• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Дети под цифровым колпаком: почему смарт-часы опасны для доверия между родителем и ребенком

Дети под цифровым колпаком: почему смарт-часы опасны для доверия между родителем и ребенком
Реальная жизнь сегодняшних младших школьников похожа на плохое кино про шпионов. Их прослушивают с помощью их же мобильных телефонов, за каждым шагом следят смарт-часы и другие гаджеты... До каких масштабов разрослась эта новая реальность, чем хороша, а чем опасна цифровая слежка — обсуждали на семинаре Центра исследований современного детства.

«Большинство психологических практик нацелено на то, чтобы прийти к нормальности»

«Большинство психологических практик нацелено на то, чтобы прийти к нормальности»

Лицей на экспорт: ученые и практики ищут способ, как переносить модель одной школы на другую

Лицей на экспорт: ученые и практики ищут способ, как переносить модель одной школы на другую
Вряд ли можно найти две идентичные школы: у каждой свои особенности, традиции, практики… Тем более не похожи на других те «штучные» учебные заведения, которые создавались на принципах, далеких от шаблонов массового образования. Казалось бы, и ладно, — но потребность «экспортировать» модели одних школ в другие возникает регулярно. И когда создаются большие образовательные комплексы, как это было в Москве, и когда какая-нибудь гимназия или лицей открывает филиал. Возможен ли такой перенос, спорили на первой встрече экспертного клуба «Новая российская школа». В рамках клуба будут ежемесячно встречаться практики (директора, чиновники, учителя) и исследователи — обсуждать проблемы школы: что происходит «на земле»? К этой инициативе можно присоединиться.

Ускорение для студентов: новый номер «Вопросов образования» посвящен тому, как прокачать учебу в вузе

Ускорение для студентов: новый номер «Вопросов образования» посвящен тому, как прокачать учебу в вузе
У «Вопросов образования» не бывает одной главной темы, а области, которые исследуют авторы статей, очень разные. Но в свежем (третьем) номере «звезды сошлись» так, что почти каждую публикацию можно рассматривать не только как вклад в науку, но и в одном практическом ключе — как сделать учебу в вузе результативнее. Это актуальная задача, учитывая, сколько времени и усилий инвестируют студенты, преподаватели и администраторы вузов. Можно добиваться большего. Как? — исследования подсвечивают ответ на этот вопрос с разных точек зрения.

Бумеранг дискриминации: стереотипы в отношении девушек на STEM-специальностям мешают юношам тоже

Бумеранг дискриминации: стереотипы в отношении девушек на STEM-специальностям мешают юношам тоже
«Профессия не для девочек» — этот ярлык сопровождает инженерные специальности во всем мире. Россия не исключение. Если сломать этот стереотип, можно отчасти решить проблему нехватки инженерных кадров. Но чтобы это сделать, надо лучше исследовать механизмы такого неравенства. Наталья Малошонок из Центра социологии высшего образования провела исследование и обнаружила, как дискриминация женщин в STEM-специальностях вредит не только самим девушкам, но и юношам, которые учатся вместе с ними.

Сетевая программа Инобра ВШЭ станет моделью для Тихоокеанского университета

Сетевая программа Инобра ВШЭ станет моделью для Тихоокеанского университета
В Тихоокеанском государственном университете начались занятия на магистерской программе «Управление образованием», выпускники которой смогут получить два диплома — и своего вуза, и Вышки. Это уже вторая сетевая программа, построенная по модели и при участии управленческой магистратуры Института образования ВШЭ, но в силу специфики регионов каждая «франшиза» получается уникальной и решает свои задачи.

Из Якутии с пятеркой: первый опыт управления ростом качества образования оценен на отлично

Из Якутии с пятеркой: первый опыт управления ростом качества образования оценен на отлично
Пилот в Хангаласском улусе Якутии завершился успехом: это подтвердил мониторинг, независимая оценка, а итог подвели на встрече в Якутске организаторы — государственная корпорация ВЭБ.РФ, правительство Республики и Институт образования НИУ ВШЭ. Три с лишним года назад, когда проект запустили, это звучало очень амбициозно — никто в России не делал ничего подобного: речь шла об «управляемом росте качества образования» в отдельно взятом муниципалитете. Все 27 школ Хангаласского улуса (более 5 тысяч учеников и 800 учителей) были вовлечены в большой образовательный эксперимент — команда Инобра разрабатывала и делилась с ними педагогическими методиками и управленческими решениями. Проект менялся  в процессе реализации (разумеется, на это повлиял и ковид с дистантом), отказывались от одних  идей, разрабатывали соответствующие ситуации новые решения... Итог — рост качества образования более чем на 10%, что и было желаемым целевым показателем. Рассказывает директор Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Сергей Косарецкий.

«Цифра» повышает социальный статус учителя: это может стать козырем в руках тех, кто продвигает технологии в школе

«Цифра» повышает социальный статус учителя: это может стать козырем в руках тех, кто продвигает технологии в школе
Все, наверное, знают байку, как в какой-то школе учительница писала маркерами на интерактивной доске. Вполне верится, потому что цифровая трансформация школ вызывает противоречивый отклик «на местах»: одни охотно осваивают новые технологии, вторые не торопятся, третьи просто саботируют. Вторничный семинар Инобра был посвящен роли «человеческого фактора» в цифровизации школы, если точнее – социокультурной стороне процесса.

Дотянулись до Камчатки: студенты Вышки помогли подросткам заглянуть в будущее

Дотянулись до Камчатки: студенты Вышки помогли подросткам заглянуть в будущее
О Камчатке большинство из нас знает очень мало – часто только то, что там гейзеры и это очень далеко. Студенты Инобра и других факультетов Вышки, те, кто учится на майноре «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху», тоже знали немного, когда приехали туда. Две недели в Елизовском районе, общение с учениками 15 районных школ показали, что у здешних ребят очень разные устремления и представления о будущем – кажется, гораздо более полярные, чем у жителей материка. А школьники благодаря занятиям со студентами убедились, что «границы, которые установлены средой, можно отодвинуть», – так сформулировала участница экспедиции, студентка Анастасия Анненкова.

К национальным целям надо идти налегке: учителя перегружены – это одна из проблем на пути школы к результатам-2030

К национальным целям надо идти налегке: учителя перегружены – это одна из проблем на пути школы к результатам-2030
Несколько лет назад государство наметило приоритетные цели развития до 2030 года. Многие из них касаются качества школьного образования. С тех пор «черные лебеди» полетели один за другим, что сказывается и на сроках, и на возможностях выполнения того, что намечено в дорожной карте. Какие барьеры есть сегодня и на что стоит обратить особое внимание тем, кто отвечает за образовательную политику? Этому посвящен обширный аналитический доклад, составленный экспертами Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского. В его основу легли данные Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.