• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Где искать опору для роста? На площадке НИУ ВШЭ прошел научный семинар «Долгосрочное социально-экономическое развитие в условиях изоляции, санкций и внешних шоков»

Где искать опору для роста? На площадке НИУ ВШЭ прошел научный семинар «Долгосрочное социально-экономическое развитие в условиях изоляции, санкций и внешних шоков»
27 мая состоялась первая встреча в серии семинаров по теме «Долгосрочное социально-экономическое развитие в условиях изоляции, санкций и внешних шоков». Ее участники обсудили направления востребованных сегодня прикладных исследований и возможности заимствования опыта других стран для разработки решений в российском контексте, обозначили ключевые ограничения и методологические вызовы аналитической работы в этом направлении. Мы выкладываем основные тезисы и видеозапись семинара и приглашаем коллег подключиться к дискуссии.

Памяти Марины Борисовны Челышковой

Памяти Марины Борисовны Челышковой
Центр психометрики и измерений в образовании с прискорбием сообщает, что не стало Марины Борисовны Челышковой, доктора педагогических наук, профессора, человека, стоящего у истоков психометрики нового времени в России. Вклад Марины Борисовны в развитие образовательного тестирования в России трудно переоценить. Она – автор множества статей, книг, многие годы преподавала на курсах повышения квалификации, через которые прошли сотни преподавателей вузов и сотрудников центров оценки качества образования, воспитала много учеников.

Лайфхаки учителю – вплоть до настройки голоса: на программе «Педагогическое образование» завершают первый сезон «Мастерской учителя»

Лайфхаки учителю – вплоть до настройки голоса: на программе «Педагогическое образование» завершают первый сезон «Мастерской учителя»
Во время работы в школе педагогу то и дело приходится «изобретать велосипед» – решать задачи в диапазоне от того, как учить ребенка с дислексией, до вполне житейских вопросов вроде такого: как не только весело, но и с пользой устроить новогодний праздник в классе. Оказывается, доходчивые, грамотно поданные советы опытных практиков – в дефиците. Восполнить его постарались на магистерской программе «Педагогическое образование», где с осени дважды в месяц проводилась «Мастерская учителя». Во вторник, 31 мая, мастерская завершится разговором о прошлом и будущем ФГОСов – об этом расскажет академик РАО, заслуженный профессор Вышки, один из авторов современной российской образовательной системы Виктор Болотов.

Сторителлинг Ледникового периода – команда студентов Вышки придумывает музей-лабораторию для сельской школы

Сторителлинг Ледникового периода – команда студентов Вышки придумывает музей-лабораторию для сельской школы
Деревня Афимьино, что под Вышним Волочком в Тверской области – удивительное место. Его хорошо знают геологи и палеонтологи из-за так называемых «ледниковых отторженцев» – древних горных пород, которые именно здесь движением ледников вынесло на поверхность земли. В нем находят окаменевших обитателей древних морей. Теперь есть шанс, что об Афимьино узнают не только специалисты – здесь создается ни на что не похожий школьный музей, который станет лабораторией для местных школьников. Для этого в экспедицию сюда отправилась большая команда студентов Вышки и экспертов.

Инобр научит психометрике гуманитариев – «Математическое моделирование», «язык R» – всё это страшно только на первый взгляд

Инобр научит психометрике гуманитариев – «Математическое моделирование», «язык R» – всё это страшно только на первый взгляд
Чтобы проверять знания и навыки, и вообще учить не «вслепую», нужны качественные тесты и другие инструменты оценки – это все знают. Но где их взять? Грамотно составить или проверить тесты могут только профессионалы-психометрики, и кажется, что с наскока эту науку не осилишь. По крайней мере, когда не-математики слышат о том, что где-то нужно применять математическое моделирование, то впадают в панику. На самом деле, есть подходы, которые позволяют «мягко» обучить, например, людей без математического образования или без знаний языков программирования. Этот подход Инобр реализует в новом цикле курсов для тех, кто работает в образовании, HR и других областях.

