». За год его прошли на Coursera почти полторы тысячи управленцев. Какие проблемы директора и как он решает – рассказывает куратор курса Дмитрий Михайловский.