• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Ни шагу без взрослых? – психологи и педагоги о том, как теперь понимать детскую самостоятельность

Ни шагу без взрослых? – психологи и педагоги о том, как теперь понимать детскую самостоятельность

Что говорили классики о том, как рождается самостоятельность ребенка? Выготский, например, писал, что «овладение собственным поведением» происходит в игре. Но повседневность полностью изменилась за последние десятилетия – в том числе и пространство, и игры, и бытовые ситуации, в которых ребенок может действовать сам. Как и представление о безопасности (разве сейчас можно подумать, чтобы дошкольник  вообще вышел один из квартиры?), о нормах общения (кто мог представить себе социальные сети еще лет 20 назад?) и о многом другом. Что такое самостоятельность и как ее развивать – вопросы, на которые сейчас надо искать новые ответы, не опираясь на классику всецело. Этому поиску посвящен тематический номер журнала «Психологическая наука и образование», который составили ученые Центра исследований современного детства Катерина Поливанова и Александра Бочавер.

Пусть школа поверит, что талантлив каждый ребенок – тогда решатся главные проблемы системы поддержки одаренных детей

Пусть школа поверит, что талантлив каждый ребенок – тогда решатся главные проблемы системы поддержки одаренных детей
В России активно развивают систему поддержки талантов – за последние 10-15 лет появилось много инициатив, госпрограмм и целевых проектов в этой сфере. Собственно, создание возможностей для развития талантов объявлено и одной из национальных целей до 2030 года. До недавнего времени об этом больше говорили в связи с внешкольным сектором, теперь всё более важную роль начинает играть школа: появляются профильные классы, аналоги «Кванториума», специальные школы при вузах, академии наук и многое другое. Как всё это работает, в чём сильные и слабые места школьной системы поддержки талантов, проанализировали исследователи Центра общего и дополнительного образования имени Пинского. Доклад Сергея Косарецкого, Константина Анчикова и Татьяны Мерцаловой издан в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.

«Мы работаем над тем, как повысить качество образования»

«Мы работаем над тем, как повысить качество образования»
На днях состоялся первый выпуск сетевой магистратуры «Управление образованием»: магистранты получили по два документа — об окончании Дальневосточного федерального университета и Высшей школы экономики. Теперь высококвалифицированные специалисты смогут реализовать полученные знания, свои проекты и идеи в системе образования Приморья.

В Инобре расшифруют ДНК неравенства – одни идут в лучшие вузы, другие не решаются, и причины – не только в деньгах

В Инобре расшифруют ДНК неравенства – одни идут в лучшие вузы, другие не решаются, и причины – не только в деньгах
Поговорку «Не в деньгах счастье» часто продолжают шуткой «...а в их количестве», но, как выясняется, старая мудрость не так уж и наивна. По крайней мере, в том, что касается образовательного неравенства. Да, оно тесно связано с социально-экономическим положением – дети из богатых семей чаще оказываются в топовых университетах, дети из бедных довольствуются более скромным образованием. Но не только потому, что не хватает денег. Часто они не пользуются и теми возможностями, которые есть, потому что в силу многих причин даже не рассматривают для себя такой вариант.  В Центре социологии культуры Инобра исследуют «культурно-символическое измерение социальной мобильности» – проект получил грантовую поддержку Российского научного фонда. Понимание скрытых механизмов воспроизводства неравенства поможет «починить» социальные лифты.

Чем грозят «огни большого города»? – малые города продолжают терять молодежь, а в столицах может обостриться конкуренция за места в вузах

Чем грозят «огни большого города»? – малые города продолжают терять молодежь, а в столицах может обостриться конкуренция за места в вузах

Инфраструктуру высшего образования в СССР планировали так, чтобы в столице каждого региона было несколько университетов, обеспечивающих потребности отраслей народного хозяйства. В 1990-е во многих городах, за исключением совсем маленьких, стали появляться вузы или их филиалы. Но десять лет назад по стране прокатилась волна закрытия филиалов и оптимизации университетов. Это было неизбежно, потому что качество образования во многих из них оставляло желать лучшего. Последствия этого малоизучены, прежде всего с точки зрения того, как это отразилось на миграции молодежи. Эксперты лаборатории «Развитие университетов» Инобра Нияз Габдрахманов и Олег Лешуков и их коллеги Лилия Карачурина и Никита Мкртчян из Института демографии Вышки восполняют этот пробел в статье, опубликованной в «Вопросах образования». Это первый опыт обращения к статистике именно на уровне отдельных городов – обычно подобные процессы рассматриваются на национальном или региональном уровне.

