Когнитивная нагрузка — материя тонкая: если слишком мала, эффективной учебы и развития не получится. Если слишком велика — учитель встречает «стеклянные глаза»: ученик перестает что-либо понимать. Как найти золотую середину и что она представляет собой с точки зрения исследователей мозга, обсуждали на семинаре «Нейронауки об образовании».
Новости
В детстве мы учимся читать, считать и, допустим, кататься на велосипеде. Но и во взрослом возрасте мало кто из нас без подготовки может решить сложную задачку или участвовать в велогонках. А вот по части чтения почему-то считается, что мы «по умолчанию» умеем всё. Но если это не так? И если трудности студентов в освоении специальности связаны еще и с тем, что они не умеют правильно читать сложные тексты — в том числе научные статьи, профессиональные справочники и т.д.? Этой проблемой вплотную занялись в Тюменском госуниверситете — так появился курс аналитического чтения и связанные с ним исследования, результаты которых обсудили на семинаре Инобра.
Высшее образование — это социальная норма в России, а запрос на вузовский диплом носит универсальный характер, то есть одинаков для всех слоев общества. Все хотят получить высшее образование, но не все могут. Если для наиболее статусных семей альтернативы диплому вуза нет, менее образованные и обеспеченные семьи вынуждены постепенно переключать свое внимание на СПО, — об этом пишут Сергей Малиновский и Екатерина Шибанова из лаборатории «Развитие университетов». Они исследовали, какие барьеры есть на пути разных социальных классов в вуз, чем определяются разные траектории. Выяснилось, что пока бедных волнует тема бюджетных мест, стоимости платного обучения и т.д., богатые больше заботит мотивация детей. А еще настоящий водораздел возможностей проходит не на этапе сдачи ЕГЭ, а после девятого класса.
Реальные задачи, которые предстоит решать будущим специалистам, гораздо полезнее, интереснее и многограннее, чем обычные университетские занятия. Это давно доказано, поэтому вузы экспериментируют с проектным обучением и разными формами сотрудничества с индустрией. В Инобре для этого создали проектный офис, чтобы обеспечить заказами студентов всех магистратур. Опыт трех лет его работы обобщили в книге, чтобы, как подчеркивают ее авторы Евгения Ефимова и Татьяна Хавенсон, честно и без купюр рассказать о всех сложностях и развилках такого эксперимента. И о том, что заказчикам проще свалить на студентов рутину, не слишком вкладывая силы в объяснения, и о том, что сами студенты часто несерьезно относятся к неоплачиваемой работе.
Для успеха в современном мире надо быть самостоятельным, адаптивным, инициативным — все это сложно развивать в традиционных пассивных формах образования. Работа же с наставником позволяет передавать «из рук в руки» не только компетенции, но и социальные связи, мировоззрение, — говорит Павел Сорокин, руководитель научного проекта НЦМУ «Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования» . Как именно? — обсуждали на круглом столе «Наставничество как инструмент развития человеческого потенциала» в рамках Ясинской конференции.
О реформе аспирантуры, проведенной в 2010-х, часто пишут в ключе «Хотели как лучше, а получилось как всегда»: по официальной статистике, и без того низкое количество защит диссертаций существенно сократилось. Но, возможно, все не настолько плохо: реформа просто способствовала тому, что защиты сместились на более поздний срок. Это один из выводов исследования Бориса Бедного, Николая Рыбакова (Нижегородский госуниверситет) и Светланы Жучковой (Центр социологии высшего образования Инобра): они изучили, что происходит со сроками защит, и предполагают, что после недавних реформ аспирантуры (2022) ситуация начнет налаживаться.
В 2020 году в военной академии Вест-Поинт начался суд чести. Восьмерых кадетов исключили. Шесть отчислились сами. 59 кадетов, признавших свою вину, сначала просто подвергли дисциплинарным взысканиям, а потом, под давлением общественности, оставили на второй год. Все это — после того, как выяснилось, что кадеты списали экзамен по математике. Да, американские вузы — чемпионы по серьезному реагированию на списывание и плагиат, на которые у нас часто смотрят сквозь пальцы. Семен Янкевич, Евгений Пучков и Виолетта Бальжинимаева из Лаборатории образовательного права Инобра изучили, как борются со студенческим плагиатом в шести странах, и предложили перенять некоторые меры российским вузам.
Вокруг «мягких» навыков давно уже нет принципиальных споров: все, даже консервативные ФГОСы, согласны, что их надо развивать. Обычно их список сводится к так называемым 4К (креативность, коммуникация, критическое мышление, командная работа), впрочем, спор и о составе, и о самих терминах — еще одна «вечная тема» для системы образования. На открытом семинаре Инобра обсуждали новый поворот этой темы, связанный, главным образом, с обучением взрослых. У работодателя все больше запросов не только на «твердые» (профессиональные), но и на «мягкие» навыки кандидата. А тот, в свою очередь, идет на курсы, чтобы учиться конкретике, связанной с профессией, и вряд ли готов платить за отдельные 4К-программы. Задача игроков на этом рынке, таким образом, максимально органично встроить «мягкое» в «твердое» в содержании курсов.
«Нет, на уроке однозначно никаких телефонов». Это ответ педагога в интервью перед началом исследования, которое провели Александра Михайлова (Лаборатория проектирования содержания образования Инобра) и Марина Пинская (МГИМО). Он же после исследования: «У меня теперь какое-то двоякое отношение к этому. С одной стороны, я вижу, что детям интересно, что, действительно, мы можем там больше информации получить и поработать. С другой стороны, все еще “кошки скребут”, как же так — телефон на уроке. Но радует то, что дети не просто там сидят. Здесь они были увлечены именно заданием».
ChatGPT стал суперзвездой недавно, а вот специалисты работают с генеративным AI давно. Например, психометрики Инобра создали на его основе генератор тестовых заданий по русскому языку, ведь когда множество разных текстов-вариантов пишет человек, это отнимает слишком много сил и времени. Таких инструментов, призванных разгрузить человека в школе, уже несколько. На Ясинской конференции обсуждали, как они развиваются и какие последние барьеры стоят на пути их массового применения.