Подавляющее большинство (около 70%) учащихся рассматривают отраслевое дополнительное образование как форму досуга и общего развития, а не как начальный этап профессиональной подготовки. Такой вывод делают Михаил Зенкин, Иван Иванов и Екатерина Остапенко в выпуске «Современной аналитики образования». Исследователи проанализировали организации дополнительного образования в сфере морского, речного и железнодорожного транспорта.
Наука
Две трети российских семей хотят, чтобы их дети получили высшее образование. Однако выбор образовательной траектории часто осложнен недостаточной информированностью и искаженными представлениями, связанными с социально-экономическим положением семьи. Эксперты ВШЭ и Яндекса выявили ключевые факторы, влияющие на этот выбор, и показали, как и когда он формируется, почему различается для разных семей.
14 ноября 2023 года ушел из жизни классик отечественной психологии и педагогики развития Борис Даниилович Эльконин. Мы провели круглый стол, посвященный наследию этого выдающегося ученого и практика.
В Институте образования НИУ ВШЭ состоялся финал Конкурса инноваций в образовании, который в этом году отметил десятилетие. Сегодня конкурс проводится в рамках стратегического проекта университета «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».
Ученые в теме образования и тем более психологии часто хотят что-то измерить, будь то образовательные результаты, самооценка ребенка, его интеллект. Для этого нужен подходящий инструмент измерения. Я поступила в магистратуру по измерениям, потому что мне было интересно, как разрабатываются такие инструменты и как отличить плохой тест от хорошего. Для того чтобы разрабатывать тесты и анализировать их результаты, нужна определенная методология. Этим занимается психометрика — наука об измерениях, которая пытается выстроить связь между наблюдаемым поведением (скажем, ответами на тест) и чем-то ненаблюдаемым или латентным, например интеллектом или цифровой грамотностью. Лично я занимаюсь измерениями так называемых навыков XXI века — это критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация.
Без точных измерений не бывает науки, а психометрика создает инструменты и методы анализа данных в психологии и образовании. Новый выпуск журнала «Вопросы образования», под редакцией Елены Кардановой и Алины Ивановой, полностью посвящен тому, как эти инструменты и методы помогают совершенствовать учебный процесс.
Самая большая проблема обучения в сфере права заключается в том, что студенты много заучивают, но мало практикуются в реальных задачах. На открытом семинаре презентовали тест, который не просто проверяет навыки, знания и установки, но и сам по себе является вовлекающим учебным материалом. Его разработали эксперты из центра психометрики и факультета права ВШЭ для оценки правовой грамотности студентов неюридических специальностей.
На специальной секции представили результаты исследований проектной группы факультета социальных наук, которая изучает факторы образовательного и профессионального выбора российских семей.
С 25 по 27 октября в Вышке состоится XIV Международная конференция исследователей высшего образования. Этот ежегодный форум соберет специалистов со всей страны, чтобы обсудить обновления в законодательстве, поделиться результатами исследований и обменяться управленческим опытом.
Когда учим студентов, нам нужно понимать, с кем мы имеем дело, и почему они ведут себя именно так, а не иначе. А с этим есть проблемы. Существует много наивных объяснений, что упал культурный уровень, изменились когнитивные способности. Что студенты перестали читать и вся молодежь стала визуалами. Считая эти объяснения недостаточными, исследователи ВШЭ «ударились в жесткую эмпирику».