• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Наука

Великая сила «черновика»: наследие Бориса Эльконина — от классной комнаты до педагогической философии

Великая сила «черновика»: наследие Бориса Эльконина — от классной комнаты до педагогической философии
14 ноября 2023 года ушел из жизни классик отечественной психологии и педагогики развития Борис Даниилович Эльконин. Мы провели круглый стол, посвященный наследию этого выдающегося ученого и практика.

Школе добавят искусственного интеллекта? Победителем КИвО-2023 стал проект «Ассистент учителя», в котором используется ИИ

Школе добавят искусственного интеллекта? Победителем КИвО-2023 стал проект «Ассистент учителя», в котором используется ИИ
В Институте образования НИУ ВШЭ состоялся финал Конкурса инноваций в образовании, который в этом году отметил десятилетие. Сегодня конкурс проводится в рамках стратегического проекта университета «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».

«Ты думаешь о своих исследованиях 24/7»

«Ты думаешь о своих исследованиях 24/7»
Ученые в теме образования и тем более психологии часто хотят что-то измерить, будь то образовательные результаты, самооценка ребенка, его интеллект. Для этого нужен подходящий инструмент измерения. Я поступила в магистратуру по измерениям, потому что мне было интересно, как разрабатываются такие инструменты и как отличить плохой тест от хорошего. Для того чтобы разрабатывать тесты и анализировать их результаты, нужна определенная методология. Этим занимается психометрика — наука об измерениях, которая пытается выстроить связь между наблюдаемым поведением (скажем, ответами на тест) и чем-то ненаблюдаемым или латентным, например интеллектом или цифровой грамотностью. Лично я занимаюсь измерениями так называемых навыков XXI века — это критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация.

Инженеры человеческих знаний: специальный выпуск журнала «Вопросы образования» рассказывает о психометрических исследованиях

Инженеры человеческих знаний: специальный выпуск журнала «Вопросы образования» рассказывает о психометрических исследованиях
Без точных измерений не бывает науки, а психометрика создает инструменты и методы анализа данных в психологии и образовании. Новый выпуск журнала «Вопросы образования», под редакцией Елены Кардановой и Алины Ивановой, полностью посвящен тому, как эти инструменты и методы помогают совершенствовать учебный процесс.

Занимательное право: эксперты ВШЭ превратили тест правовой грамотности в увлекательную игру

Занимательное право: эксперты ВШЭ превратили тест правовой грамотности в увлекательную игру
Самая большая проблема обучения в сфере права заключается в том, что студенты много заучивают, но мало практикуются в реальных задачах. На открытом семинаре презентовали тест, который не просто проверяет навыки, знания и установки, но и сам по себе является вовлекающим учебным материалом. Его разработали эксперты из центра психометрики и факультета права ВШЭ для оценки правовой грамотности студентов неюридических специальностей.

Связи, деньги и транзит: на конференции ИВО обсудили факторы влияния на выбор и карьеру студентов

Связи, деньги и транзит: на конференции ИВО обсудили факторы влияния на выбор и карьеру студентов
На специальной секции представили результаты исследований проектной группы факультета социальных наук, которая изучает факторы образовательного и профессионального выбора российских семей.

Студенческий опыт в современном университете: приглашаем участвовать в конференции исследователей высшего образования — 2023

Студенческий опыт в современном университете: приглашаем участвовать в конференции исследователей высшего образования — 2023
С 25 по 27 октября в Вышке состоится XIV Международная конференция исследователей высшего образования. Этот ежегодный форум соберет специалистов со всей страны, чтобы обсудить обновления в законодательстве, поделиться результатами исследований и обменяться управленческим опытом.

«Когда студент идет в кабак после университета, это тоже связано с его образовательным поведением»

«Когда студент идет в кабак после университета, это тоже связано с его образовательным поведением»
Когда учим студентов, нам нужно понимать, с кем мы имеем дело, и почему они ведут себя именно так, а не иначе. А с этим есть проблемы. Существует много наивных объяснений, что упал культурный уровень, изменились когнитивные способности. Что студенты перестали читать и вся молодежь стала визуалами. Считая эти объяснения недостаточными, исследователи ВШЭ «ударились в жесткую эмпирику».

Больше не винтики

Больше не винтики
Вышка выпустила доклад — кто и как развивает (или не развивает) самостоятельность человека

«Я привлекаю успех»: в Вышке исследовали новый тип поведения в соцсетях

«Я привлекаю успех»: в Вышке исследовали новый тип поведения в соцсетях
Все помнят советский фильм, героини которого занимались «аутотренингом»: приговаривали «Я самая обаятельная и привлекательная, все мужчины от меня без ума». Тогда это казалось чем-то странным и забавным, — а сегодня мантры о том, что «меня ждет успех, счастье, изобилие и богатство» встречаются в соцсетях сплошь и рядом. Они стали одним из предметов исследования Анастасии Лукиной, младшего научного сотрудника Центра социологии культуры Института образования. Анастасия изучила проявление «новых эмоциональных режимов» в публичном пространстве, в частности, в трех контекстах — в связи с различными методиками укрепления себя (тренингами личностного роста и косметической хирургией) и с шоковыми ситуациями (были выбраны формы реакции в соцсетях на случаи скулшутинга). Исследование выполнено в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».