Какую роль сыграла семья в том, что ребенок хорошо учится и добивается успеха? Любые суждения на этот счет всегда звучат очень осторожно. И потому, что нет четкого «распределения ролей» между семьей и школой. И потому, что трудно получить честные ответы от мам и пап. Людям не удается взглянуть на себя без «розовых очков», если им задают вопросы такого рода. Но, возможно, выход найден. Научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Инна Антипкина предложила новую методику измерения родительской вовлеченности в образование. Диссертация об этом защищена в Институте образования.
Наука
Пока одни борются за то, чтобы сделать интернет безопасным местом для коммуникации, а другие считают, что человек должен уметь справляться с агрессией в свой адрес самостоятельно, культуролог Оксана Мороз рассказывает о том, возможно ли бережное общение между людьми в принципе, и как развивались практики дисфункционального общения в онлайн-пространстве.
В университетах больше нельзя ходить без масок. Лекции переехали в онлайн, а об очной учебе за границей, похоже, на какое-то время придется забыть. Высшее образование живет в новой реальности. Как в ней адаптироваться? Главный вопрос, который предстоит решить на конференции исследователей высшего образования. Она пройдет 29 – 30 октября и будет посвящена новым вызовам, связанным с пандемией, и возможным ответам на них.
Несмотря на наличие работ, посвященных модели советского внешкольного образования, межстрановых исследований о том, как развивались системы бывших советских республик – нет. Этот пробел призван заполнить проект Центра общего и дополнительного образования имш. А. Пинского, результаты которого были представлены на вторничном семинаре Института образования.
Рейтинги университетов интересуют абитуриентов и потенциальных инвесторов, используются в регулировании системы аккредитации. Однако один вуз в разных рейтингах может занимать разные места, эту проблему и призвана решить новая модель построения агрегированных рейтингов, которой был посвящен Вторничный семинар Инобра.
В октябре начинающие исследователи из разных вузов — студенты и аспиранты — встретятся на конференции «Доказательный подход в сфере образования». Конференция молодых ученых впервые проходит в обновленном формате — к ней подключились мировые ассоциации, научные журналы и фонды. Десять новых возможностей для участников перечислили Сергей Косарецкий и Евгений Терентьев.
Когда-то в Советском Союзе придумали ГТО – добровольный экзамен для взрослых. Граждане бегали, прыгали и даже стреляли из винтовки, чтобы доказать готовность к труду и обороне. В проекте Инобра «Цифровое ГТО» аббревиатура расшифровывается немного по-другому: вместо обороны – обучение. Потому что способность учиться на протяжении всей жизни – важная часть успеха в современном мире. А вот труд остаётся на месте: новый экзамен придуман, в том числе, чтобы облегчить сотрудникам и работодателям поиск друг друга. Сейчас проект проходит свой экзамен: участвует в конкурсном отборе на форум «Сильные идеи для нового времени». Если победит – получит поддержку Агентства стратегических инициатив и будет представлен на очной части форума в Сочи.
Высшая школа экономики открыла прием работ на конкурс НИРС – жюри предстоит выбрать лучшие научно-исследовательские работы студентов. Одно из направлений конкурса – «Образование», а участвовать могут не только студенты Инобра, но и любых других вузов – как магистратуры, так и бакалавриата. Победа может стать удачным началом карьеры исследователя образования.
Аспирантки Института образования Екатерина Шибанова, Екатерина Павленко и Анастасия Андреева получили гранты Российского фонда фундаментальных исследований. Каждый грант – 1,2 миллиона рублей, на них в течение двух лет молодой ученый сможет обеспечивать свою научную работу. Всего РФФИ распределил полторы тысячи грантов среди российских аспирантов первого года обучения, которые уже имеют публикации по теме своей диссертации.
Дети всё больше времени проводят в интернете — угрозы для их безопасности растут. Проблема была острой и до перехода для дистант, однако сейчас, по словам экспертов, на нее стоит обратить особое внимание: уроки кончились, привычка проводить время с мобильником осталась. Больше половины родителей учеников младших классов не контролируют их поведение в интернете. При этом каждый пятый ученик начальной школы ежедневно проводит время во «взрослых» соцсетях — там, где по правилам не должно быть столь юных пользователей. Исследователи Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании ВШЭ проанализировали данные в рамках тестирования IPIPS+, разработанного психометриками Инобра, и другого эксперимента, касающегося использования Яндекс.Учебника.