• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Чем дальше — тем тревожнее: как меняется чувство благополучия студентов за время учебы

Чем дальше — тем тревожнее: как меняется чувство благополучия студентов за время учебы
Еще недавно тема психологического благополучия не была в фокусе внимания исследователей образования и вузовских управленцев. Многое изменила пандемия, которая обострила склонность студентов к стрессам и депрессиям. В этом году вопросы благополучия стали главными на конференции исследователей высшего образования, а теперь их обсудили и на вторничном семинаре Инобра, совмещенном с семинаром стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Психологи Мария Чумакова и Василий Костенко измерили, как меняется картина благополучия на материалах вышкинского Мониторинга студенческой жизни за последние четыре года. 

Как это часто бывает, у экспертов есть хорошая и плохая новости. Хорошая: самочувствие студентов не зависит от подразделений, программ или направлений, то есть, по крайней мере, у Вышки нет факультетов, которые нагоняли бы тоску. Плохая: чем дольше студенты учатся, тем неувереннее себя чувствуют.

Выпускникам колледжей нужна инициатива: четыре шага для эффективного обучения предпринимательству в системе СПО

Выпускникам колледжей нужна инициатива: четыре шага для эффективного обучения предпринимательству в системе СПО
Развивать предпринимательские компетенции студентов в колледжах было бы очень полезно. И потому, что такие компетенции помогают проявлять активную самостоятельность во всех сферах, и потому, что как раз выпускникам СПО это бы тем более помогло. Исследования показывают, что именно они особенно уязвимы перед безработицей и бедностью. Ольга Романова из Центра развития навыков и профессионального образования Института образования ВШЭ изучила сильные и слабые стороны обучения предпринимательству в колледжах России. Исследование выполнено на грант стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».

Стратегия вуза — для галочки или всерьез?: они работают лучше там, где сотрудники видят быстрые изменения

Стратегия вуза — для галочки или всерьез?: они работают лучше там, где сотрудники видят быстрые изменения
Образование многое перенимает у бизнеса. Среди трендов последнего времени — стратегический план: этим документом, который раньше был только у корпораций, обзавелись практически все вузы. Это поощряется и государством. Но в какой мере такие планы работают, а в какой приняты «для красоты»? Исследование на эту тему подготовили Алексей Егоров и Дарья Платонова из лаборатории «Развитие университетов».

Талант наконец-то разглядели в структуре мозга, но это не говорит о врожденных способностях детей

Талант наконец-то разглядели в структуре мозга, но это не говорит о врожденных способностях детей

Кто такие одаренные дети, все примерно знают (есть и программы их поддержки в системе образования). А что именно считать одаренностью, в каких конкретно признаках она проявляется — здесь с точными понятиями всегда возникают затруднения. Хорошая новость: современная наука, похоже, понимает, как работает мозг таких детей и в чем конкретно, «физически» проявляется одаренность. Плохая новость, что по-прежнему мало известно, откуда берется талант или склонность к тем или иным сферам знаний, врожденное ли это свойство или развивается семьей и школой. Сложности этих вопросов (в том числе этические) обсудили на семинаре «Нейронауки об образовании».

«Рецепты» воспитания: пандемия подсказала путь к развитию активной самостоятельности детей

«Рецепты» воспитания: пандемия подсказала путь к развитию активной самостоятельности детей
Нас всю жизнь учат следовать правилам: под это заточена и школа, и вся система образования в целом. Однако в новом мире более востребованными могут стать другие качества — не исполнительность, а умение самому принимать неочевидные решения, менять правила, искать, рисковать. То, что современная наука определяет зонтичным термином «агентность» или проактивность, и то, что стало предметом исследований в стратегическом проекте Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Но как конкретно учить этому детей и подростков, понимания пока нет. Первый шаг в этом направлении делают в Институте образования. Исследователям Михаилу Гошину, Павлу Сорокину и Сергею Косарецкому удалось выделить закономерности развития проактивности школьников во время пандемии.

