• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Пора заглянуть в «черный ящик» университета – мы пока слишком мало знаем об образовательной успешности студента, – считает директор Инобра Евгений Терентьев

Пора заглянуть в «черный ящик» университета – мы пока слишком мало знаем об образовательной успешности студента, – считает директор Инобра Евгений Терентьев

Образовательная успешность студента – не оценки в зачётке и не то, с каким результатом прошла защита диплома. Она состоит из многих компонентов, таких, например, как психологическое благополучие, и ее надо изучать, да и в принципе «видеть», чтобы решить многие проблемы высшего образования. Пока этого, кажется, не происходит – по крайней мере, в отличие от школы, образовательная успешность в вузах почти не обсуждается. Об этой проблеме и о том, как ее можно решить, рассказал директор Инобра Евгений Терентьев на Международном форуме по педагогическому образованию в Казани.

Чем опасна вера в «визуалов» и «аудиалов» – педагоги слишком доверяют нейромифам – эта мировая проблема оказалась актуальна и для России

Чем опасна вера в «визуалов» и «аудиалов» – педагоги слишком доверяют нейромифам – эта мировая проблема оказалась актуальна и для России
Вы наверняка слышали, что в обычных условиях мозг человека работает только на 10%. Об этом часто пишут и говорят. Поверили? Поздравляем – это неправда. Причем, не такая уж и безобидная: из ложного утверждения рождаются методики, «как заставить свой мозг работать на всю катушку», а они вполне могут проникнуть в педагогические практики школы или вуза. Так работают нейромифы – их распространенность в образовании стала темой вторничного семинара Инобра.

«Когда нам нужно содержательное и глубокое экспертное мнение, мы с вами на связи»

Виктор Болотов
Очередной вторничный семинар Института образования НИУ ВШЭ был посвящен юбилею ординарного и заслуженного профессора, научного руководителя Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ Виктора Болотова. 5 июня ему исполнилось 70 лет. Он выступил одним из идеологов образовательных реформ рубежа XX–XXI веков, под его руководством произошел переход к ЕГЭ. Коллеги и друзья поздравили Виктора Александровича и рассказали о его роли в развитии образования в постсоветской России.

Студенты двух магистерских программ Института образования смогут получить дополнительную квалификацию

Студенты двух магистерских программ Института образования смогут получить дополнительную квалификацию
В предстоящем учебном году в содержании магистерских программ Института образования НИУ ВШЭ «Доказательное развитие образования» и «Обучение и оценивание как наука» появится новая опция. За время обучения их студенты смогут освоить основные курсы еще одной магистерской программы — «Педагогическое образование», что позволит им получить дополнительную квалификацию педагога. Рассказываем, как это будет организовано и как повлияет на карьерные возможности выпускников.

В Инобре просчитали дороги, ведущие в вуз – работы, посвященные будущему школьников, получили премию Вышки

В Инобре просчитали дороги, ведущие в вуз – работы, посвященные будущему школьников, получили премию Вышки
Вышка подвела итоги конкурса лучших научных и научно-популярных работ, изданных на русском языке. Среди победителей – научные сотрудники Инобра Юлия Керша, Ксения Романенко, Светлана Черненко и Тарас Пащенко. Их исследования посвящены разным аспектам учебы в школе и вообще жизни подростков. Большую часть работ объединяет одно – поиск ответа на вопросы, что помогает (или мешает) школьникам успешно стать в будущем студентами вузов.

Когда «черный лебедь» прилетел – советы, исследования и идеи экспертов Инобра на Московском салоне образования

Когда «черный лебедь» прилетел – советы, исследования и идеи экспертов Инобра на Московском салоне образования
На ММСО планировали обсуждать итоги пандемии, но жизнь подбросила очередного «черного лебедя», поэтому главной темой стала помощь работникам образования в момент растерянности, чувства тревоги, неопределенности – так сказано в манифесте салона. Большую роль в решении этой задачи отводилась экспертам института.

Аспирантам важна поддержка не только научного руководителя, но и других сотрудников подразделения

Аспирантам важна поддержка не только научного руководителя, но и других сотрудников подразделения
Для успешной защиты кандидатских диссертаций важна не только индивидуальная поддержка научного руководителя и близких, но и системная помощь со стороны структуры в университете, где аспирант пишет диссертацию. Однако существуют разные варианты такой поддержки, и каждый из них по-разному сказывается на уверенности аспиранта в успешной защите диссертации. К такому выводу пришли ученые НИУ ВШЭ. Результаты исследования опубликованы в журнале Higher Education Quarterly.

Как довести «высокую моду» до всех – в Инобре начинают исследования педагогического дизайна – в России о нем пока известно мало

Как довести «высокую моду» до всех – в Инобре начинают исследования педагогического дизайна – в России о нем пока известно мало
Понятие «педагогический дизайн» давно употребляют исследователи и практики, но в российской и западной традиции к нему разный подход. В России педдизайн скорее понимают как авторские методики, эффективность которых доказана только на уровне самого педагога-создателя – их трудно масштабировать. Зарубежные же авторы сосредоточили внимание именно на создании масштабируемых моделей и на исследованиях по доказательству их эффективности. Вывод о такой разнице делают исследователи Инобра в работе «Педагогический дизайн: российская и зарубежная исследовательская повестка», изданной в серии «Современная аналитика образования».

Школам не хватает «взрослого подхода» к ученикам – в практику педагогов стоит включить новые стратегии, чтобы «научить учиться» детей и подростков

Школам не хватает «взрослого подхода» к ученикам – в практику педагогов стоит включить новые стратегии, чтобы «научить учиться» детей и подростков

Аббревиатура УУД знакома многим педагогам хотя бы потому, что «универсальные учебные действия» включены во ФГОСы и другие документы – если по-простому, это умение учиться, то есть способность самостоятельно развиваться. То, чего на практике не хватает школе: эту проблему изучила Наталья Чернышова, выпускница аспирантской школы по образованию ВШЭ. По итогам исследования она подготовила диссертацию «Обучение школьников стратегиям учения в современной образовательной среде» (научный руководитель – Елена Чернобай), защита которой состоялась в Вышке, а также – методические рекомендации для школы. Они помогут педагогу развивать у детей и подростков самостоятельный подход в учебе.

Не школой единой – преподавание на онлайн-платформах и репетиторство стали полноценной частью профессии учителя

Не школой единой – преподавание на онлайн-платформах и репетиторство стали полноценной частью профессии учителя

Сегодня профессия учителя развивается в двух формах – и в традиционной работе в школе, и в занятости в других форматах, будь то репетиторство или преподавание на онлайн-платформах. Такой вывод сделали эксперты Центра финансово-экономических решений в образовании вместе с коллегами из онлайн-школ Skyeng и Фоксфорд по результатам исследования карьерных возможностей педагогов. Их обсудили на вторничном семинаре Инобра.