Пора забыть пандемию ковида, как страшный сон? Пожалуй, нет: во-первых, саму болезнь еще не победили, а во-вторых, нужно знать, как поведет себя система образования в случае подобных ЧП. В Инобре за эти два года подробно исследовали влияние локдаунов на все уровни образования, а на высшее, возможно, детальнее всего. Эта работа большой группы ученых началась с выхода книги «Шторм первых недель», а сейчас завершается публикацией исследования, как пандемия повлияла на образовательную успешность студентов из уязвимых групп. Монографию подготовили научные сотрудники Центра социологии высшего образования, лаборатории «Развитие университетов» и Центра социологии образования Томского государственного университета в рамках зеркальной лаборатории «Образовательная успешность студентов российских вузов». Она издана под редакцией Евгения Терентьева в серии «Современная аналитика образования».
Новости
Классик сказал, что настоящая любовь похожа на привидение – все о ней говорят, но никто ее не видел. Это могло бы стать лозунгом в дискуссиях о качестве образования. Все его добиваются, но в школах нет ни общепринятых способов его оценить, ни общих подходов, как результаты такой оценки лучше воплощать в управленческие шаги. Проблему обсуждали на летней школе «Качество школьного образования: измерение, анализ, управление». Ее провели Центр общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского и Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании.
Звездный час онлайн-платформ мы все хорошо помним: когда начался ковид, их аудитория возросла многократно. Менялся и топовый контент, и характеристики курсов. Менялся и сам спрос граждан на образовательные онлайн-программы. Как именно – исследовали научные сотрудники Лаборатории непрерывного образования взрослых Инобра Илья Коршунов и Наталия Ширкова. Они опубликовали статью о том, как выглядела эволюция популярных платформ обучения взрослых под воздействием пандемии и социального дистанцирования.
Границы между мегаполисом и его окрестностями стираются. В чем-то это хорошо, а в чем-то не очень: школы области не имеют ресурсов для обеспечения такого же качества образования, как образовательные организации города, а их выпускники вынуждены конкурировать на равных за места в вузах. Как следствие – высокая образовательная миграция старшеклассников. Один из вариантов ее снижения – реализация сетевых образовательных программ школами Подмосковья. Это показано в статье, опубликованной в журнале «Образовательная политика». Ее авторы – руководители магистратуры «Управление образованием» Инобра Анатолий Каспржак, Анна Кобцева и выпускники программы, директора подмосковных лицеев Дмитрий Белоусов и Татьяна Малинникова.
На учёт ставят не тех подростков? – измерение уровня агрессии в школах привело к неожиданным выводам
Бывает, что ученые почти уверены в какой-то «общепринятой» гипотезе, а эксперимент или измерения ее не подтверждают. А бывает, что в процессе рождаются какие-то и вовсе неожиданные выводы. Оба таких «поворота сюжета» произошли с исследованием, которое провели в рамках проекта Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Кирилл Хломов, Мария Фоменко, Елена Селиванова, Алексей Шемшурин и директор Центра исследований современного детства Инобра Александра Бочавер. Они обнаружили, что агрессивное поведение подростков не связано с автономией, то есть с поиском свободы от опеки взрослых. А на внутришкольном учете состоят люди, еще меньше склонные к агрессии, чем «обычные» подростки. Возможно, система учета настроена таким образом, что в ее орбиту попадает скорее не тот, кто проявляет агрессию, а его жертва.
Об этом парадоксе на программе «Управление образованием» известно давно. Люди приходят сюда, чтобы продвинуться по карьерной лестнице или вообще прокачаться в профессии. Но благодаря программе обнаруживают (многие из них), что это не их лестница, а может быть, и даже не совсем их профессия – в том виде, в каком они ее знали. Сборник историй выпускников, изданный к 10-летию программы, полон таких неожиданных поворотов, самых разных, но объединяет их одно – люди нашли себя и благодарны магистратуре за такой неожиданный поворот.
Как именно это бывает? Свою историю рассказывает Антон Кухарев, ведущий эксперт Лаборатории управления школой Инобра и преподаватель на программе. На которой, напомним, продолжается набор – подать документы можно до 13 сентября.
Как именно это бывает? Свою историю рассказывает Антон Кухарев, ведущий эксперт Лаборатории управления школой Инобра и преподаватель на программе. На которой, напомним, продолжается набор – подать документы можно до 13 сентября.
«Хороший менеджмент» – это не просто комплимент кому-то, а вполне официальное название практик, которые в последние десять лет объявлены приоритетами в вузах. Как и концепция “new public management” – результативность и эффективность; стратегическое планирование, поддержка «точек роста», эффективный контракт, смена лидеров… Все эти процессы, которые продвигаются реформами высшего образования последних десяти лет, стали предметом исследования Дарьи Платоновой и Нины Никифоровой – научных сотрудников лаборатории «Развитие университетов» Инобра. Выяснилось, что без ложки дёгтя реформы не обходятся – почти повсеместно растет вал отчетности.
Принято считать, что образование сильно зарегулировано. Любой учитель или управленец подтвердит: шагу не ступить без отчетов, нормативов, стандартов и законов. Но, оказывается, есть зоны полной свободы и даже не очень четкого представления о целях и задачах. В Центре общего и дополнительного образования имени Пинского Инобра совместно с Лабораторией образовательного права провели исследование законодательства о внешкольном образовании в постсоветских странах. Выяснилось, что бывшие советские республики похожи на лебедя, рака и щуку в представлении о том, как и зачем развивать внешкольный сектор, и почти у всех это «белое пятно» в законодательстве об образовании.
В советской комедии шутили, что пенсию надо давать в молодости, потому что в это время надо заниматься личной жизнью – а потом, мол, можно и поработать. В каждой шутке доля правды, что и показало исследование в рамках Мониторинга экономики образования – его провели Сергей Заир-Бек и Константин Анчиков, научные сотрудники Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского. Они опубликовали доклад «Школьные учителя в изменяющихся условиях: адаптивность и готовность к инновациям».