Из-за вынужденного перехода в онлайн студенты потеряли в качестве образования — все это уже знают. Но проблема не в самом новом формате, а в том, что надо было «перестать в онлайне учить, как в офлайне, а для этого понадобилось время», уверена Татьяна Хавенсон, старший научный сотрудник Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании. На секции «Цифровизация в высшем образовании» они с коллегой из Центра социологии высшего образования Анной Корчак представили идеи по новой концепции оценки качества обучения в вузе.
Новости
После пандемии школа быстро меняется. Всё популярнее различные модели смешанного обучения такие, как «перевернутый класс», «ротация станций»… Последние оказались предметом исследования аспирантки Инобра Мадины Давлатовой, результаты которого опубликованы в журнале «Педагогика и психология образования». Мадина провела исследование мнений нескольких десятков учителей, применяющих эти модели в школах разных российских городов. А также — анонимный опрос 300 учеников, которые учатся в их классах. Сопоставление ответов позволило понять, в чем педагоги идеализируют эффекты методик, а в чем впечатления учителя и класса совпадает.
E=mc2. Так написано в учебниках, и так и есть в реальности, поэтому к содержанию образования по естественным наукам особо нет вопросов. Социальные науки — совсем другое дело. Что, почему и кем признается в них каноническим, может ли заменяться и отменяться — эти вопросы стали темой вторничного семинара Инобра. Участниками дискуссии выступили эксперты в трех областях: политологию представлял доцент Вышки Илья Локшин, в прошлом руководитель одноименной образовательной программы, социологию — директор Центра академического развития студентов и социолог науки Андрей Кожанов. Инобр представляла аналитик Лаборатории проектирования содержания образования Александра Ченцова: сфера ее интересов — куррикулум в области литературы.
Как известно, от сессии до сессии живут студенты весело. И почему-то принято считать, что особенно весело им на первом курсе, когда проблемы еще не начались, а свобода-то вот она. Эксперты, выступавшие на сессии «Роль первого года обучения в успехе студентов», немного развенчали этот миф и напомнили, что в университете многое зависит от первого года. От того, как студент начинает учиться, зависит его образовательная траектория, академическая и социальная интеграция, а в итоге — образовательная (не)успешность.
Время, когда люди сначала учились в вузе, а потом работали, осталось в далеком прошлом. Сейчас даже на первом курсе бакалавриата каждый пятый имеет постоянную работу. К первому курсу магистратуры постоянно работают уже 63%. В аспирантуре — 90%. Ситуация проанализирована в бюллетене Мониторинга экономики образования, составленном Сауле Бековой (на момент подготовки доклада научным сотрудником Центра социологии высшего образования). То, что аспирант не может всецело посвятить себя будущей диссертации — реальность, к которой нужно подстраиваться: автор предлагает решения, как снизить негативные эффекты совмещения работы с учебой в аспирантуре.
Проактивность, агентность — всё это часто звучит как общие слова. Да, все признают, что сегодня нужно уметь перестраиваться самому — выбирать образование, менять профессию, развивать новые навыки... Но в чем именно проявляется этот «запрос на агентность», от кого он исходит, как формулируется? А главное — кто и чем конкретно на него отвечает? В самом широком диапазоне — от детского сада до межнациональной корпорации. Впервые сделана попытка составить глобальную карту конкретных решений в этой области. Команда стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» представила ее на конференции «Роль институтов самоорганизации в посткризисном развитии экономики и социальной сферы».
Какое отношение мама и папа имеют к учебе студента? Как правило, никакого. Это и не принято: родители практически никогда не бывают в университетах, не знакомы с преподавателями, а об успехах или неудачах в лучшем случае узнают после сессии. Но, оказывается, такой запрос — участвовать в учебе взрослого ребенка — появился и растет. И у вузов это может вызывать не раздражение («Не хватало еще и с родителями возиться»), а интерес.
Читательской грамотности педагоги уделяют всё больше внимания. Подход, когда чтение считалось лишь «декодированием» текста, понемногу уходит в прошлое. Его сменяет мнение, что чтение как процесс понимания многомерно, связано со становлением личности ученика как думающего человека. Новые подходы к чтению и способы измерения развитости связанных с ним навыков обсудили на семинаре «Нейронауки об образовании». Результаты исследования представили сотрудники Центра психометрики и измерений в образовании Екатерина Бакай и Элен Юсупова.
Предпринимательство — это призвание? Возможно. Но учиться его основам стоит если и не всем, то очень многим — в том числе и потому, что это развивает способность действовать проактивно. А где учить предпринимательству, если не в вузах? Они подходят для этого больше всего. Пока же такая инфраструктура в высшем образовании только складывается и выглядит довольно хаотичной. Общую картину проанализировали на круглом столе «Предпринимательская экосистема в вузах России: состояние и перспективы».
В последнее время много говорят о его расслоении высшего образования: прежде всего, на «ведущие» и «обычные» учебные заведения. К разговору о разных категориях университетов свелась и дискуссия о том, как практики внутреннего управления в вузах влияют на их результативность. Доклад на эту тему сделали на вторничном семинаре Алексей Егоров и Дарья Платонова из лаборатории «Развитие университетов»