Что происходит с высшим образованием в мировом масштабе, что теперь работает, а что нет – предстоит определять заново. Все долгосрочные прогнозы обнулились из-за пандемии. Делать новые предстоит на круглом столе Международной обсерватории трансформаций высшего образования – это будет встреча ведущих мировых экспертов. 30 октября ею завершится 11-ая конференция исследователей высшего образования.
Новости
Вложения в цифровую инфраструктуру вузов, которые делались до 2020 года, по сути, обнулились. Она оказалась почти бесполезна во время ЧП и дистанта. Это один из выводов исследователей образования, которые следили за переходом на удаленку с первых дней. Результаты этой работы обобщат Исак Фрумин и Мария Юдкевич на открытии Конференции исследователей высшего образования – она стартует завтра в 11:00.
Хотят ли вернуться к оффлайновой «классике» те страны, где ещё до пандемии делали ставку на онлайн-образование? Можем ли мы судить, какие решения оказались удачными, если «постковидная» реальность ещё не наступила? Это обсуждали на форуме «Открытые инновации»: специальная секция была посвящена CovEd и тому, как на вызов пандемии откликнулись системы образования и EdTech. Вёл дискуссию научный руководитель Инобра Исак Фрумин, а приглашёнными спикерами стали эксперты по образованию из Италии и Сингапура, руководство московского агентства инноваций и Рыбаков Фонда.
Конкурс инноваций в образовании (КИвО) 2020 подвёл итоги: абсолютным победителем стал проект Tensy, платформа, на которой школьники учат друг друга. Помимо главного приза, Tensy собрал ещё несколько, в том числе как лучший «ответ на ковид». Обилие проектов, посвящённых обучению во время пандемии, стало особенностью конкурса этого года — для них даже учредили специальную номинацию CovEd.
Пока одни борются за то, чтобы сделать интернет безопасным местом для коммуникации, а другие считают, что человек должен уметь справляться с агрессией в свой адрес самостоятельно, культуролог Оксана Мороз рассказывает о том, возможно ли бережное общение между людьми в принципе, и как развивались практики дисфункционального общения в онлайн-пространстве.
В российских школах высокий уровень буллинга – примерно на треть выше, чем в среднем по миру. Это показало последнее исследование PISA. Возможно, российским педагогам стоит обратить внимание на современные мировые практики по борьбе с этой проблемой – в частности, на «позитивные психологические интервенции», которые начали применять в США и Европе. Чем они отличаются от старых антибуллинговых программ и как выглядят различные «позитивные уроки» в разных странах – рассказали заведующий лабораторией профилактики асоциального поведения, академик РАО Артур Реан и психолог Алексей Ставцев (фонд «Собрание»). Их статья опубликована в журнале «Вопросы образования».
Родители всё активнее участвуют в образовании: этот тренд наметился еще до дистанта, когда мамы и папы оказались главными помощниками учителей. Тенденция общемировая: об этом говорит, например, растущая доля учеников частных школ повсюду – кстати, не только в богатых странах. А в России растет число тех, кто ходит в кружки и секции: это тоже показатель того, что семьям «не всё равно». Тем не менее, до сих пор мало исследований, в чем проявляется родительская вовлеченность. Ее изучила научный сотрудник Центра исследований современного детства ВШЭ Кристина Любицкая – на днях она защитила степень PHD HSE in Education (это первая онлайн защита в Диссертационном совете НИУ ВШЭ по образованию). Поздравляем и рассказываем, какие типы поведения родителей в формировании образовательного пространства детей выделила Кристина в своей диссертации и как это поможет школе
Из-за пандемии качество образование падает: об этом говорят все. А где цифры? Кто это измерил, и можно ли вообще точно измерить? Эксперты надеются найти ответы и общие решения на конференции Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО), которая состоится 13-14 ноября – к участию в ней еще можно присоединиться.
В России крайне высокий процент отсева из аспирантуры: до 90% не защищают диссертацию – по крайней мере, в течение года после окончания учебы. Для сравнения, в США отсеивается лишь половина аспирантов, а в Австралии – треть. Что мешает защищаться и какую роль играет занятость в вузе или на стороне – изучала научный сотрудник Центра социологии высшего образования Инобра ВШЭ Сауле Бекова. Только что она защитила диссертацию на эту тему и получила степень PhD HSE of Education. Это была одна из первых защит в Инобре, целиком проведенных в онлайн-формате.
В университетах больше нельзя ходить без масок. Лекции переехали в онлайн, а об очной учебе за границей, похоже, на какое-то время придется забыть. Высшее образование живет в новой реальности. Как в ней адаптироваться? Главный вопрос, который предстоит решить на конференции исследователей высшего образования. Она пройдет 29 – 30 октября и будет посвящена новым вызовам, связанным с пандемией, и возможным ответам на них.