• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Жизни в России поможет человеческий потенциал

Жизни в России поможет человеческий потенциал
В России создается национальный научный центр мирового уровня, который займётся исследованием вопросов повышения качества жизни в стране. Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала объединит усилия четырех крупных научных организаций – Вышки, РАНХиГС, МГИМО и Института этнологии и антропологии РАН. В четверг, 14 января, их руководители выступят на Гайдаровском форуме и расскажут, как собираются решить поставленные задачи.

Неравенству нашли еще одну причину

Неравенству нашли еще одну причину
Неравенство называют одной из главных проблем российской школы. Особенно часто о нем говорили в ушедшем году, когда разный доступ к интернету, компьютерам и смартфонам обострил проблему. Основные «слагаемые» неравенства давно изучены и измерены: есть много исследований, как влияют на оценки доход и статус семьи, размер населенного пункта. Есть еще один фактор: контингент школы, или, как это называется официально, «социально-экономическая композиция» (СЭК). Но точных оценок влияния не было: вклад школы редко можно отделить от вклада индивидуальных способностей учеников. Подсчитать его удалось Юлии Керша из Центра общего и дополнительного образования имени Пинского.

«Синих воротничков» готовят к ЧП

«Синих воротничков» готовят к ЧП
Трудно представить, как учить по zoom токаря или сварщика. Есть масса профессий, которые не освоишь «в теории», и больше всего их в секторе среднего профессионального образования. Как он выживает в «карантинном» 2020 году и как разные страны решали его проблемы – изучили Ольга Романова из Центра развития навыков и профессионального образования и ее соавторы Дмитрий Глушко и Ирина Бойко. «Революционных» решений не нашел никто, пострадали и богатые, и бедные страны. Эксперты выясняли, какие решения могут помочь системе СПО в будущем, если подобные ЧП повторятся.

Куда приводит вай-фай

Куда приводит вай-фай
Пока большинство учится из дома, про «цифру» в самой школе вспоминают не так часто. Так ли важно, чем оборудованы классы и проведен ли wi-fi, если всё это почти не используют? Но рано или поздно все вернутся в школьное здание. Эксперты Инобра изучили, что происходит с цифровой средой школы, и сделали вывод – она меняется недостаточно быстро. Квалификацию директоров и учителей надо повышать по-другому, но главное – школе нужны помощь и ресурсы для цифровизации.

Вовлечь в онлайн

Вовлечь в онлайн
У обучения в онлайне масса достоинств. Например, можно жить вдали от цивилизации и проходить лучшие курсы у ведущих экспертов. Но есть и пока нерешенные задачи. В их числе — сравнительно меньшая вовлеченность, чем при очном обучении в классе. Ученику наедине с компьютером или смартфоном легче отвлечься, потерять интерес и концентрацию внимания. Чтобы решить эту задачу, в 2021 году Институт образования НИУ ВШЭ и образовательная онлайн-платформа Учи.ру запускают совместный исследовательский проект. Он направлен на изучение новых технологий, призванных повысить вовлеченность детей при онлайн- и дистанционном обучении.

Демократия юнитов сделает урок интересным

Демократия юнитов сделает урок интересным
Про «индивидуальный подход» слышал каждый учитель, но мало кто применяет его на практике. Обычно это сводится к разному объему заданий для сильных и слабых учеников. «О, ты быстро справился, вот тебе задачка со звездочкой, – а с тобой мы еще потренируемся на простых примерах». Но урок можно делать совсем разным для детей из одного класса – когда один слушает учителя, другой сам читает учебник, третий разбирает новую тему в компании друзей. Школьник сам выбирает всё – даже задания и пособия.

Содержанию образования прописали «большие идеи»

Содержанию образования прописали «большие идеи»
Школьные программы и учебники напичканы фактами, формулами, правилами. Их трудно запомнить, они не складываются в общую картину мира. Один из способов привести в порядок весь этот массив данных предлагают научные сотрудники Лаборатории проектирования содержания образования Инобра. Они советуют присмотреться к практике выделения «больших идей», которую применяют школы нескольких стран. Зарубежный опыт и советы российским педагогам эксперты приводят в монографии, изданной в серии «Современная аналитика образования».

PISA измеряет «мягкие» навыки

PISA измеряет «мягкие» навыки
На последнем в 2020-м году вторничном семинаре эксперты Института стратегии развития образования Российской академии образования рассказали о новых направлениях исследования PISA, результатах российских учащихся, а также об инструменте комплексного измерения функциональной грамотности.

Лайфхаки вместо онлайна

Лайфхаки вместо онлайна
Пока крупные школы в мегаполисах запускают свои LMS, «рядовые» в провинции выкручиваются, кто как может. Учителям и директорам приходится находить такие решения, чтобы учиться смогли все – включая тех, у кого плохой интернет или нет компьютера. Как строится учеба в небольших городах и сельских районах, изучил Александр Мендель – эксперт лаборатории цифровой трансформации образования Инобра. В докладе, опубликованном в серии «Факты образования», он разобрал десять кейсов школ из разных регионов.

Пять ключей для эффективной школы

Пять ключей для эффективной школы
Чтобы стать учителем, нужно специальное образование. Госстандарты точно определяют, что должен знать и уметь педагог. С директором школы сложнее. Официальные требования (например, на аттестации) конкретны в хозяйственных и административных вопросах. А вот задачи по качеству образования четко не сформулированы. Поставить их и узнать способы, как улучшить образовательный результат своей школы, позволит курс «Организационные практики и инструменты в работе лидера образовательной организации». За год его прошли на Coursera почти полторы тысячи управленцев. Какие проблемы директора и как он решает – рассказывает куратор курса Дмитрий Михайловский.