Школа часто говорит о профилактике как психологических проблем подростков, так и конфликтных ситуаций разного масштаба — от буллинга до, не дай бог, случаев стрельбы. Понятно, что возможности специалистов здесь ограничены — достоверно не узнаешь, что у подростка на уме, в голову ведь не залезешь. Один из возможных способов «залезть в голову» обсуждали на очередном семинаре «Нейронауки об образовании»: это способ диагностики возможных проблем по голосу. Пока только обсуждается возможность применения таких технологий в образовании.
Новости
Нечасто бывает, что весь номер научного журнал от корки до корки про «здесь и сейчас», но именно так получилось со свежим выпуском «Вопросов образования». Даже если это статья про 18 век, когда впервые был поднят вопрос о массовом образовании, но элиты не хотели заглядывать дальше «религиозно-нравственного просвещения» крестьян. Коротко — о главных темах номера.
О поддержке одаренных детей в системе общего образования активно заговорили относительно недавно. По крайней мере, обозначили это в качестве одного из главных трендов: такие госпрограммы и формулировки законов начали появляться всего-то несколько лет назад. Что это меняет в восприятии и действиях учителей и родителей, обсуждали на вторничном семинаре Инобра.
Студенты хотят лечить «болезни» вузов: такой вывод можно сделать из итогов вышкинского конкурса НИРС
Студентам, которые занимаются темой образования, особенно интересно исследовать проблемы вузов. Это видно по результатам ежегодного конкурса Вышки НИРС (научно-исследовательские работы студентов), итоги которого подведены накануне Нового года: из восьми работ победителей и призеров по образовательным номинациям пять так или иначе связаны с университетами.
Программа «Приоритет-2030» стремительно врывается в ставшую уже привычной жизнь сотрудников университетов, диктуя новые KPI, перестраивая устоявшиеся, но не всегда эффективные рабочие процессы как в научной, так и в образовательной сферах деятельности. Одним из ключевых отличий программы «Приоритет-2030» является повышенное внимание к практической значимости получаемых научных результатов, возможности их коммерциализации и интеграции в образовательную деятельность.
Можно загадывать желания в новогоднюю ночь, а можно воплощать мечты более «научно»: открыта регистрация на олимпиаду «Высшая лига», успешное участие в которой упростит путь в любые магистратуры Вышки, в том числе на программы Инобра. Как и положено чуду, это случается раз в год — регистрация участников продолжается до 20 января. Еще есть время подготовиться и даже пройти предварительные тесты.
Темой для обсуждения на семинаре стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» стали национальные особенности феномена проактивности. Универсальны ли те смыслы, которые вкладывает в термин проактивность зарубежная наука? К этому вопросу в докладе «Феномен проактивности и его реконцептуализация в новом контексте: предварительные результаты эмпирического исследования» обратились профессор Галина Широкова и стажер-исследователь Полина Артамошина из Международной лаборатории экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Больше всего в России верят в гибридное обучение и в то, что будущее образования — за программами микроквалификации и совмещением учебы с практикой. Таковы результаты исследования влияния мировых трендов на российское образование, проведенного Лабораторией инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ совместно с Госкорпорацией «Росатом». Оно проводится уже во второй раз.
«Подростки не понимают, почему их по 6-8 часов держат в школе, и вылетают оттуда, как пробка из бутылки теплого шампанского. Дети недоумевают, почему их заставляют учить даты и цифры, которые легко гуглятся, а учительница звереет от этого… Но при этом дети в школу все равно идут, значит, зачем-то она им нужна?» — с этих слов Анатолия Каспржака началось второе заседание экспертного клуба «Новая российская школа». Теоретики (исследователи образования) и практики (директора московских школ) встретились в Инобре, чтобы обсудить, какую роль может играть школа в обществе, которое полностью изменилось за несколько десятилетий, и как ей самой нужно поменяться, чтобы отвечать новому запросу.
На вторничном семинаре часто звучало слово «теневой». Не потому, что сфера репетиторства все еще не полностью легальна, а из-за термина Марка Брэя, который описал репетиторство как тень системы образования: полностью копирует содержание, изменяется синхронно, не предлагает ничего принципиально отличного от школы и улучшает результаты обучения в школе. В связи с чем Ирина Абанкина заключила, что «российская школа — с тенью, ее не стереть, она может только менять конфигурацию, но не исчезнуть». Обсуждали, как вовлеченные в теневое образование сочетают разные виды педагогической деятельности и как это сказывается на заработке.