• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Спроектировали онлайн для инженеров – Татьяна Семенова предложила модель, как внедрять МООК в технических вузах

Спроектировали онлайн для инженеров – Татьяна Семенова предложила модель, как внедрять МООК в технических вузах
Экономика России остро нуждается в инженерах: об этом говорят давно, как и о том, что нужно увеличить их выпуск в вузах. Но как это сделать? Включать массовые онлайн-курсы (МООК) в вузовские программы – один из очевидных рецептов: тогда практики лучших университетов будут доступны студентам по всей стране. Но о том, насколько эффективны онлайн-курсы в высшем инженерном образовании, до сих пор идут споры. Доказательное исследование начинает Татьяна Семенова, научный сотрудник Центра социологии высшего образования: в своей работе она показала, что онлайн может не уступать очным курсам на инженерных специальностях, но при соблюдении определенных условий. Это стало темой ее диссертации кандидата наук об образовании (PhD HSE), на днях защищенной в Высшей школе экономики.

Как измерить счастье в школе – психометрики предлагают не гадать, а обратиться к проверенным инструментам

Как измерить счастье в школе – психометрики предлагают не гадать, а обратиться к проверенным инструментам
Счастье – не научное понятие и изучениям не подлежит? Не совсем: наука может говорить о счастье, если называть так высший уровень субъективного благополучия, и его можно вполне измерить. Как именно это организовать в школе и вузе, на какие инструменты опереться и в чем соблюдать осторожность, советуют психометрики Института образования ВШЭ Татьяна Канонир, Алена Куликова и Екатерина Орел. Они опубликовали гайд по современным методам измерений этого конструкта. Книга, в которую вошла эта глава, так и называется: «Счастье: биопсихосоциальные и антропологические перспективы», ее составили исследования ученых из разных стран.

Курс о том, как не только делать, но и заказывать исследование, получил грант фонда Потанина

Курс о том, как не только делать, но и заказывать исследование, получил грант фонда Потанина
Любые решения в образовании (и не только) должны опираться на данные и доказательный подход. В этой истине уже давно никто не сомневается. Но куда ведут благие намерения – известно, так что на практике часто всё получается наоборот. Управленцев учат методам исследований (обычно социологическим), хотя им нужно не это, а умение грамотно решить, какое исследование и кому заказать, а затем оценить его качество. На новом принципе будет построен новый курс для магистратуры Инобра «Доказательный подход для исследователей и практиков образования» – только что он получил грантовую поддержку Фонда Потанина и будет разработан для студентов Инобра и Вышки.

Инструмент проверки обещаний – Инобр оценил ведущие онлайн-школы для взрослых с помощью новаторской методики

Инструмент проверки обещаний – Инобр оценил ведущие онлайн-школы для взрослых с помощью новаторской методики
Институт образования ВШЭ представил результаты исследования, объектом которого стали 12 IT-курсов популярной онлайн-школы Skillbox, точнее карьерные изменения, произошедшие с выпускниками. Это новаторская методика, которая позволяет оценить результативность обучения для взрослых с новой точки зрения. С помощью инструмента Инобра компании могут проводить своего рода аудит качества своих онлайн-курсов: Skillbox стал уже четвертой школой, до этого исследования своих программ инициировали Яндекс Практикум, Elbrus Bootcamp и «Нетология».

«Стесняюсь сказать, что я психолог» – Катерина Поливанова об уроках великих, родительских ошибках и о том, где спрятан ключ к пониманию детства

«Стесняюсь сказать, что я психолог» – Катерина Поливанова об уроках великих, родительских ошибках и о том, где спрятан ключ к пониманию детства
Больше 20 лет назад Катерина Поливанова получила докторскую степень — предложила концепцию критических возрастов, популярную до сих пор, — и поняла, что на этом ее пути с психологией расходятся. Ключ к пониманию современного детства — то, что ей интересно — лежит где-то за пределами этой науки, и надо искать. Так появился ни на что не похожий Центр в Инобре, и его научный руководитель — тоже ни на кого не похожая, острая на язык и свободная в суждениях. В этом году Катерине Поливановой присвоено звание ординарного профессора НИУ ВШЭ.

Уроки физики и химии стали похожи на «бесконтактное карате» – экспертов волнует снижение показателей по естественным наукам в школе

Уроки физики и химии стали похожи на «бесконтактное карате» – экспертов волнует снижение показателей по естественным наукам в школе
Сегодня много говорят о технологическом суверенитете страны, однако без специалистов его не построишь – нужны конструкторы, инженеры, технологи. А их среди выпускников школы всё меньше. Нужно менять подход к обучению естественным наукам, потому что нынешний уровень создает «прямую угрозу развитию высшего технологического образования в России» – об этом пишут Исаак Калина, профессор Инобра Елена Чернобай и Мария Коверова. Их статья вышла в свежем номере журнала «Образовательная политика».

