• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Учителя не верят в себя? – «выше головы не прыгнешь»: педагоги считают, что усилия ученика важнее возможностей школы

Учителя не верят в себя? – «выше головы не прыгнешь»: педагоги считают, что усилия ученика важнее возможностей школы
Особенности мировоззрения учителей – важный фактор успеха образовательных реформ, направленных, прежде всего, на изменение педагогических практик. В России регулярно меняются образовательные стандарты – действующие приняты в начале 2010-х, а вскоре в школах будут вводиться новые. В каждой новой версии в добавление к предметным результатам все больше значения придается метапредметным и личностным компетенциям – способности учеников быть самостоятельными, креативными, уметь учиться, работать и жить в изменчивом мире. Для того, чтобы успешно развивать эти навыки, учителям нужна твердая вера в свою способность играть решающую роль в формировании компетенций.

«Гормон роста» для школ экспортируют в Казахстан – команда Инобра завершила первый этап большого обучающего проекта в Алмате

«Гормон роста» для школ экспортируют в Казахстан – команда Инобра завершила первый этап большого обучающего проекта в Алмате
Команды полусотни школ Алматы прошли управленческую «перепрошивку» по специальной программе, разработанной в Институте образования ВШЭ. Первый этап большого международного проекта продолжался полгода и охватил четверть всех школ города. Задача, поставленная акиматом (мэрией) Алматы – вовлечь в него, как минимум, 70% школ, то есть предстоит еще две волны обучения. Оператором проекта в Казахстане выступила EdCrunch Academy.

О том, как и зачем перестраиваются образовательные и управленческие процессы в школах соседнего государства, зачем это нужно Казахстану и чему учит команда Инобра и его выпускников – рассказывает Анна Кобцева, академический руководитель магистерской программы «Управление образованием».

Нейросеть пойдет в школу – психометрики Инобра учат машину писать тесты для системы общего образования

Нейросеть пойдет в школу – психометрики Инобра учат машину писать тесты для системы общего образования
Психометрики Инобра вместе с коллегами из Государственный института русского языка имени Пушкина сообщили о начале проекта по автоматической генерации тестовых заданий. Удалось создать пробную партию тестов читательской грамотности, написанных специально обученной нейросетью. Они еще требуют доработки, но это уже первые шаги к тому, что для школы можно будет создавать неограниченное количество вариантов тестов по разным предметам – вплоть до индивидуального задания для каждого ребенка. Это исключит ситуации, когда к экзаменам или срезам можно подготовиться, заучив готовые варианты ответов.

В хаосе выживут только экосистемы – что делать образованию в эпоху «черных лебедей» и как его изучать – обсудили на вторничном семинаре Инобра

В хаосе выживут только экосистемы – что делать образованию в эпоху «черных лебедей» и как его изучать – обсудили на вторничном семинаре Инобра
Большой барьерный риф живет несколько тысяч лет, несмотря на то, что ему постоянно что-то угрожает – от перемены течений до хищных видов морских звезд. Кораллы умирают легко, а риф в целом демонстрирует гибкость и даже будто бы хитрость. Его «поведение» позволило системологам говорить о мультиразумности подобных комплексов. Системе образования приходится выживать похожим образом в сложной и непонятной ситуации, когда один «черный лебедь» сменяется другим. Темой вторничного семинара Инобра стал доклад «Образовательная экосистема: контексты и кейсы» профессора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Олега Прикота.

Ущерб от локдаунов оказался избирательным – экспертов озадачили данные нового исследования образовательных потерь

Ущерб от локдаунов оказался избирательным – экспертов озадачили данные нового исследования образовательных потерь
Ковид начался два года назад, и все это время исследователи и практики всего мира продолжают дискуссию, насколько сильный ущерб нанесен уровню образования школьников и их будущему. В разных странах прогнозы и выводы были разные – считали и потери за год, и даже снижение дохода, которое ожидает сегодняшних школьников и студентов во взрослом возрасте. В центре внимания экспертов Инобра и специалистов по мониторингу качества образования Красноярского края оказались срезовые показатели школьников этого региона по отдельным видам грамотности. Отдельные результаты исследования авторы статьи, опубликованной в «Вопросах образования», считают неожиданными.

