В 2022 году, в 33 российских педагогических вуза было зачислено 42 тысячи абитуриентов из 370 тысяч подавших заявление. Если к этому добавить, что определенная часть педагогических вузов преобразовано в классические университеты, то можно говорить об их популярности. Своим рождением их модель обязана еще аж ликбезу — да-да, той самой «ликвидации безграмотности», массовизации школы, в результате которой за парты должно было сесть 100% детей. Для этого нужно было многотысячное учительское сообщество. Но изменились и эпоха, и научное знание рассматривается как универсальная характеристика, присущая любому виду деятельности. Как следствие, меняется роль педагога. «На смену подготовке учителя-ремесленника, владеющего предметным содержанием и спектром способов его трансляции, приходит подготовка учителя-творца», — пишут во вступительном слове авторы новой монографии, выпущенной Инобром: «Магистерская программа «Педагогическое образование» как модель подготовки учителей-предметников в классическом университете». В работе описан опыт создания новой модели подготовки педагогов, даются рекомендации по их применению на практике.
Новости
Разным народам бывает так сложно понять друг друга, особенно если у них совсем разные школы. До какой степени различаются французская и российская системы общего образования, сказать сложно: с одной стороны, много похожего, так, например, национальный экзамен Франции все больше похож на систему ЕГЭ. С другой стороны, участники первой в новом году «Мастерской учителя» изумлялись некоторым традициям: ой, а зачем детей на переменах всегда выгоняют на улицу?.. О французской школе рассказывал ее выпускник, а ныне студент нашей программы «Педагогическое образование» Уго Кавитт.
Магистерская программа «Управление в высшем образовании» запустила встречи в новом формате — «Завтрак с ректором». Студенты программы будут встречаться с руководителями ведущих российских вузов в неформальной обстановке, говорить об их управленческих практиках и карьерном пути. Первым гостем «Завтрака» стал, разумеется, ректор Вышки Никита Анисимов.
Пандемия выявила столько скрытых проблем образования, что ученые продолжают исследовать ее опыт. В центре внимания сотрудников Центра социологии высшего образования (Иван Груздев, Евгений Терентьев) и лаборатории «Развитие университетов» (Нияз Габдрахманов, Олег Лешуков) оказалась самооценка эффективности обучения первокурсников — что с ней произошло во время ковида. Оказалось, что технические проблемы сыграли далеко не главную роль в ее падении. Гораздо тяжелее начинающие студенты пережили проблемы с социализацией в вузе — вернее, так: недостаток социализации больше всего бьет по их самочувствию, просто пандемия показала это наиболее ясно.
Высшая школа экономики при поддержке Минобрнауки России представила результаты мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2022 году. Исследование выполнено в Институте образования НИУ ВШЭ под руководством научного руководителя Вышки Ярослава Кузьминова.
Люди всегда против нового, и учителям, применяющим необычные методики, приходится ломать много барьеров. В том числе, связанных с консерватизмом родителей. Оказывается, одна из главных проблем знаменитого «перевернутого класса» — в возмущении родителей: учитель, мол, спихивает свою работу на детей. Об этом и о многом другом поговорили в рамках «Мастерской учителя». Менеджер программы «Педагогическое образование», выпускница аспирантуры Инобра Мадина Давлатова представила результаты исследования применения моделей смешанного обучения в российских школах.
И другие проблемные вопросы в «базовом» томе доклада об укреплении человека
Об инклюзии в школе много говорят, но часто сводят это к каким-нибудь простым решениям вроде безбарьерной среды. А если у ученика расстройство пищевого поведения? Если он или она не может есть публично в школьной столовой, или вообще эта еда не годится, или часто нужно в туалет? В школьном арсенале обычно мало решений для этой проблемы (поэтому она предпочитает ее «не видеть»). Для исследователей это тоже слепая зона: подобные вопросы исследованы только на западе. Оксана Михайлова из Центра исследований современного детства обращается к вопросу о том, а как выглядит эта проблема для жителей России и постсоветского пространства: ее статья опубликована в новом номере «Вопросов образования».
Подвели итоги проекта социального воздействия в сфере образования в отдельно взятом районе — Хангаласском улусе Якутии. На протяжении трех лет в школах улуса внедрялись новые педагогические методики и управленческие решения, которые помогли заметно повысить уровень образования школьников района. Якутский проект оказался во всех смыслах пионерским — он был первым запущен в России и первым же завершен с официальным подтверждением достигнутого социального эффекта. Как в корпорации ВЭБ.РФ оценивают эти итоги, рассказывает Ольга Чернышева, директор Блока агента Правительства Российской Федерации .
Как взаимосвязаны участие родителей в подготовке детей к ЕГЭ и образовательное неравенство