О промежуточных сведениях о публикациях

Великолепная двадцатка – студенты и выпускники Вышки выбрали лучших преподавателей Инобра

Великолепная двадцатка – студенты и выпускники Вышки выбрали лучших преподавателей Инобра
У нас всё больше любимых студентами преподавателей, а некоторые идут на личный рекорд, получая почетный статус в девятый раз. Таковы краткие итоги выборов «Лучшего преподавателя-2022» – Вышка подвела результаты этого традиционного конкурса. Студенты голосуют за любимых преподов в LMS, а выпускники – в рамках мониторинга, который проходит уже после вручения диплома. Помимо того, что это почетно и приятно для каждого попавшего в список, это еще и полезно для личного бюджета – надбавки для тех, кто работает на полную ставку, составят до 40 до 90 тысяч ежемесячно.

Прощай, депрессия! – в Инобре подготовили советы – как помочь избежать подавленных состояний у подростков

Прощай, депрессия! – в Инобре подготовили советы – как помочь избежать подавленных состояний у подростков
Известный фильм «Вам и не снилось» назывался так потому, что там директриса школы считала: ее ученикам «и не снилось горе», ведь их растят в сытости и тепле. Прошло много лет, но и сегодня можно услышать похожие суждения: депрессия, мол, это просто красивое слово из глянцевых журналов, а уж тем более – откуда депрессии взяться у детей. Между тем, это серьезная медицинская проблема. Согласно разным исследованиям, депрессия страдают от от 8 до 12% всего населения, а среди подростков этот процент выше. В зависимости от страны и методики измерений – от 5 до 38%. Чаще всего на депрессию подростка толком не реагируют окружающие, проблему не осознаёт и он сам, хотя она может привести к психологическим трудностям и неуспешности во взрослой жизни. Эксперты Центра исследований современного детства подготовили статью о том, как распознать депрессию в школе и как ее избежать.

Высота принятия решения – остался последний уик-энд, чтобы определиться, в какую магистратуру Инобра поступать

Высота принятия решения – остался последний уик-энд, чтобы определиться, в какую магистратуру Инобра поступать
Когда проходят выборы, всегда есть «день тишины», чтобы избиратель сам окончательно разобрался, за кого ему голосовать. Перед этим ему обычно в последний раз напоминают, кто есть кто в бюллетене. Подача документов в магистратуру – конечно, не выборы, но здесь есть что-то общее. Во-первых, многие из тех, кому интересно построить карьеру в образовании, до последнего определяются – какая именно программа им нужна. Во-вторых, многие тянут до последнего дня в прямом смысле – и зря, ведь в таком случае любой технический сбой может поставить крест на планах. Лучше все-таки иметь в запасе, как минимум, сутки, а лучше и больше.

Прием документов на очные магистерские программы на сайте Вышки завершается во вторник, 26 июля, в 18:00. Наши очные программы – «Доказательное развитие образования», «Обучение и оценивание как наука», «Педагогическое образование». Напоминаем, что можно подать документы на две магистерские программы сразу. А теперь подробнее о наших программах и их возможностях.

Поливать деньгами, но не только – рецепты выращивания «вузов-акселератов» обобщили в книге «Ускоренные университеты»

Поливать деньгами, но не только – рецепты выращивания «вузов-акселератов» обобщили в книге «Ускоренные университеты»
Зачем и как создавать новый университет, если в стране есть авторитетные, известные, высококлассные (список можно продолжать) вузы с богатой историей?  А можно ли создать новый университет мирового класса в «чистом поле», полив его деньгами? Решение нетривиальные, но они существуют?  Подтверждение тому – опыт, как минимум, дюжины высших учебных заведений из разных стран мира. Это «ускоренные университеты» – так названа и книга, впервые выпущенная на русском в серии «Библиотека журнала «Вопросы образования», а до этого уже изданная на английском, китайском и испанском языках. Ее редакторы Филип Альтбах, Лиз Райсберг, Джамил Салми и Исак Фрумин обнаружили это явление и пригласили лидеров «ускоренных университетов» поговорить о том, как можно с нуля создать университет мирового уровня. Их разговор, результатом которого стала эта книга состоялся в одном из лучших университетов мира – Массачусетском технологическом институте, который тоже когда-то начинался с технического училища.