На вторничном семинаре состоялась публичная презентация первого цифрового инструмента для диагностики и оценки зрелости школьного сообщества, разработанного Рыбаков Фондом совместно с исследователями Высшей школы экономики. Оценочный инструмент призван способствовать развитию школьных сообществ.
Новости
Сегодня развитие школы в цифровой среде идет по инерционному сценарию. Усилия по ее цифровой трансформации недостаточны и пока не приводят к главному – к тому, чтобы школа нацелилась на высокий образовательный результат каждого. Это грозит деградацией школы и даже социальным дарвинизмом – предупреждает профессор Инобра Александр Уваров в исследовании «Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования». Социальный дарвинизм – явления, когда элементы естественного отбора начинают проявляться в общественной жизни. В данном случае речь идет о том, что доступ к качественному образованию могут получить только богатые – трансформация ее работы не произойдет.
Какую роль сыграла семья в том, что ребенок хорошо учится и добивается успеха? Любые суждения на этот счет всегда звучат очень осторожно. И потому, что нет четкого «распределения ролей» между семьей и школой. И потому, что трудно получить честные ответы от мам и пап. Людям не удается взглянуть на себя без «розовых очков», если им задают вопросы такого рода. Но, возможно, выход найден. Научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Инна Антипкина предложила новую методику измерения родительской вовлеченности в образование. Диссертация об этом защищена в Институте образования.
Чаще всего качество школьного образования сравнивают по таким исследованиям, как PISA или TIMSS. А по итогам политики делают выводы – как дальше развивать национальные системы. Но так в поле зрения оказываются образовательные результаты. Многие факторы, также влияющие на качество обучения в школе, остаются в тени. Ведущие эксперты Центра общего и дополнительного образования имени А. Пинского Сергей Заир-Бек и Татьяна Мерцалова сравнили именно «неочевидные» показатели: не только финансовые, но и длину каникул, почасовую нагрузку на детей и многое другое. Их исследование опубликовано в серии бюллетеней мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.
Пандемия изменила многое в высшем образовании, в том числе – из-за закрытия границ по всему миру. Как развивалась ситуация для российских вузов, как они работают с иностранными студентами и чего опасаются – изучила аналитик ПУЛ «Развитие университетов» Екатерина Минаева. Ее доклад построен на опросах сотрудников 70 вузов и опубликован в серии бюллетеней мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.
Как родителям в Москве разобраться, куда отвести ребенка на занятия, а главное, сколько это стоит? Помогут студентки программы «Доказательное развитие образования» Мария Артемчук, Роксана Байрамян и София Филина. Они представили карту неформального образования школьников. Как они сами ее описали, «экспресс-гайд для учеников, их родителей и учителей об организациях неформального образования в контексте их направлений и финансовой составляющей». Направления – это, например, подготовка к ЕГЭ в вузах, или летние школы и лагеря, или программы музеев, а уж финансовый «светофор» точно будет полезен. Рядом с платными программами – красные значки, с частично платными – желтые, а бесплатные отмечены зелеными кружками. Скачивайте, выбирайте, пользуйтесь.
Университеты меняются, трансформируется политика их управления, ставятся новые задачи, а решать их призваны управленцы нового типа. На вторничном семинаре исследователи Европейского университета в Санкт-Петербурге ответили на вопросы, отличаются ли новые управленцы в вузах от прежних, и как смена лидера отражается на эффективности университета.
В 1950-х Советский Союз помог Китаю построить новую систему высшего образования – во многом она оказалась близнецом советской. Затем пути разошлись, но сегодня, если верить политическим заявлениям, две державы – снова братья навек. Однако деклараций и соглашений пока больше, чем реальных общих проектов на уровне вузов и высшей школы в целом. Почему – изучили Исак Фрумин, научный руководитель Инобра ВШЭ, и аналитик ПУЛ «Развитие университетов» Цао Жоци. Их статья «Россия, Китай и Центральная Азия в высшем образовании» опубликована в книге «Китай и Европа на Новом шелковом пути: соединяя университеты по всей Евразии», только что изданной в Оксфорде.
Пандемия отменила все долгосрочные прогнозы в высшем образовании. Но строить новые рано: сейчас важно просто понять, что происходит с системой в мировом масштабе, и найти решения на ближайшую перспективу. Об этом говорили на первом круглом столе Международной обсерватории трансформации высшего образования – глобальной исследовательской программы, запущенной по инициативе Инобра и Миланского политеха. Учредителями стали восемь ключевых научных центров при участии Всемирного банка и Международной ассоциации университетов IAU. Значительная часть проектов обсерватории будет открыта и для других исследовательских групп, в том числе, из России. Ведущие эксперты встретились онлайн в ходе конференции исследователей высшего образования, организованной Инобром.
Как складываются студенческие дружбы на первом курсе и как на это влияет на это доверие к людям? Определяли София Докука – научный сотрудник Лаборатории социальных вычислительных наук Инобра, и Мария Юдкевич – директор Института институциональных исследований, проректор ВШЭ. Исследователи трижды опросили студентов российского вуза в начале, середине и в конце первого учебного года, и с помощью метода агентного моделирования проанализировали, как складываются их дружеские связи.