Сотрудники факультета городского и регионального развития, составляющие ядро команды стратпроекта, отчитались о текущей работе перед научным руководителем НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым.
Наука
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске «Европейского журнала высшего образования». Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
В последние десятилетия индексы цитирования стали главным инструментом для оценки работы ученого. На их основании создаются рейтинги, по которым затем принимаются политические решения: кто из ученых получит грант, а какой университет – финансирование. Но насколько адекватно эти показатели отражают научный вес исследователя в рамках конкретной дисциплины? Какие опасности сопряжены с некритическим доверием к метрикам? И как можно проверить правдивость их данных? На эти вопросы отвечали сотрудники Центра институционального анализа науки и образования Европейского университета Михаил Соколов, Катерина Губа и Анжелика Цивинская.
От четверти до половины студентов в российских вузах списывают и мало беспокоятся о последствиях. Тем временем академическое мошенничество может снижать качество обучения, негативно влиять на всю группу студентов и приводить к нечестному поведению выпускников уже на работе. Следует из первого систематического исследования академического мошенничества в России, диссертацию на его основании защитила сотрудница Центра социологии высшего образования Евгения Шмелева.
«Вопросы образования» — академический журнал, основанный в 2004 году Высшей школой экономики, стал первым из российских журналов, попавших в первый квартиль в разделе «Образование». В основе успеха — требовательность и тщательный подбор публикаций, когда редакционная коллегия старается отдавать предпочтение не просто добросовестным работам, а интересным исследованиям.
Британская ассоциация исследователей образования (BERA) вручила премию Early Career Researchers Award. Ее учредили в этом году для поощрения исследователей, карьера которых только началась. Первых лауреатов два – Сауле Бекова, научный сотрудник Центра социологии высшего образования Инобра НИУ ВШЭ, и Бинвэй Лу из Даремского университета. В заявлении оргкомитет назвал их «выдающимися специалистами» и особо отметил потенциальную значимость исследований для сферы образования.
Летний институт – 2021 продолжает набор слушателей: осталось несколько недель, чтобы подать заявку на участие. Ждем студентов, аспирантов, ученых со степенями и без, а также практиков из сферы образования – всех, кто ведет исследования, хочет найти успешные кейсы для своей работы или запустить собственный проект. Летние школы Инобра помогут погрузиться в интересную вам тему, пообщаться с ведущими российскими и мировыми специалистами, коллегами из разных городов и стран, а может быть, и создавать новые команды, находить соавторов и единомышленников. Рассказываем, кого и чему научат в наших летних школах.
Вышка открыла набор российских постдоков – ученых в возрасте до 39 лет, защитивших кандидатскую диссертацию. Главное условие – все кандидаты должны быть «со стороны»: те, кто не учился и никогда не работал в НИУ ВШЭ. Университету это даст приток новых идей, исследований и в принципе свежий взгляд на то, чем занимаются наши центры и лаборатории. Для самих постдоков – это возможность сменить обстановку, обновить научные интересы, а может быть, и переехать.
Группа ученых из четырех стран подвела итоги «Супертеста» – масштабного исследования прогресса студентов-инженеров в России, Китае, Индии и США. Исследование впервые позволило отследить, как меняются компетенции в области физики, математики и навыки критического мышления студентов компьютерных наук и электронной инженерии на протяжении учебы, и сопоставить данные четырех стран.
На стыке гуманитарного знания и информационных технологий активно развивается область Digital Humanities. Цифровыми инструментами уже давно пользуются и лингвисты, и историки, но работодатели в России до сих пор не знают, чего ждать от цифровых гуманитариев. На открытом семинаре Анастасия Бонч-Осмоловская рассказала о Digital Humanities в России и обозначила ряд проблем в преподавании междисциплинарных наук.