Школа — среда консервативная, но самых больших успехов в ней часто добиваются учителя-новаторы, те, кто решается на эксперимент. Несколько выпускников программы «Педагогическое образование» этого года, практикующие преподаватели и исследователи, представили свои идеи на семинаре «Нейронауки об образовании». Почему именно на нем — потому что их эксперименты сопровождались доказательными исследованиями эффектов с помощью методов нейронаук. Выпускники рассказали, как комбинировать совершенно непохожие предметы школьной программы, чтобы развивать у детей креативность, как «настроить» незнакомые звуки иностранных языков в речи студентов и как победить тестовую тревожность.
Новости
Сетевые магистерские программы «Управление образованием» НИУ ВШЭ, действующие в вузах Хабаровска и Тюмени в партнерстве с Институтом образования Вышки, отработали первый год. До дипломов еще далеко, но уже можно понять, какой запрос на развитие школьных управленцев есть в регионах, чего хотят сами директора образовательных учреждений, обучающиеся на сетевой программе, в чем их трудности и дефициты.
Даже в высшей школе преподаватели периодически сталкиваются со студентами, не способными к восприятию материала из-за недостаточного развития логических навыков. Да и ученик средней школы рискует не осилить программу, если его навыки логически мыслить еще не сформировались должным образом. Но как оценить логические способности подростка быстро, объективно и без стресса для ученика? Где преподавателю взять тот условный микроскоп, чтобы заглянуть ученику в голову?
Образовательную урбанистику многие называют модной темой: мол, интереснее и полезнее учиться не только в классе, но и в музеях, библиотеках и вообще в городском пространстве. С этим никто обычно не спорит, но и массово популярной тему пока не назовешь. Педагогам трудно переучиваться (скорее даже «доучиваться»), и в этом должны активнее участвовать сами работники библиотек, музеев, театров, урбанисты и вообще активные горожане: обсудили это на открытом семинаре Инобра. О пятилетней работе над развитием образовательной урбанистики рассказывала команда профильной лаборатории МГПУ.
У школьного образования в России выросла большая «тень» — так ученые называют сектор репетиторства и преподавания в онлайн-школах, которое многие учителя совмещают с основной работой. Часто можно услышать точку зрения, что «тень» можно уменьшить при достойном уровне оплаты труда в школах. Но, по крайней мере, пока это нереально: экономисты Инобра показали, что как ни комбинируй школьную нагрузку, в финансовом выигрыше будут оставаться те, кто совмещает учительскую работу с репетиторством.
Сильные прессуют слабых, в классе находят «не такого, как все», чтобы сделать его изгоем. История почти вечная, и разные программы против буллинга (школьной травли) пока не очень помогают. Может, потому, что рассматривают буллинг как что-то индивидуальное, а на самом деле в этом так или иначе участвуют весь класс или вся школа? Такой подход предложила Александра Бочавер — она рассматривает буллинг как коллективную реакцию на стресс.
19 июня Инобр начал прием документов на магистерские программы. Ждем всех, кому интересно работать и развиваться в любых секторах образования, обучения, развития человека, и в любых профессиях, связанных с этими сферами. Мы готовим и тех, кто преподает, и тех, кто исследует, измеряет, создает методики, программы, инструменты, стартапы; готовится к карьере руководителя любого уровня — от школьного директора до министра… Всего не перечислишь, подробнее о наших пяти магистратурах ниже, а еще — несколько деталей:
Идеальное место для того, чтобы научиться бизнесу — вуз: это признано во всем мире. Ведь начинать лучше в молодости, и кто лучше даст для этого системные знания и создаст нужную среду и экосистему? В России в этом смысле картина противоречивая: с одной стороны, интерес к бизнесу среди студентов высокий, с другой — инфраструктуру вуза студенты используют для учебы предпринимательству довольно редко. Причины выясняли Павел Сорокин, Светлана Черненко и Юлия Вятская из Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования.
Все хотят, чтобы их дети выросли уверенными в себе, креативными, независимыми, настойчивыми, в общем, не плыли по течению. Вроде бы это заявлено и в задачах школы в качестве «гибких навыков», а одним словом всё это можно описать как проактивность. Вот только в школе этому не учат, и даже немного наоборот: исследование Инобра показало, что среди проактивных детей больше двоечников, чем отличников. А вот секции и кружки — верный путь к тому, чтобы развить активную жизненную позицию.
«Девочки играют в куклы, поэтому из них вырастают хорошие психологи, врачи, учителя, а мальчики ломают машинки, потом собирают машинки, поэтому из них вырастают Илоны Маски и Стивы Джобсы». Такой распространенное объяснение различий «мужских» и «женских» профессий прозвучало (конечно, в шутку) в дискуссии на семинаре Инобра, где обсуждалась разная востребованность IT-навыков у выпускников вузов разного пола. Возможно, помимо таких культурных различий играет роль и «битва» самомнений: чаще всего в исследованиях выпускники оценивают свои навыки сами, и мужчины просто увереннее в себе.