«Мне хорошо в школе, но что-то здесь не так»: почему многие учителя хотят уйти вопреки любви к профессии

«Мне хорошо в школе, но что-то здесь не так»: почему многие учителя хотят уйти вопреки любви к профессии
Самочувствие учителей исследуют в Инобре давно, а в обществе эта тема обсуждается еще дольше. Высокая нагрузка, низкий доход, возрастной перекос профессии, в которой часто не находится места молодым — обо всем этом говорят уж лет 30, несмотря на все меры по поддержке педагогов. Ничего не меняется? Или перемены есть, но их недостаточно и надо что-то другое? Тему обсуждали на вторничном семинаре Инобра. С докладом о самочувствии учителей и их готовности (или не готовности) к инновациям, умении адаптироваться выступили Татьяна Мерцалова и Сергей Заир-Бек, научные сотрудники Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского.

Чем поможет школе Пушкин с бородой: на «Мастерской учителя» обсуждали, как оживить классику

Чем поможет школе Пушкин с бородой: на «Мастерской учителя» обсуждали, как оживить классику
Уроки литературы — это ужасно скучно, по крайней мере, так принято считать. И потому, что сейчас дети в принципе читают меньше, чем прошлые поколения. И потому, что даже читающие находят себе что-то поновее и поинтереснее, чем та череда тоскливых (на взгляд школьника) томов и одинаковых на вид классиков из 19 века, которых «впаривают» на уроке.  Что с этим делать — обсуждали в рамках очередной «Мастерской учителя». Ее гость, издатель детских книг и журналов (в частности, «Классного журнала») Алексей Ходорыч, предложил проект по оживлению русских классиков для школы — «Литературная одиссея».

Заказывайте — переведем на русский: снова собираем идеи для «Библиотеки журнала «Вопросы образования»

Заказывайте — переведем на русский: снова собираем идеи для «Библиотеки журнала «Вопросы образования»
«Второй год собираем предложения о переводе книг, которые отвечают нескольким критериям: актуальная по проблематике, с высокой цитируемостью, входящая в топовые рейтинги издательств, университетов, книжных ярмарок или профильных изданий. А главное – книга никогда ранее не должна была быть издана на русском языке. Команда «Библиотеки журнала «Вопросы образования» постарается сделать все, чтобы лучшие книги нашли своих читателей», – рассказала профессор Инобра Виктория Пичугина.
Свои предложения можно написать Виктории Пичугиной: vpichugina@hse.ru. Узнать больше о «Библиотеке журнала «Вопросы образования» и о ее новинках можноздесь

Успех не такой, как у всех: ученые «расшифровали» ценности крафтовых предпринимателей

Успех не такой, как у всех: ученые «расшифровали» ценности крафтовых предпринимателей
Традиционный бизнес похож на фабрику по выкачиванию денег из вселенной. Что бы предприниматель ни делал, его основной задачей остается получение стабильной прибыли. Совсем не похожа на это логика тех, кого называют крафтовыми предпринимателями — людей, которые пытаются превратить в бизнес свое хобби. Они производят штучный товар, признавая, что заработок не самое главное: кто-то выпекает особенные пряники или делает крем-мед, кто-то — авторские украшения или косметику. Как устроен мир для этих людей, в чем проявляется их самостоятельность и агентность, в чем таятся опасности и барьеры, изучили сотрудники Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Их работа получила поддержку в рамках стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».

Умер Марк Зелман

Умер Марк Зелман
Трагическая новость пришла из Стамбула — скоропостижно скончался Марк Зелман, один из ведущих мировых специалистов в области оценки и мониторинга качества образования. Марк участвовал в создании множества тестов для разных стран, был специалистом Всемирного банка и руководителем нескольких экспертных групп. Для нас это большая потеря: все эти годы Марк оставался другом, партнером и консультантам Центра психометрики и измерений образования, выступал на наших летних школах, помогал нам в разработке российских инструментов. Институт образования соболезнует родным и близким Марка Зелмана. Несколько слов о нем написал главный научный сотрудник Инобра Исак Фрумин.