Что говорили классики о том, как рождается самостоятельность ребенка? Выготский, например, писал, что «овладение собственным поведением» происходит в игре. Но повседневность полностью изменилась за последние десятилетия – в том числе и пространство, и игры, и бытовые ситуации, в которых ребенок может действовать сам. Как и представление о безопасности (разве сейчас можно подумать, чтобы дошкольник вообще вышел один из квартиры?), о нормах общения (кто мог представить себе социальные сети еще лет 20 назад?) и о многом другом. Что такое самостоятельность и как ее развивать – вопросы, на которые сейчас надо искать новые ответы, не опираясь на классику всецело. Этому поиску посвящен тематический номер журнала «Психологическая наука и образование», который составили ученые Центра исследований современного детства Катерина Поливанова и Александра Бочавер.
Новости
Что говорили классики о том, как рождается самостоятельность ребенка? Выготский, например, писал, что «овладение собственным поведением» происходит в игре. Но повседневность полностью изменилась за последние десятилетия – в том числе и пространство, и игры, и бытовые ситуации, в которых ребенок может действовать сам. Как и представление о безопасности (разве сейчас можно подумать, чтобы дошкольник вообще вышел один из квартиры?), о нормах общения (кто мог представить себе социальные сети еще лет 20 назад?) и о многом другом. Что такое самостоятельность и как ее развивать – вопросы, на которые сейчас надо искать новые ответы, не опираясь на классику всецело. Этому поиску посвящен тематический номер журнала «Психологическая наука и образование», который составили ученые Центра исследований современного детства Катерина Поливанова и Александра Бочавер.
В России активно развивают систему поддержки талантов – за последние 10-15 лет появилось много инициатив, госпрограмм и целевых проектов в этой сфере. Собственно, создание возможностей для развития талантов объявлено и одной из национальных целей до 2030 года. До недавнего времени об этом больше говорили в связи с внешкольным сектором, теперь всё более важную роль начинает играть школа: появляются профильные классы, аналоги «Кванториума», специальные школы при вузах, академии наук и многое другое. Как всё это работает, в чём сильные и слабые места школьной системы поддержки талантов, проанализировали исследователи Центра общего и дополнительного образования имени Пинского. Доклад Сергея Косарецкого, Константина Анчикова и Татьяны Мерцаловой издан в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.
На днях состоялся первый выпуск сетевой магистратуры «Управление образованием»: магистранты получили по два документа — об окончании Дальневосточного федерального университета и Высшей школы экономики. Теперь высококвалифицированные специалисты смогут реализовать полученные знания, свои проекты и идеи в системе образования Приморья.
Поговорку «Не в деньгах счастье» часто продолжают шуткой «...а в их количестве», но, как выясняется, старая мудрость не так уж и наивна. По крайней мере, в том, что касается образовательного неравенства. Да, оно тесно связано с социально-экономическим положением – дети из богатых семей чаще оказываются в топовых университетах, дети из бедных довольствуются более скромным образованием. Но не только потому, что не хватает денег. Часто они не пользуются и теми возможностями, которые есть, потому что в силу многих причин даже не рассматривают для себя такой вариант. В Центре социологии культуры Инобра исследуют «культурно-символическое измерение социальной мобильности» – проект получил грантовую поддержку Российского научного фонда. Понимание скрытых механизмов воспроизводства неравенства поможет «починить» социальные лифты.
Инфраструктуру высшего образования в СССР планировали так, чтобы в столице каждого региона было несколько университетов, обеспечивающих потребности отраслей народного хозяйства. В 1990-е во многих городах, за исключением совсем маленьких, стали появляться вузы или их филиалы. Но десять лет назад по стране прокатилась волна закрытия филиалов и оптимизации университетов. Это было неизбежно, потому что качество образования во многих из них оставляло желать лучшего. Последствия этого малоизучены, прежде всего с точки зрения того, как это отразилось на миграции молодежи. Эксперты лаборатории «Развитие университетов» Инобра Нияз Габдрахманов и Олег Лешуков и их коллеги Лилия Карачурина и Никита Мкртчян из Института демографии Вышки восполняют этот пробел в статье, опубликованной в «Вопросах образования». Это первый опыт обращения к статистике именно на уровне отдельных городов – обычно подобные процессы рассматриваются на национальном или региональном уровне.
