• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Наука

Автономность или эффективность: свобода выбора пошла не на пользу

Автономность или эффективность: свобода выбора пошла не на пользу
Одним из главных козырей онлайн-обучения часто называют свободу: на многих платформах обучающийся может сам решать, в каком порядке и темпе осваивать материал. Но правда ли это всегда работает? Ответ на этот вопрос искали сотрудники Международной лаборатории проектирования и исследований в онлайн-обучении Инобра  в своем эксперименте.

Буллинг по выбору: травля в кружках и секциях оказалась не менее распространенной, чем в школах

Буллинг по выбору: травля в кружках и секциях оказалась не менее распространенной, чем в школах
На первый взгляд кружки и секции сильно отличаются от школы. Здесь дети выбирают занятия по интересу, работают в небольших группах единомышленников, поэтому кажется, что конфликтов должно быть меньше. Однако исследование Павла Азыркина показало, что травля в сфере дополнительного образования встречается почти так же часто, как и в школе. Правда, проявляется она по-своему, и если учитывать эту специфику, бороться с буллингом среди подростков можно эффективнее.

Всем будет укором: дети учатся на 16 часов дольше нормы труда для взрослых

Всем будет укором: дети учатся на 16 часов дольше нормы труда для взрослых
Российские пятиклассники проводят за учебой примерно 44 астрономических часа в неделю, а старшеклассники — до 56, следует из доклада Совета по развитию гражданского общества и правам человека. В этот показатель входит время, потраченное на занятие в школе, внеурочную деятельность и домашнее задание. Это существенно выше нормы труда для взрослых — 40 часов в неделю, отмечают общественники.

Студентов разделил ChatGPT: искусственный интеллект поменял «правила игры» в групповой работе

Студентов разделил ChatGPT: искусственный интеллект поменял «правила игры» в групповой работе
Смешивать сильных и слабых студентов в одной команде — классический прием университетского обучения. Согласно гипотезе распределенного преимущества (distribution advantage hypothesis), такие группы позволяют отстающим подтянуться за счет более подготовленных однокурсников и снижают разрыв между «сильными» и «слабыми» командами.

«Вряд ли чат-бот может перенять функцию «свободно творить»»: как ИИ меняет высшее образование

«Вряд ли чат-бот может перенять функцию «свободно творить»»: как ИИ меняет высшее образование
Если пару лет назад всех удивил бы диплом, написанный с помощью ChatGPT, то сегодня студенты повсеместно используют нейросети в учебе.

В малых российских вузах сохранились практики школьного контроля

В малых российских вузах сохранились практики школьного контроля
Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ провели социологическое исследование в четырёх малых неселективных университетах и на основе 135 интервью показали, что в таких вузах забота о студентах имеет двойственную природу.

Уроки разных широт: каждая страна подстраивает курс литературы под свои задачи

Уроки разных широт: каждая страна подстраивает курс литературы под свои задачи
Лев Толстой писал, что «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», и, оказывается, к урокам литературы эта формула подходит как нельзя лучше. Во всем мире словесность изучают с разными целями.

Дружба с научным руководителем не помогает аспиранту защитить диссертацию

Дружба с научным руководителем не помогает аспиранту защитить диссертацию
Аспирантам все труднее защититься. Если 15 лет назад каждый четвертый защищал диссертацию в срок, то сегодня — только каждый девятый. Доля отчислений достигла 48%. Общее количество аспирантов в России также заметно сократилось за последние 10-15 лет. Одна из основных проблем в российской аспирантуре связана с качеством научного руководства. Возможно, корень этой проблемы — в неправильном выборе научного руководителя? 

Школа учит самостоятельности, но путаница начинается уже с определения

Школа учит самостоятельности, но путаница начинается уже с определения
Вырастить самостоятельного человека — одна из задач школы. Это даже «высечено в граните» ФГОС, где самостоятельность называется одним из образовательных результатов. При этом, как выяснилось, учителя понимают под самостоятельностью, как минимум, три разных качества. 

ИИ усиливает сильных и ослабляет слабых: парадокс, как ИИ-технологии увеличивают неравенство вузов, обсудили на летнем институте в Шанхае

ИИ усиливает сильных и ослабляет слабых: парадокс, как ИИ-технологии увеличивают неравенство вузов, обсудили на летнем институте в Шанхае
Сильные студенты решают с помощью нейросетей сложные задачи — разрабатывают алгоритмы или готовят более продвинутые исследования. Слабые — копипастят домашку, получая готовые ответы от генеративных моделей. При этом ведущие (селективные) вузы активно осваивают генеративные модели, например, создают задания, которые можно решить только при грамотном использовании искусственного интеллекта. Неселективные вузы, наоборот, чаще пытаются запретить ИИ. Так технологии по-новому подсвечивают неравенство в высшем образовании.