• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Взрослые не очень довольны результатами учебы: и удовлетворенность, и итоговый рост зарплат в секторе образования взрослых оказались скромными

Взрослые не очень довольны результатами учебы: и удовлетворенность, и итоговый рост зарплат в секторе образования взрослых оказались скромными
Сначала учиться, потом работать: раньше все примерно так и жили, но чем дальше, тем очевиднее, что эта схема ушла в прошлое. Сегодня на жизни человека сменяются несколько технологических циклов, приходится доучиваться, а то и менять профессию. Сегмент образования взрослых растет и уже охватывает около трети экономически активного населения. В Инобре попытались взглянуть на этот ландшафт целиком и обсудить тренды и проблемы с самими игроками рынка образования для взрослых.

Бизнесу учат не в вузе, а дома: система образования пока не играет главную роль в обучении предпринимательству

Бизнесу учат не в вузе, а дома: система образования пока не играет главную роль в обучении предпринимательству
Как становятся предпринимателями? По зову сердца или благодаря тому, что научили в университете? Для второго, по крайней мере, созданы все условия: вот уже много лет вузы развивают акселераторы, различные программы для поддержки стартапов и т.д. Не хочется утверждать, что они в этом не преуспели, но до роли «первой скрипки» еще далеко: исследование показало, что важнее значение личного примера в близком окружении, успешного детского опыта предпринимательства и т.д. Сотрудники Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Инобра провели интервью со 82 начинающими бизнесменами — выпускниками профильных программ вузов — и проанализировали историю и показатели нескольких сот стартапов, развивать которые помогали университеты.

«Я привлекаю успех»: в Вышке исследовали новый тип поведения в соцсетях

«Я привлекаю успех»: в Вышке исследовали новый тип поведения в соцсетях
Все помнят советский фильм, героини которого занимались «аутотренингом»: приговаривали «Я самая обаятельная и привлекательная, все мужчины от меня без ума». Тогда это казалось чем-то странным и забавным, — а сегодня мантры о том, что «меня ждет успех, счастье, изобилие и богатство» встречаются в соцсетях сплошь и рядом. Они стали одним из предметов исследования Анастасии Лукиной, младшего научного сотрудника Центра социологии культуры Института образования. Анастасия изучила проявление «новых эмоциональных режимов» в публичном пространстве, в частности, в трех контекстах — в связи с различными методиками укрепления себя (тренингами личностного роста и косметической хирургией) и с шоковыми ситуациями (были выбраны формы реакции в соцсетях на случаи скулшутинга). Исследование выполнено в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».

Люди не очень-то верят в нейрообразование: вместе с высокой стоимостью технологий — это один из главных барьеров его развития

Люди не очень-то верят в нейрообразование: вместе с высокой стоимостью технологий — это один из главных барьеров его развития
Восторженная героиня советского кино твердила, что «скоро ничего не будет — останется только телевидение», а сегодня что-то подобное иногда можно услышать про нейрообразование. Мол, в будущем эти технологии работы с мозгом «напрямую» вытеснят вообще всё. Так ли это, обсуждали на очередном семинаре «Нейронауки об образовании». Аспирант департамента социологии факультета социальных наук Вышки Никита Отставнов провел своего рода ревизию — что сегодня известно о нейрообразовании, какие технологии в него включают и что мешает развитию этой сферы.

Региональный разрез мониторинга качества приема: ключевые аспекты

Региональный разрез мониторинга качества приема: ключевые аспекты
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) при поддержке Минобрнауки России представляет третью часть мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2022 году, посвященную региональному разрезу. Исследование выполнено в Институте образования НИУ ВШЭ под руководством научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Евгений Терентьев: «Миссия проекта — предоставить людям инструменты для самореализации и укрепления себя в различных сферах жизни»

Евгений Терентьев: «Миссия проекта — предоставить людям инструменты для самореализации и укрепления себя в различных сферах жизни»
Каждый день появляются новые технологии и институциональные решения, расширяющие возможности человека. Какие технологии в этом эффективны, а какие еще предстоит создать в ответ на вызовы современности? Как принимать решения по выбору технологий и как делать этот выбор осознанным? Ответы на эти и другие вопросы предлагает стратегический проект Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».

Поступить в Инобр никогда не рано: можно попробовать уже сейчас, если не удастся — это будет репетиция

Поступить в Инобр никогда не рано: можно попробовать уже сейчас, если не удастся — это будет репетиция
Вышка начала конкурс ранних приглашений в магистратуры. Это значит, что, по сути, поступить в университет можно уже сейчас. Ключевое отличие от летней кампании — небольшое количество мест: по такой схеме каждая программа сможет принять в среднем по 7-8 человек. Но главное: с помощью конкурса каждый абитуриент может устроить себе «генеральную репетицию», это безопасный способ проверить, сколько баллов вы можете набрать. Повезло — прекрасно, не повезло — зато изнутри увидели всю кухню вступительных испытаний и знаете, к чему готовиться на лето.

Школы застряли в эпохе «ранней информатизации»: почему цифровая трансформация образования движется так медленно, и что с этим делать

Школы застряли в эпохе «ранней информатизации»: почему цифровая трансформация образования движется так медленно, и что с этим делать
На вторничном семинаре Инобра вспоминали постановление ЦК КПСС и в шутку цитировали Жванецкого: «Чего вперед смотреть, если весь опыт позади?». Действительно, истоки цифровой трансформации образования, о которой много говорят сегодня, можно найти еще в 1985 году, и если критически посмотреть на эти без малого 40 лет как на единый процесс цифрового обновления школы, можно сделать немало выводов и даже прогнозов. Ими делился профессор Инобра Александр Уваров — эксперт, который занимался проблемами внедрения цифровых технологий в образование еще в 80-х. Семинар был приурочен к юбилею Александра Юрьевича, с которым мы его сердечно поздравляем.

Как ковид тушили деньгами: большинство стран не стали менять базовые принципы финансирования вузов из-за пандемии

Как ковид тушили деньгами: большинство стран не стали менять базовые принципы финансирования вузов из-за пандемии
Ковид был похож на стихийное бедствие, нанесшее ущерб всему, включая университеты. Помимо образовательных потерь для студентов, это и материальные трудности для вузов: пришлось срочно вкладываться в IT-инфраструктуру, учить преподавателей работать онлайн; уходили иностранные студенты, сворачивались исследования и прикладные проекты… Как действовало государство, чтобы поддержать систему высшего образования — проанализировали Екатерина Абалмасова и Алексей Егоров из лаборатории «Развитие университетов». Они сравнили кейсы России, Великобритании и шести европейских стран — Италии, Франции, Нидерландов, Португалии, Польши, Румынии.

Лифт для школы: как устроен проект поддержки школа, работающих в сложных социальных условиях

Лифт для школы: как устроен проект поддержки школа, работающих в сложных социальных условиях
Университеты часто сотрудничают со школами. Обычно это партнерство свысокорейтинговыми гимназиями и лицеями, поддержка мотивированных детей. Для этого создаются предуниверсарии, школы при университетах, учеба в которых направлена на подготовку абитуриентов. Упор делают на интеграцию форм и методов высшего образования в школьное, к работе со школьниками подключаются университетские преподаватели, старшеклассники принимают участие в конкурсах и олимпиадах, организованных университетом. Такая система работы со школами уже много лет ведется в Вышке под руководством проректора Вадима Башева. Но как же другие школы?  Ведь важно работать и с менее мотивированными школьниками, которые, возможно, и не подозревают о своем потенциале.