У нас всё больше любимых студентами преподавателей, а некоторые идут на личный рекорд, получая почетный статус в девятый раз. Таковы краткие итоги выборов «Лучшего преподавателя-2022» – Вышка подвела результаты этого традиционного конкурса. Студенты голосуют за любимых преподов в LMS, а выпускники – в рамках мониторинга, который проходит уже после вручения диплома. Помимо того, что это почетно и приятно для каждого попавшего в список, это еще и полезно для личного бюджета – надбавки для тех, кто работает на полную ставку, составят до 40 до 90 тысяч ежемесячно.
Известный фильм «Вам и не снилось» назывался так потому, что там директриса школы считала: ее ученикам «и не снилось горе», ведь их растят в сытости и тепле. Прошло много лет, но и сегодня можно услышать похожие суждения: депрессия, мол, это просто красивое слово из глянцевых журналов, а уж тем более – откуда депрессии взяться у детей. Между тем, это серьезная медицинская проблема. Согласно разным исследованиям, депрессия страдают от от 8 до 12% всего населения, а среди подростков этот процент выше. В зависимости от страны и методики измерений – от 5 до 38%. Чаще всего на депрессию подростка толком не реагируют окружающие, проблему не осознаёт и он сам, хотя она может привести к психологическим трудностям и неуспешности во взрослой жизни. Эксперты Центра исследований современного детства подготовили статью о том, как распознать депрессию в школе и как ее избежать.
Когда проходят выборы, всегда есть «день тишины», чтобы избиратель сам окончательно разобрался, за кого ему голосовать. Перед этим ему обычно в последний раз напоминают, кто есть кто в бюллетене. Подача документов в магистратуру – конечно, не выборы, но здесь есть что-то общее. Во-первых, многие из тех, кому интересно построить карьеру в образовании, до последнего определяются – какая именно программа им нужна. Во-вторых, многие тянут до последнего дня в прямом смысле – и зря, ведь в таком случае любой технический сбой может поставить крест на планах. Лучше все-таки иметь в запасе, как минимум, сутки, а лучше и больше.
Прием документов на очные магистерские программы на сайте Вышки завершается во вторник, 26 июля, в 18:00. Наши очные программы – «Доказательное развитие образования», «Обучение и оценивание как наука», «Педагогическое образование». Напоминаем, что можно подать документы на две магистерские программы сразу. А теперь подробнее о наших программах и их возможностях.
Прием документов на очные магистерские программы на сайте Вышки завершается во вторник, 26 июля, в 18:00. Наши очные программы – «Доказательное развитие образования», «Обучение и оценивание как наука», «Педагогическое образование». Напоминаем, что можно подать документы на две магистерские программы сразу. А теперь подробнее о наших программах и их возможностях.
Зачем и как создавать новый университет, если в стране есть авторитетные, известные, высококлассные (список можно продолжать) вузы с богатой историей? А можно ли создать новый университет мирового класса в «чистом поле», полив его деньгами? Решение нетривиальные, но они существуют? Подтверждение тому – опыт, как минимум, дюжины высших учебных заведений из разных стран мира. Это «ускоренные университеты» – так названа и книга, впервые выпущенная на русском в серии «Библиотека журнала «Вопросы образования», а до этого уже изданная на английском, китайском и испанском языках. Ее редакторы Филип Альтбах, Лиз Райсберг, Джамил Салми и Исак Фрумин обнаружили это явление и пригласили лидеров «ускоренных университетов» поговорить о том, как можно с нуля создать университет мирового уровня. Их разговор, результатом которого стала эта книга состоялся в одном из лучших университетов мира – Массачусетском технологическом институте, который тоже когда-то начинался с технического училища.