В Центре социологии культуры ВШЭ запущен новый международный воркшоп. Его открыла лекция профессора Йельского университета Джеффри Александера, посвященная иконической символизации природы в истории американской культуры. Помимо Дж. Александера в состав первого сезона воркшопа вошли яркие исследователи из США, Великобритании, Швеции, Дании, Чехии и Норвегии: эта постоянная команда будет встречаться каждый месяц для обсуждения исследований, и эти встречи будут транслироваться на ютюб-канале Центра социологии культуры. О том, как появилась идея такого воркшопа, как он будет устроен и для чего он нужен, рассказывает директор центра и руководитель воркшопа Дмитрий Куракин.
Новости
Успеваемость среди отстающих выросла вдвое, а число призеров и победителей на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников почти втрое больше, чем в среднем за предыдущие пять лет – стали известны промежуточные итоги проекта в Хангаласском улусе. Два года назад Институт образования взял обязательства по повышению уровня школьного обучения в отдельном муниципалитете Республики Саха (Якутия). За это время в региональном рейтинге качества образования Хангаласский улус поднялся на пять позиций. Как живет и развивается самый необычный проект нашего исследовательского института, рассказывает его исполнительный директор Ростислав Горбовский, эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского.
В новом учебном году при участии ВШЭ запущены две сетевые магистерские программы. Первая реализуется Псковским госуниверситетом при методической и содержательной поддержке Института образования, ее студенты — будущие учителя школ Псковской области. Вторая программа — совместный проект Института образования и Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», здесь учатся действующие учителя из разных регионов, использующие в своей работе цифровую платформу для школы «СберКласс».
Школьное образование не просто оказалось в шоке, вынужденная изоляция обнажила все существующие системные проблемы и сильно отразилась на эмоциональном состоянии учеников - следует из монографии «Начальное и среднее образование во время COVID-19». Книга вышла под редакцией профессора Гарвардского Университета Фернандо Реймерса. В ней исследователи из 12 стран поделились своими данными по ситуациям в их странах и постарались найти решения на будущее. Статью о российском опыте подготовили эксперты Центра общего и дополнительного образования им. А.А.Пинского.
Социальные и эмоциональные навыки формируются с рождения и связаны с отношениями с учителями, успеваемостью и даже выбором профессии. Но их развитие не происходит равномерно, оно зависит от возрастных периодов и контекста. Это следует из первого международного сравнительного исследования социальных и эмоциональных навыков школьников, итоги которого опубликовала Организация экономического сотрудничества и развития. Данные охватывают десять мегаполисов из девяти стран мира. В российском сегменте исследование поддерживали сотрудники Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ совместно с Московским центром качества образования.
Успехи наших первоклашек и их сверстников из англоязычных стран теперь возможно сравнивать. Российские ученые разработали русскоязычную версию международного инструмента iPIPS (international Performance indicators in Primary Schools), позволяющего проводить диагностику детей на входе в школу и оценивать их прогресс за первый год обучения. Создание национальных версий этого инструмента открывает возможности изучать и сравнивать достижения детей на старте учебы и выявлять факторы успешности — следует из диссертации, которую защитила научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Алина Иванова.
Для анализа изменений, которые произошли в высшей школе за последние полтора года, необходимо объединить усилия ученых не только нашей страны, но и всего мира. На круглом столе в МИА «Россия сегодня» ректор ВШЭ Никита Анисимов предложил организовать эту работу в рамках Международной обсерватории трансформации высшего образования — глобальной исследовательской программы, запущенной по инициативе ВШЭ и Миланского политеха.
Студенты, вовлеченные в разные сферы университетской жизни, успешнее развивают навыки, которые помогают им реализовать свой потенциал в профессии. Но для этого надо обеспечить необходимые условия во время учебы. Это следует из первого систематического исследования о связи студенческой вовлеченности и образовательных результатов в российском контексте. Диссертацию на его основании защитила сотрудница Центра социологии высшего образования Ирина Щеглова.
Один из международных преподавателей, приглашенных для дистанционной работы со студентами ВШЭ в рамках проекта «Цифровые профессора», — Гер Граус, глобальный директор по образованию международной сети детских центров «Кидзания». Для студентов магистерской программы «Управление образованием» он провел ряд семинаров на тему Schooling vs Education.
Офис проектного обучения Инобра организует и координирует проекты с участием студентов магистратуры института. Недавно он открыл собственный сайт, на котором можно предлагать проекты. Сотрудничать с ним смогут не только подразделения ВШЭ, но и внешние заказчики. Студентам участие в проекте помогает успешно пройти итоговую аттестацию, усилить портфолио и найти работодателя.