Программа «Приоритет-2030» стремительно врывается в ставшую уже привычной жизнь сотрудников университетов, диктуя новые KPI, перестраивая устоявшиеся, но не всегда эффективные рабочие процессы как в научной, так и в образовательной сферах деятельности. Одним из ключевых отличий программы «Приоритет-2030» является повышенное внимание к практической значимости получаемых научных результатов, возможности их коммерциализации и интеграции в образовательную деятельность.
Новости
Можно загадывать желания в новогоднюю ночь, а можно воплощать мечты более «научно»: открыта регистрация на олимпиаду «Высшая лига», успешное участие в которой упростит путь в любые магистратуры Вышки, в том числе на программы Инобра. Как и положено чуду, это случается раз в год — регистрация участников продолжается до 20 января. Еще есть время подготовиться и даже пройти предварительные тесты.
Темой для обсуждения на семинаре стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» стали национальные особенности феномена проактивности. Универсальны ли те смыслы, которые вкладывает в термин проактивность зарубежная наука? К этому вопросу в докладе «Феномен проактивности и его реконцептуализация в новом контексте: предварительные результаты эмпирического исследования» обратились профессор Галина Широкова и стажер-исследователь Полина Артамошина из Международной лаборатории экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Больше всего в России верят в гибридное обучение и в то, что будущее образования — за программами микроквалификации и совмещением учебы с практикой. Таковы результаты исследования влияния мировых трендов на российское образование, проведенного Лабораторией инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ совместно с Госкорпорацией «Росатом». Оно проводится уже во второй раз.
«Подростки не понимают, почему их по 6-8 часов держат в школе, и вылетают оттуда, как пробка из бутылки теплого шампанского. Дети недоумевают, почему их заставляют учить даты и цифры, которые легко гуглятся, а учительница звереет от этого… Но при этом дети в школу все равно идут, значит, зачем-то она им нужна?» — с этих слов Анатолия Каспржака началось второе заседание экспертного клуба «Новая российская школа». Теоретики (исследователи образования) и практики (директора московских школ) встретились в Инобре, чтобы обсудить, какую роль может играть школа в обществе, которое полностью изменилось за несколько десятилетий, и как ей самой нужно поменяться, чтобы отвечать новому запросу.
На вторничном семинаре часто звучало слово «теневой». Не потому, что сфера репетиторства все еще не полностью легальна, а из-за термина Марка Брэя, который описал репетиторство как тень системы образования: полностью копирует содержание, изменяется синхронно, не предлагает ничего принципиально отличного от школы и улучшает результаты обучения в школе. В связи с чем Ирина Абанкина заключила, что «российская школа — с тенью, ее не стереть, она может только менять конфигурацию, но не исчезнуть». Обсуждали, как вовлеченные в теневое образование сочетают разные виды педагогической деятельности и как это сказывается на заработке.
Наверняка этот вопрос возникает у многих: если в области педагогики рождаются такие мощные новации, которые мы продолжаем обсуждать десятилетиями, то почему они не меняют образование? У теорий Эльконина-Давыдова, Гальперина и др. много последователей, они стали классикой, которую уже никто не опровергает, но при этом массовая школа выглядит почти так же, как сто лет назад. В чем здесь загвоздка, обсуждали на очередной «Мастерской учителя», посвященной теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий Петра Гальперина. О ее применении на практике рассказывал профессор Инобра Андрей Подольский — ученик Гальперина, который 20 лет работал в его команде и видел и расцвет, и закат всеобщего интереса к этой идее.
В зрелом возрасте учиться не принято. Об этом свидетельствуют данные Росстата: пик обучения приходится на 30 — 39 лет. Старшие учатся меньше, а после 60 лет за парту садятся немногие (в структуре обучаемых людей такого возраста меньше 5%). Сказывается это и на зарплате: максимальный заработок в России в 30-40 лет, дальше ценность сотрудника снижается, что сказывается и на доходе. Но это неправильно: исследование, проведенное научными сотрудниками Лаборатории непрерывного образования взрослых Инобра доказало, что эффективно учиться можно и в зрелом возрасте. Главное учитывать некоторые особенности.
«Чего мы хотим для детей? Счастья. Но зачастую думаем о нем во временной перспективе: сейчас чуть-чуть помучаются в школе, но зато все это выльется в счастливую жизнь. Однако исследования показывают, что нет необходимости страдать сейчас», — такими словами доцента Инобра Татьяны Канонир открылся онлайн-фестиваль для родителей младших школьников, проведенный Центром исследований современного детства. Сотрудники Инобра и эксперты-партнеры делились советами, посвященными, главным образом, тому, как помочь младшеклассникам адаптироваться к школе.
Вряд ли многие слушатели вторничного семинара Инобра раньше задумывались о самом понятии «дошкольник» — до того, как услышали реплику профессора Александра Савенкова: «Что это вообще за слово? Как будто ребенок живет для того, чтобы в эту школу поступить!». Темой семинара стало состояние перехода — так исследователи называют период, когда ребенок впервые идет в садик или школу. Последнее перетекло в дискуссию о том, надо ли форсировать этот процесс — сегодня многие дети начинают знакомство со школьной программой задолго до первого класса.