• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

К «учителю» прибавляем «исследователь» – новый подход магистратуры «Педагогическое образование» к сетевым программам в регионах

К «учителю» прибавляем «исследователь» – новый подход магистратуры «Педагогическое образование» к сетевым программам в регионах
Новый учебный год начался с того, что Вышка заключила договор с Северо-Кавказским федеральным университетом – теперь будущих учителей в бакалавриате СКФУ будут учить педагогическому дизайну с помощью онлайн-курса Инобра и при участии наших преподавателей. А в сетевой магистерской программе «Педагогического образования» в Псковском государственном университете, на которую провели второй набор, тоже многое меняется. В Инобре усиливают акцент на том, чтобы готовить на сетевых программах не просто учителей, а педагогов-исследователей – да, далеко не все пойдут в науку, но это изменит и подход к повседневной работе в классе. Рассказывает академический руководитель Мария Лытаева.

Девушкам в STEM нужна вера в себя – успеху в естественных науках, инженерии и математике мешает низкая самооценка

Девушкам в STEM нужна вера в себя – успеху в естественных науках, инженерии и математике мешает низкая самооценка
Когда-то девушкам было труднее поступить в университет, чем юношам, но теперь об этом можно прочитать разве что в книжках. Сейчас женщин в вузе даже больше, чем мужчин, но последним бастионом «старого мира» остаются STEM – так для краткости называют специальности в области естественных наук, технологий, инженерии и математики. Здесь женщин не более трети. Наталия Лебедева и Ксения Вилкова (Центр социологии высшего образования) изучили этот вопрос с точки зрения мотивации – как для учебы, так и для построения карьеры. Их статья «Почему девушки не выбирают STEM: гендерные различия в мотивационных ориентирах» опубликована в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены».

Выкопать корни неравенства – в Инобре ищут способы создать для всех школьников одинаковые возможности

Выкопать корни неравенства – в Инобре ищут способы создать для всех школьников одинаковые возможности
Неравенство часто называют главной проблемой системы образования. На первый взгляд кажется, что с его причинами всё более-менее понятно: у бедных семей меньше возможностей, чем у богатых, а у жителей села меньше шансов на успех, чем у городских школьников. Но на самом деле у неравенства есть более глубокие корни, уходящие в область культурных привычек, психологии разных семей. Поэтому не редки ситуации, когда один подросток мог бы получать блестящее образование, но и не думает идти в вуз, а другой заранее нацелен на лучший университет, несмотря на средние способности. Изучение социокультурных основ неравенства – большой проект Центра социологии культуры Инобра, недавно он получил грант РНФ. Аспиранты также включатся в эти исследования и могут сделать немало открытий, помочь системе образования создать больше возможностей для всех. Рассказывает научный сотрудник центра Екатерина Павленко.

Застряли за партами – школе трудно отказаться от ритуалов, в которых ученик – просто винтик

Застряли за партами – школе трудно отказаться от ритуалов, в которых ученик – просто винтик
Чтобы добиваться успеха в жизни, нужно быть активным и самостоятельным. Умеет ли современная школа развивать эти качества – вопрос по-прежнему дискуссионный. Полина Гавриленко, аналитик проектно-учебной лаборатории по оценке эффективности государственных мер развития образования, изучила тренд деструктурации в школьных практиках – так называют постепенный распад какой-либо жесткой структуры. В данном случае – ритуалов, связанных с ходом урока и общением учителя и ученика. Исследовательница пришла к выводу, что потенциал для развития самостоятельности – скорее вне урока. А «от звонка до звонка» школьные традиции слишком сильны, чтобы ребенок или подросток принимал решения.

Магистратуре не хватает «цифры» – пока студенты вынуждены искать недостающие компетенции на стороне

Магистратуре не хватает «цифры» – пока студенты вынуждены искать недостающие компетенции на стороне
В магистратурах российских вузов недостаточно развивают цифровые компетенции студентов. На это обратили внимание исследователи Инобра Вышки и Финуниверситета при правительстве РФ. Также беспокоит территориальное неравенство: в вузах Сибири и юга России цифровые умения развивают хуже, чем в других российских макрорегионах. Это выявило исследование, проведенное в рамках проекта «Рождение российской магистратуры».

