Биржевой бум начался в России несколько лет назад. Раньше «люди с улицы» не могли оперировать ценными бумагами на бирже (да и не умели). Теперь такая возможность есть, а вот умения под вопросом. Количество брокерских счетов физлиц только на Московской бирже перевалило за отметку 17 млн. Но вот парадокс: серьезных и массовых обучающих программ, связанных с навыками работы на фондовых рынках, по-прежнему нет. Государство форсирует обучение предпринимательству и развитие экономических навыков вообще, но фондовый бум оказался вне его поля зрения.
Новости
В России продолжаются дискуссии, хорош или плох ЕГЭ, а если его менять, то на что. Обзор аналогов из разных стран, их плюсов и минусов подготовила Лаборатория образовательного права. Если обобщать, российский экзамен не самый жесткий, довольно прост с точки зрения схемы поступления в вуз, и, к тому же, бесплатный (да, так не везде). Во всем мире экзамены критикуют примерно за одно и то же — за то, что школьникам приходится перестраиваться под натаскивание под его задания. Но при этом экзамены сохраняют (старейшим более 200 лет) и реформируют.
О формирующей обратной связи много говорят педагоги. Суть можно описать просто: помимо стандартной оценки и отмеченных недочетов — более подробный разбор, какие формулы надо было применить, что сделать и т.д. Но и это еще не секрет успеха. Замечено, что такие предложения одни ученики принимают позитивно, а другие игнорируют, «закрываются». Почему — разбирали на очередном семинаре «Современное детство: теория и практика», спикером на котором стала исследовательница из США Анджела М. Луи из Школы профессиональных исследований CUNY.
Многие дети живут двойной жизнью. Они активны дома, в интернете, в кружках и т.д. — здесь они самостоятельны и инициативны. А в школе они пассивны. Там тоже есть свобода, но в заданных школой очень узких рамках. Такая предзаданность школьного пространства выталкивает детей. Они привыкают мыслить творчески, действовать ответственно и самостоятельно вне школы. Это одно из наблюдений, сделанных Марией Добряковой (Инобр) и Олесей Юрченко (Инобр, ФНИСЦ РАН) в рамках исследования активной самостоятельности детей и семейных образовательных стратегий. Оно издано в серии бюллетеней мониторинга экономики образования.
Всё новое пугает, а новые возможности генеративного искусственного интеллекта пугают многих вдвойне. Только и слышно, что авторы текстов и изображений останутся без работы, а системе образования грозит тотальный обман со стороны учеников, освоивших ChatGPT. В этом смысле вторничный семинар Инобра был похож на сеанс разоблачения магии: разобрали, что конкретно умеет и не умеет генеративный AI и как его можно использовать в образовании сейчас. Что там будет дальше, неизвестно: в конце семинара Мария Добрякова процитировала Виктора Цоя, «Наше будущее туман». Но, по крайней мере, ни «ада», ни «рая» сейчас ChatGPT еще не обещает.
Из чего состоят облака у нас над головой? А кто живет в луже под ногами? Эти и многие другие интересные школьникам вопросы принято разбирать так же, как и всё остальное в школе — в классном кабинете. Это неправильно — решила проектная команда программы Инобра «Педагогическое образование», и предложила детальный план, как вывести занятия по предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов в тот самый окружающий мир — хотя бы на школьный двор.
4 апреля Вышка открывает свою ежегодную конференцию по проблемам развития экономики и общества (с недавних пор она носит имя Евгения Ясина). Как всегда, секция, посвященная образованию — одна из самых насыщенных: ее основные события приходятся на 11 — 14 апреля. Обсудим разные аспекты измерения и повышения качества учебы в школе и вузе, образовательную политику, EdTech и «цифру», психологическое благополучие, результаты реформ последних лет, перспективы магистратуры и многое другое. Всего команда Инобра подготовила 15 мероприятий.
В России строят большие межвузовские кампусы — всего их будет не меньше 25. Это должны быть многофункциональные комплексы, интегрированные в город, с многослойной системой сервисов (не только для студентов). Вместе с Александром Клягиным, ведущим экспертом лаборатории «Развитие университетов», разбираем, что ждать от этого проекта инициаторы и с какими вызовами он сталкивается.
О миссии и призвании учителя говорят много, но это сфера, где сложно что-то измерить и провести четкие границы вообще: кто любит свою профессию, а кто видит в ней свой долг? Это не одно и то же. Для кого-то важен статус учителя, а кто-то работает ради денег (да, такое тоже бывает). Об этих несколько эфемерных понятиях говорили на вторничном семинаре в связи с результатами исследования: было доказано, что тип мотивации — едва ли не главный фактор риска выгорания, во всяком случае более важный, чем нагрузка.
Вышка открывает конкурс российских постдоков: в нем могут участвовать исследователи в возрасте до 39 лет, имеющие степень кандидата наук и никогда ранее не работавшие в НИУ ВШЭ. Для университета это «свежая кровь», а для кандидатов — возможность влиться в команду ведущего вуза России, заняться исследованиями по интересным им темам, получая стабильную и конкурентную на рынке зарплату.