• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Наука

Половина преподавателей ходят на обучение, которое им почти ничего не дает: Евгения Опфер награждена медалью РАО за исследование о качестве профессионального развития преподавателей

Половина преподавателей ходят на обучение, которое им почти ничего не дает: Евгения Опфер награждена медалью РАО за исследование о качестве профессионального развития преподавателей
Преподаватели российских вузов активно записываются на курсы и семинары, но нередко выбирают программы, которые мало помогают в повседневной работе. Только 56% уверенно используют цифровые инструменты в обучении, а своей подготовкой в области исследований довольны 47%.

Что действительно помогает детям справиться с учебными трудностями

Что действительно помогает детям справиться с учебными трудностями
Проблема школьной неуспешности не теряет своей актуальности, до сих пор в каждом классе есть ученики, которые не в полной мере справляются с заданиями — не всегда понимают прочитанное, не могут решить простую задачу или объяснить элементарное природное явление.

Без промпта в голове: студенты уверены, что умеют пользоваться ИИ — но это иллюзия

Без промпта в голове: студенты уверены, что умеют пользоваться ИИ — но это иллюзия
Студенты активно используют нейросети в учебе, но относятся к ним как к «черному ящику» — недостаточно хорошо понимают принцип работы и ограничения технологии. К таким выводам пришли эксперты Центра психометрики и измерений в образовании. Результаты исследования обсудили на семинаре Института образования ВШЭ.

Ничего не понятно, но очень интересно: студенты уверены, что умеют пользоваться ИИ — но это иллюзия

Ничего не понятно, но очень интересно: студенты уверены, что умеют пользоваться ИИ — но это иллюзия
Нейросети так прочно вошли в нашу жизнь, что студенты уже не представляют, как без них учиться. Но — вот парадокс, который выявило исследование Центра психометрики и измерений в образовании: ИИ пользуются, не понимая, как он устроен, и мало кто осознает, что этому надо учиться.

Все вузы равны, но некоторые все-таки равнее других: Александра Ледяева, сотрудник Лаборатории «Развитие университетов» ВШЭ — о том, почему свобода выбора для молодых вузов — скорее привилегия, чем данность

Все вузы равны, но некоторые все-таки равнее других: Александра Ледяева, сотрудник Лаборатории «Развитие университетов» ВШЭ — о том, почему свобода выбора для молодых вузов — скорее привилегия, чем данность
Когда появляется новый университет, он оказывается в ситуации опоздавшего на вечеринку. Места за столом уже заняты «солидными господами», иные из которых эдак лет на сто постарше. Они попривыкли друг к другу и уже давно решили между собой, что такое хорошо и что такое плохо.

Они приходят в университет, но делают это без уважения: Иван Груздев — о том, как меняются представления студентов о смысле учебы

Они приходят в университет, но делают это без уважения: Иван Груздев — о том, как меняются представления студентов о смысле учебы
Спросите двух студентов, зачем они пришли в университет, — и вы услышите три разных ответа. У каждого может быть несколько причин одновременно, и они постоянно меняются. Более 60% студентов за время учебы полностью переосмысливают свое представление о том, что такое университет.

«У вас не получится игнорировать чатGPT»: Мадина Давлатова — о том, почему возвращение к устным экзаменам не спасает в эпоху нейросетей

«У вас не получится игнорировать чатGPT»: Мадина Давлатова — о том, почему возвращение к устным экзаменам не спасает в эпоху нейросетей
За последние пару лет искусственный интеллект изменил то, как мы работаем с текстами и информацией. Когда нужный результат можно получить в пару кликов, трудно ожидать, что студенты и школьники будут продолжать писать конспекты «тонким перышком в тетрадь». Привычные формы контроля просто перестали работать.

«Развернуть обсуждение политики в области высшего образования в доказательное русло»

«Развернуть обсуждение политики в области высшего образования в доказательное русло»
29 октября в НИУ ВШЭ открылась XVI Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО) на тему «Высшее образование: между частным и общественным благом». Для участия в конференции зарегистрировались более 600 человек из 32 регионов России и семи зарубежных стран, поступило рекордное число заявок на выступления с докладами — 242, из которых было принято 88.

Китаю понадобилось тридцать лет, чтобы понять — университеты нельзя строить как заводы: Нияз Габдрахманов — о выступлении Жуй Яна на Конференции исследователей высшего образования

Китаю понадобилось тридцать лет, чтобы понять — университеты нельзя строить как заводы: Нияз Габдрахманов — о выступлении Жуй Яна на Конференции исследователей высшего образования
Китай прошел впечатляющий путь — от догоняющей страны до научной сверхдержавы. За тридцать лет он создал университеты мирового уровня, обогнал Запад по числу публикаций и сделал науку делом государственной гордости. Но сегодня, на пике успеха, сами китайские исследователи говорят, что прежняя модель исчерпывает себя.

Психологи вузов не справятся в одиночку: Ксения Вилкова — о том, почему студентам так необходимы социальные связи

Психологи вузов не справятся в одиночку: Ксения Вилкова — о том, почему студентам так необходимы социальные связи
Первое пленарное заседание конференции исследователей высшего образования собрало вместе две редко пересекающиеся группы. С одной стороны — исследователей, которые на данных показывают, что реально влияет на благополучие студентов. С другой — тех, кто проектирует студенческий опыт и пытается это благополучие поддерживать на практике. Встреча получилась весьма конструктивной, считает Ксения Вилкова, заместитель директора Центра социологии высшего образования ВШЭ.