Когда-то иностранный начинали учить в пятом классе, теперь всё чаще с первого, а самые продвинутые водят детей в лингвистические «развивайки» чуть ли не с двухлетнего возраста. Ведь считается, что чем раньше — тем лучше. Опасность такого подхода обсуждали на очередном семинаре «Нейронауки об образовании». Его темой стал «диалог логопедических школ» России и Германии, обсуждали разные подходы, но в отношении к ранним экспериментам с иностранными языками представители обеих сторон оказались едины.
Новости
Школа должна «учить учиться», потому что без желания самого ребенка освоить что-то новое учеба так и будет зубрежкой из-под палки. Все давно это признают, но мало что для этого делают: массовая школа продолжает работать по привычной схеме. Эксперименты, связанные с развитием самостоятельности и инициативы, чаще всего так и остаются экспериментами. Но некоторые из них длятся уже десятилетиями и показывают отличные результаты. На вторничном семинаре разбирали опыт красноярской гимназии «Универс», где методы развивающего обучения, сфокусированные на самостоятельности ученика, применяются вот уже без малого 30 лет.
ЕГЭ не принято использовать как показатель качества образования на уровне региона. Считается, что раз экзамен измеряет индивидуальные достижения, то средний балл — то же самое, что «средняя температура по палате» (поэтому и данных таких обычно не найдешь). Интересную альтернативу предложила Ксения Адамович из Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании: она обнаружила, что социально-экономические показатели региона, а также кризисы отражаются в том, какой трек выбирают девятиклассники — академический (старшие классы, вуз) или СПО. Последнее часто — еще и способ избежать ЕГЭ.
В Инобре учатся люди с разным бэкграундом: здесь и начинающие учителя, и опытные управленцы; и вчерашние студенты, и те, кто уже готовится выпустить исследование, авторскую методику или продукт для рынка. Если помножить это на многообразие самой сферы образования, то можно вспомнить библейскую историю про Вавилонскую башню, где все говорили на разных языках. Мысль дать всем общий взгляд на ландшафт в целом воплотилась в идею курса «Ключевые идеи в российском образовании». В перспективе он может быть интересен не только нашим студентам, но и всем, кто хочет системно знакомиться с образованием. Идею поддержали в Благотворительном фонде Владимира Потанина: проект курса получил грант.
Семейная форма обучения набирает популярность в России, хотя доля тех, кто не ходит в школу, все еще незначительна. Одни эксперты видят в этом тренде серьезную угрозу традиционному образованию, другие считают это явление маргинальным. Похоже, истина где-то посередине: скорее всего, количество тех, кто учится дома, «выйдет на плато» и не обрушит монополию школы. Но аргументы тех, кто выбрал для детей семейное обучение, звучат как «серьезная и многогранная критика школы, нельзя не учитывать ее, проектируя развитие и поддержку общего образования», — пишут авторы исследования «Выбор альтернативного образования в России». Его подготовили Катерина Поливанова, Диана Ахмеджанова, Кристина Любицкая и Александра Струкова — сотрудники Центра исследований современного детства.
Вышка выпустила доклад — кто и как развивает (или не развивает) самостоятельность человека
У школы вечные проблемы с родителями учеников: учителю непросто найти с ними общий язык, особенно если он новичок. Долой страхи и стрессы: можно научиться не просто налаживать контакт с семьями, но и стать настоящим комьюнити-менеджером для своей школы и класса. Этому учат на специальном курсе, запущенном Рыбаков Фондом и разработанном Институтом образования ВШЭ. Более того, пройти курс и получить сертификат может любой студент педагогической специальности, и это бесплатно.
Качественные измерения и инструменты оценки в дефиците во многих сферах — образование здесь не исключение. Грамотный тест могут составить или проверить его качество только специалисты-психометрики, их мало, а при словах «факторный анализ» или «математическое моделирование» большинство гуманитариев впадает в панику. И зря. Есть подходы, которые позволяют «мягко» обучить, например, людей без математического образования основам теории тестирования или моделированию структурными уравнениями для исследований в социальных науках. Этот подход Инобр реализует в цикле курсов дополнительного профессионального образования для тех, кто работает в образовании, HR и других областях.
Деление школы на младшую, среднюю и старшую (вернее, его прообраз) придумал еще Коменский. За пять веков устройство школы, конечно, менялось, но не радикально. И о том, что именно среднее звено «барахлит», тоже стало известно не вчера: при выходе из младшей школы ученики теряют почву под ногами и мотивацию, а подростковый возраст усугубляет нежелание учиться. На экспертном клубе «Новая российская школа» обсуждали решение, предложенное в одной из самых известных московских школ – «Покровский квартал».