• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Прививка от иллюзий: кружки и секции здорово прокачивают личность, но это не массовый эффект системы допобразования

Прививка от иллюзий: кружки и секции здорово прокачивают личность, но это не массовый эффект системы допобразования
Дополнительное образование может дать ребенку очень много в сравнении со школой — развивать его мягкие навыки и помогать успеху во взрослой жизни. Это давно доказано исследованиями. И вроде бы для этого созданы все условия: кружков и секций много, в них вкладываются государство и бизнес, охват достаточно высокий… Но ждать такого эффекта для всех — иллюзия: надо не только увеличивать охват, что тоже важно, но и искать другие возможности роста качества, доказывают Сергей Косарецкий и Иван Иванов в докладе «Дополнительное образование и внеучебная деятельность для развития навыков» (составитель Иван Груздев).

Инобр ВШЭ и КамГУ создадут модель развития человеческого потенциала в регионах с тяжелым климатом

Инобр ВШЭ и КамГУ создадут модель развития человеческого потенциала в регионах с тяжелым климатом
В России несколько климатических зон, и в таких регионах, как Дальний Восток или Камчатка, условия намного более суровые, а их жителям приходится преодолевать больше трудностей, чем, например, людям в центральной части страны. Можно ли целенаправленно готовить выпускников вузов в отдельных регионах так, чтобы им было легче добиваться успеха в работе и повседневной жизни? Ответ исследователей — да, и нацеленный на это проект зеркальной лаборатории Института образования ВШЭ и Камчатского государственного университета победил в рамках конкурса «Зеркальные лаборатории» Вышки.

Учителя вот-вот уйдут из школы: системе общего образования нужны не только деньги, но и «предохранитель» от выгорания

Учителя вот-вот уйдут из школы: системе общего образования нужны не только деньги, но и «предохранитель» от выгорания
За то, что в школах более-менее хватает учителей (и то не везде), нужно благодарить только инертность педагогов. Около трети учителей моложе 30 лет хотят сменить работу, просто еще не решились это сделать. Причины веские: фактический доход падает, нагрузка растет, требования государства (в том числе к квалификации) усиливаются. А главное, школа давно уже не монополист: альтернативные варианты работы педагога всё привлекательнее. Ситуацию изучили Анна Вавилова (Центр финансово-экономических решений Инобра), Юлия Белова (Институт прикладных политических исследований) и Алексей Милованов (Отдел инвестиционного анализа Вышки). Они предлагают меры, которые помогут школе удержать кадры.

Таблетка от дислексии будет, но не завтра: наука ищет способ помочь тем, кому трудно читать, но, возможно, они и не захотят лечиться

Таблетка от дислексии будет, но не завтра: наука ищет способ помочь тем, кому трудно читать, но, возможно, они и не захотят лечиться
Еще недавно ни педагоги, ни врачи не знали, что такое СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) — просто имели в виду, что есть такие непоседливые дети, которым труднее учиться, чем с другим. Сегодня и диагноз такой ставят, и таблетки от этого расстройства есть. Борьба с дислексией, расстройством способности читать, идет примерно в том же направлении, но пока успехи скромные: это обсуждали на последнем в учебном году семинаре«Нейронауки об образовании».

Тест в большом городе: психометрики Инобра создали инструмент для оценки «городской грамотности» подростков

Тест в большом городе: психометрики Инобра создали инструмент для оценки «городской грамотности» подростков
Грамотность — модное понятие: часто можно услышать об экологической, финансовой и многих других грамотностях. Все вместе они помогают человеку благополучно жить и добиваться успеха в разных сферах. Не так давно эксперты заговорили о городской грамотности, потому что жизнь в мегаполисе требует многих умений, от цифровых до тех, что связаны со здоровьем. А теперь городскую грамотность детей и подростков можно будет измерить — инструмент для этого разработали психометрики Инобра под руководством  Алины Ивановой и экспертном участии Виктории Пичугиной.

Взрослым нужен организованный хаос: в Инобре нашли оптимальные «пропорции» курсов развития критического мышления — теперь их использует Яндекс

Взрослым нужен организованный хаос: в Инобре нашли оптимальные «пропорции» курсов развития критического мышления — теперь их использует Яндекс
В вузах плохо развивают мягкие навыки и, в частности, критическое мышление: это подтверждено многими исследованиями. Есть курсы для взрослых, но нет ни внятных методик, ни подтверждений эффективности. Ученые из Инобра Тарас Пащенко и Александра Михайлова вместе с Луисом Фернандо Сантос Менесесом (на момент исследования постдоком Инобра) предложили оптимальную модель таких курсов в онлайн-формате, как наиболее подходящем для занятых на работе взрослых.

Истощение, цинизм, чувство несоответствия: теперь школьное выгорание можно измерять и предлагать ученикам адресную психологическую поддержку

Истощение, цинизм, чувство несоответствия: теперь школьное выгорание можно измерять и предлагать ученикам адресную психологическую поддержку
Еще недавно считалось, что выгорание — проблема только взрослых, да и то не всех, а только тех, кто работает в социальной сфере и много общается с людьми: врачей, учителей... Только лет 15 назад ученые заговорили о том, что выгоранию подвержены и школьники, а теперь можно измерять его степень для российских детей и подростков. Александра Бочавер и Оксана Михайлова из Центра исследований современного детства адаптировали для России финский опросник, проверили его на выборке из более чем 3 тысяч школьников и убедились, что степень выгорания зависит от пола, но не от возраста.

«Перевернуть» класс мешают страхи: Мадина Давлатова — о том, почему учителя не готовы делиться ответственностью с учениками

«Перевернуть» класс мешают страхи: Мадина Давлатова — о том, почему учителя не готовы делиться ответственностью с учениками
Форматы учебы меняются: классно-урочная система еще никуда не делась, но альтернативные модели вроде «перевернутого класса» и «ротации станций» применяют всё активнее, хотя пока и не массово. Преподаватель Инобра Мадина Давлатова изучила, как меняется работа учителя и его установки при переходе на новые форматы — это стало темой кандидатской диссертации, которую Мадина защитила в Инобре.

Измеряем и проверяем: новый номер «Вопросов образования» рассказывает сразу о нескольких инструментах оценивания

Измеряем и проверяем: новый номер «Вопросов образования» рассказывает сразу о нескольких инструментах оценивания
Пожалуй, главная тема номера — измерения в школе и за ее пределами. Светлана Авдеева и Ксения Тарасова рассказывают об инструменте измерения цифровой грамотности , созданном лабораторией Инобра. Александра Бочавер и Оксана Михайлова адаптировали для России опросник, который позволит оценить степень выгорания школьников . Еще один в чем-то неожиданный предмет измерений — городская грамотность : как ее оценивать, рассказывают Алина Иванова и Виктория Пичугина.

Выпускники Инобра сменяют друг друга во главе сильнейших школ России

Выпускники Инобра сменяют друг друга во главе сильнейших школ России
Рокировка в одной из самых известных московских школ: директором «Покровского квартала» назначена Кристина Кухлевская. Павел Терехов, прежний директор, возглавит Президентский лицей на федеральной территории «Сириус».