Наверняка этот вопрос возникает у многих: если в области педагогики рождаются такие мощные новации, которые мы продолжаем обсуждать десятилетиями, то почему они не меняют образование? У теорий Эльконина-Давыдова, Гальперина и др. много последователей, они стали классикой, которую уже никто не опровергает, но при этом массовая школа выглядит почти так же, как сто лет назад. В чем здесь загвоздка, обсуждали на очередной «Мастерской учителя», посвященной теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий Петра Гальперина. О ее применении на практике рассказывал профессор Инобра Андрей Подольский — ученик Гальперина, который 20 лет работал в его команде и видел и расцвет, и закат всеобщего интереса к этой идее.
Новости
В зрелом возрасте учиться не принято. Об этом свидетельствуют данные Росстата: пик обучения приходится на 30 — 39 лет. Старшие учатся меньше, а после 60 лет за парту садятся немногие (в структуре обучаемых людей такого возраста меньше 5%). Сказывается это и на зарплате: максимальный заработок в России в 30-40 лет, дальше ценность сотрудника снижается, что сказывается и на доходе. Но это неправильно: исследование, проведенное научными сотрудниками Лаборатории непрерывного образования взрослых Инобра доказало, что эффективно учиться можно и в зрелом возрасте. Главное учитывать некоторые особенности.
«Чего мы хотим для детей? Счастья. Но зачастую думаем о нем во временной перспективе: сейчас чуть-чуть помучаются в школе, но зато все это выльется в счастливую жизнь. Однако исследования показывают, что нет необходимости страдать сейчас», — такими словами доцента Инобра Татьяны Канонир открылся онлайн-фестиваль для родителей младших школьников, проведенный Центром исследований современного детства. Сотрудники Инобра и эксперты-партнеры делились советами, посвященными, главным образом, тому, как помочь младшеклассникам адаптироваться к школе.
Вряд ли многие слушатели вторничного семинара Инобра раньше задумывались о самом понятии «дошкольник» — до того, как услышали реплику профессора Александра Савенкова: «Что это вообще за слово? Как будто ребенок живет для того, чтобы в эту школу поступить!». Темой семинара стало состояние перехода — так исследователи называют период, когда ребенок впервые идет в садик или школу. Последнее перетекло в дискуссию о том, надо ли форсировать этот процесс — сегодня многие дети начинают знакомство со школьной программой задолго до первого класса.
Что оценивают в школе в первую очередь? Предметные знания (они же hard skills) — то, что ученик освоил по каждой конкретной дисциплине. Учителя каждый день ставят отметки за работу в классе и домашние задания, а изредка (но зато более объективно) проходят так называемые экзамены с высокими ставками — ЕГЭ, ОГЭ, ВПР... В Инобре предложили третий путь и создали инструмент мониторинга предметных знаний, с помощью которого прогресс ученика можно отслеживать на протяжении всей основной школы и в старших классах. Инструмент уже опробован на практике, а его качество подтвердила независимая экспертиза.
В стандарты подготовки студентов всех направлений входят так называемые универсальные компетенции. К ним относятся критическое мышление, коммуникация, проектная работа, экономическая грамотность... Соответственно, вузы должны не только формировать, но и оценивать эти компетенции. Но здесь подвижек нет: ни экзаменов по критическому мышлению, ни зачетов по коммуникации не появилось. Что может предложить современная наука? Это обсуждали на очередном семинаре «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», который проводится МГППУ и Инобром.
Пока специалисты могут предложить инструменты измерения двух компетенций — критического мышления и универсальной грамотности. Оба разработаны Центром психометрики и измерений в образовании совместно с факультетом экономических наук Вышки, оба опробованы пока на студентах ВШЭ, но могут применяться и в других вузах. Разработчики рассказали, как устроены эти инструменты.
Пока специалисты могут предложить инструменты измерения двух компетенций — критического мышления и универсальной грамотности. Оба разработаны Центром психометрики и измерений в образовании совместно с факультетом экономических наук Вышки, оба опробованы пока на студентах ВШЭ, но могут применяться и в других вузах. Разработчики рассказали, как устроены эти инструменты.
Психологам нужно разработать такие интервенции, которые помогли бы студентам сохранять психологическое благополучие на протяжении всей учебы в вузе. Пока есть основания считать, что его уровень постепенно падает от первых курсов к последним. Это только предварительные выводы, сделанные на основе Мониторинга студенческой жизни Вышки за несколько лет: исследования будут продолжены. Об этом рассказали психологи на семинаре стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», который был объединен с открытым семинаром ВШЭ по образованию.
10 команд-финалистов в формате питч-сессии представили экспертам свои проекты в финале Конкурса инноваций в образовании (КИвО). Защита проектов и церемония награждения состоялись на полях Global Impact Conference — международной платформы, объединяющей экспертов в области устойчивого развития.
Работа учителя полна рутины. Хотелось бы погрузиться в творчество, а приходится отвлекаться на проверку «домашки» и бесконечное повторение одного и того же. Кто-то понял со второго раза, до кто-то не доходит и с третьего, а может, проблема в том, что он не понял позапрошлую тему?.. Разгрузить учителя хотя бы в этом призвана система автоматизированных советов отстающим ученикам, она же рекомендательная система Яндекс.Учебника, над содержанием которой работали в Лаборатории проектирования содержания образования Инобра. Как строилась эта работа, что получилось, а где результатов еще надо подождать, рассказала на «Мастерской учителя» Надежда Авдеенко, аналитик лаборатории.
Еще недавно тема психологического благополучия не была в фокусе внимания исследователей образования и вузовских управленцев. Многое изменила пандемия, которая обострила склонность студентов к стрессам и депрессиям. В этом году вопросы благополучия стали главными на конференции исследователей высшего образования, а теперь их обсудили и на вторничном семинаре Инобра, совмещенном с семинаром стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Психологи Мария Чумакова и Василий Костенко измерили, как меняется картина благополучия на материалах вышкинского Мониторинга студенческой жизни за последние четыре года.
Как это часто бывает, у экспертов есть хорошая и плохая новости. Хорошая: самочувствие студентов не зависит от подразделений, программ или направлений, то есть, по крайней мере, у Вышки нет факультетов, которые нагоняли бы тоску. Плохая: чем дольше студенты учатся, тем неувереннее себя чувствуют.
Как это часто бывает, у экспертов есть хорошая и плохая новости. Хорошая: самочувствие студентов не зависит от подразделений, программ или направлений, то есть, по крайней мере, у Вышки нет факультетов, которые нагоняли бы тоску. Плохая: чем дольше студенты учатся, тем неувереннее себя чувствуют.