Ставка на статус – высшее образование в России всё активнее делится на VIP и не очень

Ставка на статус – высшее образование в России всё активнее делится на VIP и не очень
Массовизация, маркетизация и ставка на узкопрофессиональную подготовку. Это ключевые тренды развития высшего образования для всего мира – к такому выводу приходят социологи в опубликованном недавно исследовании Routledge Handbook of the Sociology of Higher Education. В России и в некоторых других странах к этим «трем китам» добавляется четвертый – стратификация высшего образования, – считает Анна Смоленцева, ведущий научный сотрудник Инобра.

Будущее Инобра разыграли в Lego – деловая игра помогла понять, какими станут наши магистратуры и аспирантура

Будущее Инобра разыграли в Lego – деловая игра помогла понять, какими станут наши магистратуры и аспирантура
Взрослые тоже играют в игрушки. И не только играют, но и решают с их помощью вполне серьезные задачи. Эта игра даже так и называется – Lego Serious Play. С помощью лего-деталек, знакомых каждому ребенку, управленцы устраивают мозговой штурм, принимают нестандартные решения и бизнес-стратегии, и, конечно, визуализируют всё это в конструкциях и фигурках. Кто-то специально учится этой практике, кто-то относится скептически, а в департаменте образовательных программ Инобра решили опробовать такой подход на себе.

Эффект Голема школе не грозит – исследование не подтвердило, что успеваемость детей зависит от ожиданий педагога

Эффект Голема школе не грозит – исследование не подтвердило, что успеваемость детей зависит от ожиданий педагога
Есть такой жутковатый термин – «Эффект Голема»: в психологии так называется феномен, когда заниженные ожидания, например, начальника по отношению к подчиненным ведут к тому, что качество их работы, действительно, падает. Это можно применить и к успеваемости в школе. Это одна из опасных сторон такого малоизученного явления, как ожидания учителей. Психометрики Инобра проверили эффекты этого явления с помощью инструмента СТАРТ. Статья Элен Юсуповой, Анастасии Капузы и Елены Кардановой опубликована в новом номере журнала «Вопросы образования».

Рынку EdTech нужен инструмент проверки обещаний – его придумали в Инобре и опробовали на Яндекс.Практикум и Нетологии

Рынку EdTech нужен инструмент проверки обещаний – его придумали в Инобре и опробовали на Яндекс.Практикум и Нетологии
Рынок EdTech сам по себе очень молод, а пандемия здорово подстегнула его развитие. Мы начали привыкать и к тому, что возможны самые разные варианты дистанционной работы и учебы, и приняли тот факт, что иногда меняться приходится очень быстро – осваивать профессии, подтягивать квалификацию… Онлайн-продуктов, платформ, курсов появляется множество, а проверить их качество (и вообще понять, что является показателем их качества) – это по-прежнему сложная задача, о которой много спорят. Вариант, каким может быть такой инструмент, представили на вторничном семинаре Инобра. Пока это еще «пилот», но, возможно, в будущем из него вырастет методика, востребованная во всем секторе обучения взрослых.

Школу поместили под микроскоп – результаты в новом номере «Вопросов образования»

Школу поместили под микроскоп – результаты в новом номере «Вопросов образования»
Сфера образования многообразна, но, кажется, новый номер «Вопросов образования» – первый в 2022 году – получился очень «школьным». Что нужно делать, чтобы школа работала эффективнее? Этот вопрос авторы большей части статей рассматривают с разных точек зрения – от того, что влияет на уровень развития тех или иных навыков учеников, до анализа взглядов учителей.