Сильные прессуют слабых, в классе находят «не такого, как все», чтобы сделать его изгоем. История почти вечная, и разные программы против буллинга (школьной травли) пока не очень помогают. Может, потому, что рассматривают буллинг как что-то индивидуальное, а на самом деле в этом так или иначе участвуют весь класс или вся школа? Такой подход предложила Александра Бочавер — она рассматривает буллинг как коллективную реакцию на стресс.
Новости
19 июня Инобр начал прием документов на магистерские программы. Ждем всех, кому интересно работать и развиваться в любых секторах образования, обучения, развития человека, и в любых профессиях, связанных с этими сферами. Мы готовим и тех, кто преподает, и тех, кто исследует, измеряет, создает методики, программы, инструменты, стартапы; готовится к карьере руководителя любого уровня — от школьного директора до министра… Всего не перечислишь, подробнее о наших пяти магистратурах ниже, а еще — несколько деталей:
Идеальное место для того, чтобы научиться бизнесу — вуз: это признано во всем мире. Ведь начинать лучше в молодости, и кто лучше даст для этого системные знания и создаст нужную среду и экосистему? В России в этом смысле картина противоречивая: с одной стороны, интерес к бизнесу среди студентов высокий, с другой — инфраструктуру вуза студенты используют для учебы предпринимательству довольно редко. Причины выясняли Павел Сорокин, Светлана Черненко и Юлия Вятская из Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования.
Все хотят, чтобы их дети выросли уверенными в себе, креативными, независимыми, настойчивыми, в общем, не плыли по течению. Вроде бы это заявлено и в задачах школы в качестве «гибких навыков», а одним словом всё это можно описать как проактивность. Вот только в школе этому не учат, и даже немного наоборот: исследование Инобра показало, что среди проактивных детей больше двоечников, чем отличников. А вот секции и кружки — верный путь к тому, чтобы развить активную жизненную позицию.
«Девочки играют в куклы, поэтому из них вырастают хорошие психологи, врачи, учителя, а мальчики ломают машинки, потом собирают машинки, поэтому из них вырастают Илоны Маски и Стивы Джобсы». Такой распространенное объяснение различий «мужских» и «женских» профессий прозвучало (конечно, в шутку) в дискуссии на семинаре Инобра, где обсуждалась разная востребованность IT-навыков у выпускников вузов разного пола. Возможно, помимо таких культурных различий играет роль и «битва» самомнений: чаще всего в исследованиях выпускники оценивают свои навыки сами, и мужчины просто увереннее в себе.
Геракл был если и не двоечником, то, во всяком случае, плохим учеником. Да еще и таким вспыльчивым, что убил троих своих учителей. Другое дело — примерный Ахиллес, которому дали вполне аристократическое образование. Мы еще не рассматривали античную мифологию и историю с такого ракурса: Виктория Пичугина (Инобр) и Анна Жирнова (Институт стратегии развития образования) выпустили книгу «Куррикулум для героя», в которой описали учебу культовых персонажей Древней Греции с точки зрения современной оптики — там есть даже учебный план. Только что эта необычная книга победила в конкурсе лучших русскоязычных исследований Вышки.
Творцы образовательной политики так и не определились, как помочь детям с особыми потребностями. Получаются движения в духе «шаг вперед и два назад»: например, то сокращали коррекционные школы, то начинали усиленно их развивать. Инклюзия — это создать для всех равные условия в обычной школе, или все-таки ответить на особые потребности тех, кто в этом нуждается? Ситуацию обсуждали на семинаре «Современное детство: теория и практика» — там говорили об учебе «нейроотличных» детей (то есть тех, чье мышление чем-то отличается от типичного).
Сегодняшних школьников часто называют цифровыми аборигенами: они чуть ли с рождения со смартфонами в руках. Не знают жизни без доступа к интернету и мгновенной связи, привыкли использовать их для решения всех проблем, получают обилие информации по любому запросу. Несмотря на всё это, цифровая грамотность развита у них по-разному и в целом не то что блестяще, — считают эксперты Инобра, которые измерили эти компетенции у 3,5 тысяч подростков. Как их развивать — вопрос дискуссионный, понятно только, что у школы здесь мало что получается, несмотря на всю «цифровую трансформацию». Почему — обсуждали на семинаре Инобра.
Общая проблема педвузов и факультетов — теория оторвана от практики. Студент сначала постигает педагогические премудрости в режиме лекций, а уже потом, начав работать в школе, понимает, каких знаний и умений не хватает. Особенно остра эта проблема для «предметников», тех, кто в бакалавриате учился как физик или химик, а педагогике — постольку-поскольку. Доучиться можно в магистратуре, но как бросить школу? Самые активные учителя, которые хотят расти дальше — обычно сразу же и самые загруженные.
Российские студенты слишком мало времени уделяют вузовским кружкам и секциям — меньше трети вообще их посещают, и всего 11% делают это чаще, чем раз в неделю. И, оказывается, зря. В Инобре доказали, что внеучебная активность помогает учебе и личному развитию, развивает мягкие навыки, чего так не хватает учебной программе, и даже помогает справиться с депрессией. Вузам стоит под это подстроиться.