Семьи просят гарантий – эксперты Инобра указали на «белые пятна» в законах о семейном образовании

Семьи просят гарантий – эксперты Инобра указали на «белые пятна» в законах о семейном образовании
В этом году семейному образованию в России исполняется 30 лет, но это только на бумаге. Когда в 1992 году такое право появилось в законе, пользовались им единицы. В последние годы семейное образование становится всё популярнее – только за прошлый учебный год число тех, кто учится дома, увеличилось почти на треть. Но пробелов в законодательстве по-прежнему много, одни и те же вопросы по-разному решаются в разных районах и школах, если ученики к ним прикреплены. Как лучше устранить эти пробелы, советуют эксперты Инобра – профессор института Алексей Майоров, заведующий лабораторией образовательного права Семён Янкевич и научный сотрудник лаборатории Надежда Княгинина. Их статья опубликована в журнале «Образовательная политика».

Школа на цифровом перепутье – названы главные риски для обновления технологий в общем образовании

Школа на цифровом перепутье – названы главные риски для обновления технологий в общем образовании
На пути к полноценной цифровой трансформации школы остаётся много барьеров. Некоторые уже можно назвать традиционными, их на раз-два не устранишь – это проблемы с инфраструктурой, масштаб которых зависит от регионов, и нехватка финансов. Другие вполне решаемы – ведь можно учиться другому отношению к личным гаджетам в школе и объяснять родителям, что несут новые технологии. Команда лаборатории цифровой трансформации образования подготовила обзор этих барьеров – он выпущен в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.  

Прием заявок на 9-й КИвО стартовал 9 сентября

Прием заявок на 9-й КИвО стартовал 9 сентября
Институт образования НИУ ВШЭ является основным организатором Конкурса инноваций в образовании (КИвО), который, как и в прошлом году, имеет международный статус. Помимо российского трека, состоится «КИвО-Казахстан», а также впервые — «КИвО-Армения» и «КИвО-Грузия». Заявки принимаются онлайн в течение полутора месяцев. Абсолютный победитель получит образовательный грант, победители в номинациях — призы от партнеров.

Поможем университету найти себя – аспиранты Инобра изучат изменения в высшем образовании

Поможем университету найти себя – аспиранты Инобра изучат изменения в высшем образовании
Высшее образование на перепутье – университеты больше не монопольные «храмы знаний» и не то единственное место, куда приходят все, кто хочет добиться успеха в жизни. Студенты могут получить нужное образование и вне стен конкретного вуза. EdTech поджимает – он может дать многие предметные знания. Абитуриенты спрашивают – зачем тратить четыре года (или шесть лет) на учебу, если есть более короткие альтернативы?. Дискуссии, в какой роли теперь выступать университету, идут во всем мире и в России. Поиск этой новой роли – одна из «больших тем», которой займутся аспиранты Инобра нового набора. На это выделены гранты, которые помогут вести исследования, не отвлекаясь на подработки на стороне. Прием документов в аспирантскую школу по образованию заканчивается совсем скоро – 15 сентября. Чем предстоит заниматься, рассказывает руководитель лаборатории «Развитие университетов» Олег Лешуков. 

Спроектировали онлайн для инженеров – Татьяна Семенова предложила модель, как внедрять МООК в технических вузах

Спроектировали онлайн для инженеров – Татьяна Семенова предложила модель, как внедрять МООК в технических вузах
Экономика России остро нуждается в инженерах: об этом говорят давно, как и о том, что нужно увеличить их выпуск в вузах. Но как это сделать? Включать массовые онлайн-курсы (МООК) в вузовские программы – один из очевидных рецептов: тогда практики лучших университетов будут доступны студентам по всей стране. Но о том, насколько эффективны онлайн-курсы в высшем инженерном образовании, до сих пор идут споры. Доказательное исследование начинает Татьяна Семенова, научный сотрудник Центра социологии высшего образования: в своей работе она показала, что онлайн может не уступать очным курсам на инженерных специальностях, но при соблюдении определенных условий. Это стало темой ее диссертации кандидата наук об образовании (PhD HSE), на днях защищенной в Высшей школе экономики.