Что может привести человека к счастью, здоровью и успеху? Тут нет единых рецептов: в чем-то поможет развитие навыков и умений, а в чем-то – технологии и даже роботы. Примерно такой разброс решений – в проектах ученых Вышки, проекты которых одержали победу в конкурсе молодых ученых (до 39 лет) НИУ ВШЭ на проведение фундаментальных и прикладных исследований в области изучения возможностей укрепления человека в разных сферах. Конкурс проводился в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», из 19 заявок шесть получили поддержку. Коротко – о каждом.
Новости
Хороший университет открывает студенту массу возможностей. Можно развиваться в будущей профессии, идти в науку, активно заняться спортом, искусством или волонтерством – да мало ли. Однако исследования показывают, что далеко не все хотят развиваться с помощью того, что им даёт университет, и более того, чем дальше – тем больше в процессе учебы теряют к этому интерес. На это давно обратили внимание исследователи Инобра, но теперь тема получает новую жизнь – ею займутся в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Задачи, данные и гипотезы обсудили на первом новом сезоне вторничном семинаре.
Навыки делятся на общие и профессиональные – и те, и другие вроде бы находятся в поле измерений и доказательных исследований. Благодаря им наука в состоянии понять, как меняются люди «вообще» (например, растет или падает их финансовая или компьютерная грамотность) и как они развиваются в рамках своей профессии. Однако создать общий метод измерения навыков в разных профессиях нереально – к такому выводу приходят Павел Сорокин, Вера Мальцева и Паулина Гасс (Центр развития навыков и профессионального образования). Решение этой проблемы есть: надо изучать и измерять фактическую продуктивность человека, а также его потенциал – агентность, то есть готовность к активным самостоятельным действиям. Это и будет косвенным свидетельством того, насколько успешно человек может развиваться в профессии.
О дислексии известно очень мало – да, есть такие дети, которым трудно читать, но нет единого мнения, в чем конкретно причина этих нарушений и чем им может помочь школа. Некоторые советы педагогам и логопедам сформулировали эксперты Центра языка и мозга НИУ ВШЭ на первом в новом сезоне семинаре «Нейронауки об образовании». Светлана Дорофеева и Татьяна Больгина рассказали об исследовании, которое только еще начинает «разгадывать» дислексию. Однако уже сейчас можно сказать, что подгонять ребят, которым трудно читать, и натаскивать их на высокую скорость – ошибка.
В российском образовании есть скрытые проблемы, которые трудно объяснить с помощью традиционных исследовательских подходов. Например, высокие показатели охвата образованием (все учатся в школах, отсев из них крайне низок, большинство после школы оканчивает колледжи или вузы) – и скромные показатели реального использования навыков в трудовой деятельности, низкая доступность квалифицированных работников. Или снижение уровня функциональной грамотности школьников, наметившееся в последние годы. Почему эффективность школьного образования падает? Ответы будет легче найти, если ввести в арсенал исследователей понятие «образовательной бедности» – считают эксперты Центра общего и дополнительного образования имени Пинского Зинаида Бутовская, Сергей Косарецкий и Роман Звягинцев.
По новостям может показаться, что Россия вышла едва ли не из всех международных проектов и договоренностей, но это не так – например, мы добиваемся вместе с другими странами достижения устойчивого развития в различных сферах, включая образование. Этот принцип был провозглашен Генассамблеей ООН в 2015 году, его придерживаются многие государства, в том числе и наше, был даже составлен правительственный отчет о том, как мы воплощаем цели этого проекта. Аналитик Лаборатории образовательного права Евгений Пучков изучил этот документ и пришел к выводу, что мы идем своим путем – иногда совпадающим с установками ООН, иногда нет.
Фантазиям на тему «робот заменит учителя» уже много лет, но они никогда не воплотятся в реальность. А вот взять на себя часть рутинной работы педагога, чтобы освободить время для творчества, машина может. И уже понемногу начинает делать это. Разбору того, на что способен искусственный интеллект (кстати, он же рисует иллюстрации к нашим новостям), и в чём это воплощается сейчас в образовании, посвящен выпуск журнала EduTech, издаваемого СберУниверситетом. В его подготовке приняли сотрудники Инобра, которые рассказали, какие технологии создаются командами института.
Новый учебный год начался с того, что Вышка заключила договор с Северо-Кавказским федеральным университетом – теперь будущих учителей в бакалавриате СКФУ будут учить педагогическому дизайну с помощью онлайн-курса Инобра и при участии наших преподавателей. А в сетевой магистерской программе «Педагогического образования» в Псковском государственном университете, на которую провели второй набор, тоже многое меняется. В Инобре усиливают акцент на том, чтобы готовить на сетевых программах не просто учителей, а педагогов-исследователей – да, далеко не все пойдут в науку, но это изменит и подход к повседневной работе в классе. Рассказывает академический руководитель Мария Лытаева.
Когда-то девушкам было труднее поступить в университет, чем юношам, но теперь об этом можно прочитать разве что в книжках. Сейчас женщин в вузе даже больше, чем мужчин, но последним бастионом «старого мира» остаются STEM – так для краткости называют специальности в области естественных наук, технологий, инженерии и математики. Здесь женщин не более трети. Наталия Лебедева и Ксения Вилкова (Центр социологии высшего образования) изучили этот вопрос с точки зрения мотивации – как для учебы, так и для построения карьеры. Их статья «Почему девушки не выбирают STEM: гендерные различия в мотивационных ориентирах» опубликована в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены».
Неравенство часто называют главной проблемой системы образования. На первый взгляд кажется, что с его причинами всё более-менее понятно: у бедных семей меньше возможностей, чем у богатых, а у жителей села меньше шансов на успех, чем у городских школьников. Но на самом деле у неравенства есть более глубокие корни, уходящие в область культурных привычек, психологии разных семей. Поэтому не редки ситуации, когда один подросток мог бы получать блестящее образование, но и не думает идти в вуз, а другой заранее нацелен на лучший университет, несмотря на средние способности. Изучение социокультурных основ неравенства – большой проект Центра социологии культуры Инобра, недавно он получил грант РНФ. Аспиранты также включатся в эти исследования и могут сделать немало открытий, помочь системе образования создать больше возможностей для всех. Рассказывает научный сотрудник центра Екатерина Павленко.