Втайне от учителя – самостоятельность в школе начинается вне зоны видимости педагогов

Втайне от учителя – самостоятельность в школе начинается вне зоны видимости педагогов
Возможна ли самостоятельность в современной школе? Такой вопрос вынесен в название статьи руководителей Центра исследований современного детства Инобра Катерины Поливановой и Александры Бочавер, опубликованной в журнале «Психологическая наука и образование». На простой, как кажется, вопрос нет однозначного ответа: в традиционном виде – нет, школа не место для самостоятельности. Ее «точками роста» оказываются разве что укромные уголки школьного пространства. Однако с переходом на индивидуальные треки, на возможность выбирать, на проектный формат учебы и с ростом популярности кружков и секций – школа наконец-то может стать местом, где детская самостоятельность будет расти вполне «легально».

В вузах слишком многого ждут от эффективного контракта – в исследовании рассказали о завышенных зарплатных ожиданиях преподавателей

В вузах слишком многого ждут от эффективного контракта – в исследовании рассказали о завышенных зарплатных ожиданиях преподавателей
Каждому надо платить по справедливости, чтобы не было «уравниловки»: этот принцип до сих пор выглядит недостижимым идеалом. Чтобы приблизиться к нему, несколько лет назад в вузах начали вводить систему эффективного контракта. Она строится на многих показателях, которые помогают оценить объем и качество труда каждого сотрудника. Система так и не стала массовой, о ней по-прежнему много спорят. Что ожидают от эффективного контракта преподаватели тех вузов, где его еще нет, и оправдались ли надежды там, где по этой схеме уже работают? Это стало темой исследования, которое провели Павел Деркачев, ведущий научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании, и его коллеги из нескольких российских и белорусских вузов – Жанна Варакина, Наталия Гусева и Наталья Клишевич. По результатам исследования они написали статью, опубликованную в журнале «Университетское управление: практика и анализ».

Вытащить из «черного ящика» – ценности и мотивации студентов изучат специально, чтобы сократить отсев из топовых вузов

Вытащить из «черного ящика» – ценности и мотивации студентов изучат специально, чтобы сократить отсев из топовых вузов
В лучшие университеты России трудно попасть, а вот выпасть из них, судя по всему, довольно просто – отсев достигает 25 – 30%. Это не очень объяснимо, учитывая, что поступают туда самые «сливки», интеллектуальная элита, те, для кого учиться – не сложно. Тем более, государство вкладывает в топовые вузы большие ресурсы именно для того, чтобы создать лучшие возможности для учебы. Значит, есть причины, из-за которых этими возможностями не пользуются, и, может быть, университет не вполне «угадывает» – что от него нужно студенту. Это одна из проблем, ставших вызовом для нового масштабного исследовательского проекта Инобра.

Хорошо забытое новое для образования – в аспирантуре Инобра будем извлекать рецепты будущего из неизученного прошлого

Хорошо забытое новое для образования – в аспирантуре Инобра будем извлекать рецепты будущего из неизученного прошлого
Кроме бытовых разговоров, как хорошо учили в СССР, о социалистической модели образования известно немного. Вернее, кто помнит отдельные случаи из своей жизни или жизни папы и бабушки – тот и так помнит, а предметом серьезного научного анализа образовательные модели прошлого не были. Тем более, они всё-таки разные – если мы что-то знаем про советскую школу и вуз, то вряд ли хорошо представляем вьетнамские или, уж тем более, систему образования какой-нибудь Югославии. Лавка древностей? Нет. Ведь прошлое задает колею развития для будущего. И без понимания этого прошлого нельзя понять эту колею, а без понимания колеи нельзя строить дорогу в будущее. Благодаря анализу того, как менялось в последние десятилетия образование в странах бывшего соцлагеря, можно не только понять многие сегодняшние проблемы, но и найти их решения. Приглашаем заняться этим в аспирантуре Инобра: постсоциалистические трансформации образования  – одно из новых грантовых направлений. Те, кто будет ее изучать, станет получать грант (по сути, зарплату), чтобы не приходилось отвлекаться на подработки на стороне. Почему эта тема интересна – рассказывает куратор направления, главный научный сотрудник Инобра, заслуженный профессор Вышки Исак Фрумин.