Школам не хватает исследований вдолгую – как использовать ОГЭ и ЕГЭ, чтобы отчасти заменить « дефицитные » лонгитюдные исследования

Школам не хватает исследований вдолгую – как использовать ОГЭ и ЕГЭ, чтобы отчасти заменить « дефицитные » лонгитюдные исследования
Чтобы делать выводы об эффективности школ, нужно больше данных об образовательных результатах учеников. И лонгитюдных, то есть показывающих, как меняется картина на протяжении времени, и срезовых, то есть охватывающих более-менее всех, но единожды. Пока в российской школе дефицит и того, и другого. Как можно задействовать в таких исследованиях результаты ЕГЭ и ОГЭ? Это стало темой обсуждения на вторничном семинаре Инобра. Роман Звягинцев и Юлия Керша из Центра общего и дополнительного образования представили результаты исследования, в основу которого легли результаты ЕГЭ выпускников школ одного региона (Тюменской области) за пять лет.

Гиг-экономика не разбила «стеклянный потолок» – Инобр и Skyeng обнаружили неравенство женщин в новых формах занятости

Гиг-экономика не разбила «стеклянный потолок» – Инобр и Skyeng обнаружили неравенство женщин в новых формах занятости
У гендерного неравенства много причин. Женщины медленнее продвигаются по карьерной лестнице, их шансы достичь высокие позиции ниже (эффект «стеклянного потолка»), и они чаще работают на позициях, не предполагающих карьерного роста (так называемый эффект dead-end jobs). Часто женщины выполняют основную долю домашней работы, в частности, ухаживают за маленькими детьми и престарелыми родственниками. В итоге – оказываются на менее привлекательных позициях, зарабатывают меньше и, следовательно, оказываются в худшем экономическом положении.

Лучше 150 раз увидеть – студенты майнора Инобра создают каталог исследовательских видеозаданий

Лучше 150 раз увидеть – студенты майнора Инобра создают каталог исследовательских видеозаданий
Привычка к чтению у детей – уже не та, что раньше, как к этому ни относись. Те, кто работает с уроками исследовательского типа, давно обращают внимание, что традиционные текстовые задания уже «не заходят». С обсуждения этой проблемы еще два года назад, когда все учились на дому из-за пандемии, и началась история видеоуроков «Исследование онлайн». Их создают студенты майнора Вышки «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху». Сегодня это открытая библиотека со 150 видеозаданиями по самым разным предметам – от физики и химии до ИЗО и технологии. Ее активно используют и в кружках, и в школах. О том, что могут дать образованию такие библиотеки и как их развивать дальше, рассказал куратор проекта Алексей Обухов – ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени Пинского

50 оттенков светлого – Инобр начал «вторую волну» управленческой программы для директоров казахстанских школ

50 оттенков светлого – Инобр начал «вторую волну» управленческой программы для директоров казахстанских школ

В Казахстане продолжился, пожалуй, самый масштабный проект по переподготовке школьных управленческих команд на пространстве бывшего СССР. Благодаря ему большая часть школ Алматы сможет построить свою программу развития, каждая из них найдет свою нишу в качестве центра уникальных компетенций для города, а все вместе они смогут сделать образование Алматы передовым в Казахстане. Ведущие специалисты Инобра проводят занятия для директоров 50 школ и их заместителей – это уже вторая волна проекта, который должен охватить 50% школьных управленцев города. Занятия продолжатся до декабря.

Школьные рецепты для сложных условий – о секретах выживания в неблагополучной социально-экономической обстановке – в диссертации Романа Звягинцева

Школьные рецепты для сложных условий – о секретах выживания в неблагополучной социально-экономической обстановке – в диссертации Романа Звягинцева
Трудно прыгнуть выше головы – и так же трудно хорошо учиться и добиваться успехов, когда живешь в депрессивном районе или поселке. Исключений немного, но они особенно ценны, когда целая школа добивается лучших результатов, чем все вокруг в неблагополучной среде. Этот феномен называется академической резильентностью, его изучают во всем мире – в чем секрет таких учеников и школ? Несколько лет этот вопрос изучают в Центре общего и дополнительного образования имени Пинского. Младший научный сотрудник центра Роман Звягинцев подготовил исследование факторов школьной резильентности – это стало темой его кандидатской диссертации, на днях защищенной в Вышке.