• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Навигатор по агентности: исследователи составили первую карту — кто и как развивает самостоятельность человека

Навигатор по агентности: исследователи составили первую карту — кто и как развивает самостоятельность человека
Проактивность, агентность — всё это часто звучит как общие слова. Да, все признают, что сегодня нужно уметь перестраиваться самому — выбирать образование, менять профессию, развивать новые навыки... Но в чем именно проявляется этот «запрос на агентность», от кого он исходит, как формулируется? А главное — кто и чем конкретно на него отвечает? В самом широком диапазоне — от детского сада до межнациональной корпорации. Впервые сделана попытка составить глобальную карту конкретных решений в этой области. Команда стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» представила ее на конференции «Роль институтов самоорганизации в посткризисном развитии экономики и социальной сферы».

Вузам пора проводить родительские собрания?: семьи студентов становятся новыми стейкхолдерами высшего образования

Вузам пора проводить родительские собрания?: семьи студентов становятся новыми стейкхолдерами высшего образования
Какое отношение мама и папа имеют к учебе студента? Как правило, никакого. Это и не принято: родители практически никогда не бывают в университетах, не знакомы с преподавателями, а об успехах или неудачах в лучшем случае узнают после сессии. Но, оказывается, такой запрос — участвовать в учебе взрослого ребенка — появился и растет. И у вузов это может вызывать не раздражение («Не хватало еще и с родителями возиться»), а интерес. 

«Просканировать» через чтение: психометрики Инобра опробовали новый метод диагностики навыков в школе

«Просканировать» через чтение: психометрики Инобра опробовали новый метод диагностики навыков в школе
Читательской грамотности педагоги уделяют всё больше внимания. Подход, когда чтение считалось лишь «декодированием» текста, понемногу уходит в прошлое. Его сменяет мнение, что чтение как процесс понимания многомерно, связано со становлением личности ученика как думающего человека. Новые подходы к чтению и способы измерения развитости связанных с ним навыков обсудили на семинаре «Нейронауки об образовании». Результаты исследования представили сотрудники Центра психометрики и измерений в образовании Екатерина Бакай и Элен Юсупова.

Вузам нужно учить предпринимательству всех

Вузам нужно учить предпринимательству всех
Предпринимательство — это призвание? Возможно. Но учиться его основам стоит если и не всем, то очень многим — в том числе и потому, что это развивает способность действовать проактивно. А где учить предпринимательству, если не в вузах? Они подходят для этого больше всего. Пока же такая инфраструктура в высшем образовании только складывается и выглядит довольно хаотичной. Общую картину проанализировали на круглом столе «Предпринимательская экосистема в вузах России: состояние и перспективы».

Пропасть между вузами растет: разным типам университетов нужны разные управленческие решения

Пропасть между вузами растет: разным типам университетов нужны разные управленческие решения
В последнее время много говорят о его расслоении высшего образования: прежде всего, на «ведущие» и «обычные» учебные заведения. К разговору о разных категориях университетов свелась и дискуссия о том, как практики внутреннего управления в вузах влияют на их результативность. Доклад на эту тему сделали на вторничном семинаре Алексей Егоров и Дарья Платонова из лаборатории «Развитие университетов»

Тайна третьей миссии: что важнее для университета — служить обществу или охотиться за прибылью?

Тайна третьей миссии: что важнее для университета — служить обществу или охотиться за прибылью?
Перед каждым порядочным университетом стоит три миссии — образовательная, исследовательская и социальная. О третьей миссии (ее так и называют) шла речь в докладе Оксаны Дремовой (Центр социологии высшего образования) на сессии «Институциональные факторы и государственная образовательная политика». Исследовательница изучила мнения академического сообщества насчет социальной миссии и узнала, что все-таки важнее для университета — служить обществу или охотиться за прибылью.

ДПО нужен ребрендинг: от «повышения квалификации» — к микрокурсам для студентов

ДПО нужен ребрендинг: от «повышения квалификации» — к микрокурсам для студентов
На панельной сессии «Дополнительное профессиональное образование в вузе: полная перезагрузка» обсуждали, действительно, полную перезагрузку — то, как может поменяться само представление о ДПО. Сейчас его рассматривают чаще всего как повышение квалификации для тех, кто уже давно на рынке труда. Даже когда программы реализуются в вузах, они не смешиваются с высшем образованием. Но, возможно, в будущем этот инструмент станет интереснее для тех, кто еще учится в университете.

Вузы ищут путь в большую науку: вышла книга о том, как менялся исследовательский потенциал университетов бывшего СССР

Вузы ищут путь в большую науку: вышла книга о том, как менялся исследовательский потенциал университетов бывшего СССР
Постсоветское образование иногда называют большим естественным экспериментом. После того, как 30 лет назад единая система раскололась на части, каждая пошла своим путем: сравнение моделей, кейсов, решений образовательной политики может многое рассказать о том, какие подходы показали себя лучше, а какие хуже. В международном издательском холдинге Springer вышла книга «Наращивание исследовательского потенциала в университетах: взгляд из постсоветских стран», в которой собраны главы, написанные учеными из 13 государств бывшего СССР. Редакторами книги выступили профессор Оксфорда Майя Чанкселиани, доцент Факультета гуманитарных наук ВШЭ Игорь Федюкин и заслуженный профессор Вышки, главный научный сотрудник Инобра Исак Фрумин.

Уехавшие ни о чем не жалеют: у тех, кто поменял город при поступлении в вуз, как правило, всё хорошо

Уехавшие ни о чем не жалеют: у тех, кто поменял город при поступлении в вуз, как правило, всё хорошо
Вчерашнему школьнику бывает сложно решиться на переезд в мегаполис. Кого-то останавливает страх перед трудностями, кто-то сомневается — поступать в столичный вуз или уж остаться там, где есть надежный тыл. Для таких выпускников у ученых хорошие новости: как правило, на новом месте у студентов всё складывается удачно. На сессии «Образовательная миграция и академическая мобильность» результаты исследования представила команда из РАНХиГС — Дмитрий Логинов, Марианна Янковская и Иван Яковлев.

«Нельзя учить только половину человека»: 5 шагов для развития социально-эмоциональных навыков в школе

«Нельзя учить только половину человека»: 5 шагов для развития социально-эмоциональных навыков в школе
Одна из задач школы — развивать у детей социально-эмоциональные навыки (СЭН). В их число входят умение сотрудничать, оставаться спокойным перед лицом вызовов, понимать себя и других. От того, как развиваются СЭН, во многом зависит успешность человека в будущем, но как именно с ними работать в школе — чаще всего непонятно. Этот вопрос обсудили на «Мастерской учителя», организованной командой магистерской программы «Педагогическое образование». Своими разработками поделилась Александра Струкова, учитель русского языка, аспирантка Инобра и стажер Центра исследований современного детства.