• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Школа учит подчиняться: проактивность у детей легче развивать в секциях и кружках, чем на уроках

Школа учит подчиняться: проактивность у детей легче развивать в секциях и кружках, чем на уроках
Все хотят, чтобы их дети выросли уверенными в себе, креативными, независимыми, настойчивыми, в общем, не плыли по течению. Вроде бы это заявлено и в задачах школы в качестве «гибких навыков», а одним словом всё это можно описать как проактивность. Вот только в школе этому не учат, и даже немного наоборот: исследование Инобра показало, что среди проактивных детей больше двоечников, чем отличников. А вот секции и кружки — верный путь к тому, чтобы развить активную жизненную позицию.

Больше хвастают? мужчины в ИКТ-профессиях оценивают себя выше, чем женщины

Больше хвастают? мужчины в ИКТ-профессиях оценивают себя выше, чем женщины
«Девочки играют в куклы, поэтому из них вырастают хорошие психологи, врачи, учителя, а мальчики ломают машинки, потом собирают машинки, поэтому из них вырастают Илоны Маски и Стивы Джобсы». Такой распространенное объяснение различий «мужских» и «женских» профессий прозвучало (конечно, в шутку) в дискуссии на семинаре Инобра, где обсуждалась разная востребованность IT-навыков у выпускников вузов разного пола. Возможно, помимо таких культурных различий играет роль и «битва» самомнений: чаще всего в исследованиях выпускники оценивают свои навыки сами, и мужчины просто увереннее в себе.

ФГОС для Геракла: историки образования восстановили, как учили античных героев

ФГОС для Геракла: историки образования восстановили, как учили античных героев
Геракл был если и не двоечником, то, во всяком случае, плохим учеником. Да еще и таким вспыльчивым, что убил троих своих учителей. Другое дело — примерный Ахиллес, которому дали вполне аристократическое образование. Мы еще не рассматривали античную мифологию и историю с такого ракурса: Виктория Пичугина (Инобр) и Анна Жирнова (Институт стратегии развития образования) выпустили книгу «Куррикулум для героя», в которой описали учебу культовых персонажей Древней Греции с точки зрения современной оптики — там есть даже учебный план. Только что эта необычная книга победила в конкурсе лучших русскоязычных исследований Вышки.

«Равные условия» не помогают детям с ОВЗ: а чтобы учесть их потребности, не хватает ресурсов

«Равные условия» не помогают детям с ОВЗ: а чтобы учесть их потребности, не хватает ресурсов
Творцы образовательной политики так и не определились, как помочь детям с особыми потребностями. Получаются движения в духе «шаг вперед и два назад»: например, то сокращали коррекционные школы, то начинали усиленно их развивать. Инклюзия — это создать для всех равные условия в обычной школе, или все-таки ответить на особые потребности тех, кто в этом нуждается? Ситуацию обсуждали на семинаре «Современное детство: теория и практика» — там говорили об учебе «нейроотличных» детей (то есть тех, чье мышление чем-то отличается от типичного).

Компьютеры есть, грамотности нет: жить в цифровом мире подростки учатся сами — почти без участия школы

Компьютеры есть, грамотности нет: жить в цифровом мире подростки учатся сами — почти без участия школы
Сегодняшних школьников часто называют цифровыми аборигенами: они чуть ли с рождения со смартфонами в руках. Не знают жизни без доступа к интернету и мгновенной связи, привыкли использовать их для решения всех проблем, получают обилие информации по любому запросу. Несмотря на всё это, цифровая грамотность развита у них по-разному и в целом не то что блестяще, — считают эксперты Инобра, которые измерили эти компетенции у 3,5 тысяч подростков. Как их развивать — вопрос дискуссионный, понятно только, что у школы здесь мало что получается, несмотря на всю «цифровую трансформацию». Почему — обсуждали на семинаре Инобра.

Педагогическое образование онлайном прирастать будет: сетевая магистратура Инобра для подготовки школьных учителей переходит на удаленку, чтобы обеспечить доступность

Педагогическое образование онлайном прирастать будет: сетевая магистратура Инобра для подготовки школьных учителей переходит на удаленку, чтобы обеспечить доступность
Общая проблема педвузов и факультетов — теория оторвана от практики. Студент сначала постигает педагогические премудрости в режиме лекций, а уже потом, начав работать в школе, понимает, каких знаний и умений не хватает. Особенно остра эта проблема для «предметников», тех, кто в бакалавриате учился как физик или химик, а педагогике — постольку-поскольку. Доучиться можно в магистратуре, но как бросить школу? Самые активные учителя, которые хотят расти дальше — обычно сразу же и самые загруженные.

Кружки спасут студентов от депрессий: внеучебная активность в вузе полезна, но пока непопулярна

Кружки спасут студентов от депрессий: внеучебная активность в вузе полезна, но пока непопулярна
Российские студенты слишком мало времени уделяют вузовским кружкам и секциям — меньше трети вообще их посещают, и всего 11% делают это чаще, чем раз в неделю. И, оказывается, зря. В Инобре доказали, что внеучебная активность помогает учебе и личному развитию, развивает мягкие навыки, чего так не хватает учебной программе, и даже помогает справиться с депрессией. Вузам стоит под это подстроиться.

«Синие воротнички» белеют: программы колледжей замещают вузовские и уже поменялись до неузнаваемости

«Синие воротнички» белеют: программы колледжей замещают вузовские и уже поменялись до неузнаваемости
Почти всё, что мы знали о колледжах раньше, устарело. Представления, что там учат, в основном, рабочих, статусно среднее образование сильно проигрывает высшему, а программы, в основном, бесплатны... Всё это изменилось буквально за последние 10 лет, и теперь колледж — серьезный конкурент вузу в глазах среднего класса. Причем, вуз, похоже, будет проигрывать эту конкуренцию и дальше. Новый облик СПО обсуждали на совместном семинаре Инобра и проектной группы Факультета социальных наук «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании»

Вузам подобрали золотой стандарт: молодые кадры, приток аспирантов и студентов, плюс выход на рынок

Вузам подобрали золотой стандарт: молодые кадры, приток аспирантов и студентов, плюс выход на рынок
Университеты похожи на черные ящики: они потребляют некоторые ресурсы, производят некоторые результаты, но от чего зависит качество их работы, толком не ясно — слишком сложная структура. Управленцам неизвестно, почему одни вузы эффективно используют ресурсы, другие нет, и как вообще это посчитать. О проблеме пишут Алексей Егоров и Павел Серебренников из лаборатории «Развитие университетов». Они предложили метод, как рассчитывать эффективность вузов, чтобы помочь управленцам.

Студентам скучно: учиться в вузе интересно лишь каждому десятому

Студентам скучно: учиться в вузе интересно лишь каждому десятому
Вузы в России не улавливают, что нужно студентам, их традиционные практики не очень отвечают современным запросам: такой вывод делают исследователи Инобра. В Центре социологии высшего образования провели опрос более тысячи студентов, чтобы понять, какой тип отношений обычно строят с вузом и как это влияет на активность в учебе.