Сотрудники факультета городского и регионального развития, составляющие ядро команды стратпроекта, отчитались о текущей работе перед научным руководителем НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым.
Новости
Семейное образование в России набирает популярность. Да, ему далеко до массовости и до показателей таких стран, как США (хотя немало и таких стран, где оно запрещено – например, Германия). Да, данных даже о том, сколько детей учится в таком формате, все еще очень мало (не говоря уже о данных об их образовательных результатах). Но рост интереса к этому формату заметен, и локдауны последних двух лет его только подстегнули. На вторничном семинаре Инобра профессор Катерина Поливанова, научный руководитель Центра исследований современного детства, рассказала о рисках и возможностях семейного образования.
Законспектируйте параграф. Перескажите главу. Все эти рутинные задания называются пассивными педагогическими практиками. О том, что они не блестящи с точки зрения эффективности, было известно и раньше, но теперь доказан еще один негативный эффект таких подходов. Исследователи Центра социологии высшего образования Инобра обнаружили прямую связь пассивных практик с академическим мошенничеством. Иными словами, там, где преподаватель проводит занятия такого типа, студенты чаще списывают во время выполнения домашних заданий. Исследование Егора Сагитова и Евгении Шмелевой опубликовано в журнале «Вопросы образования».
Covid-19 еще не совсем ушел в прошлое, но команда Инобра уже возобновила знакомство с самыми интересными образовательными экспериментами других стран. Первая после долгой пандемии поездка – в Армению: эта постсоветская страна интересна, прежде всего, экспериментами в частном секторе. Команда магистерской программы «Управление образованием» побывала в нескольких армянских городах. Что интересного увидели, и какие уроки можно вынести для российской системы образования, – рассказывает академический руководитель программы Анна Кобцева.
В Институте образования ВШЭ стартовал регулярный семинар по междисциплинарному направлению «Нейронауки об образовании». Раз в три недели исследователи будут обсуждать открытия и проблемы этой новой научной области. На встречах ждут не только учёных и тех, кто готовится ими стать, — они открыты и для преподавателей вузов, школьных учителей и других профессионалов сферы. Чем нейронауки полезны школам и вузам, и зачем педагогам «нейрограмотность» — по итогам встречи пишет Skillbox Media.
К 2020 году реформы дошкольного образования, наконец, начали приносить плоды. Комплексные усилия государства – от разнообразия форм поддержки семей до введения новых ФГОСов и САНПиНов – привели к тому, что впервые за 60 лет (!) численность охваченных дошкольным образованием поползла вверх. Но тут пандемия отбросила эту сферу назад, сказавшись и на доступности детских садов, и на уровне оплаты труда их работников. Как это происходило, и что с этим делать, чтобы вернуться к «доковидным» трендам – исследуют научные сотрудники Центра финансово-экономических решений в образовании. Вышка выпустила монографию «Дошкольное образование: инфраструктура будущего», написанную Ириной Абанкиной, Людмилой Филатовой, Анной Вавиловой и Иваном Кравченко.
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ организовал первый объединенный семинар для участников стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность». 28 марта 2022 года более 50 специалистов из разных подразделений НИУ ВШЭ обсудили влияние ограничений доступности иностранных технологий на проекты университета в сфере цифровой трансформации.
В 2022/23 учебном году в рамках магистерских программ Инобра Вышки появятся новые курсы. Они помогут получить компетенции тем, кто работает или будет работать в образовании. Финансовая поддержка у этих планов уже есть: Благотворительный фонд Владимира Потанина провел конкурс грантов, на котором две заявки Института образования ВШЭ получили гранты и одна попала в резервный список.
Редакция журнала «Социологические исследования», выпускаемого Институтом социологии РАН, подвела итоги 2021 года. В номинации «Наилучшее сочетание теоретических и прикладных возможностей социологии» премию журнала получила статья наших коллег – Михаила Гошина (Центр общего и дополнительного образования), Марины Пинской (в прошлом году перешла из Инобра в МГИМО) и Дмитрия Григорьева (Центр социокультурных исследований). Статья посвящена формам участия родителей в образовании детей в школах разного типа.
Сохранить ли в России двухуровневое высшее образование или вернуться к советской модели – специалитету? В последние недели это одна из самых горячих тем для обсуждения на всех уровнях – от прессы до парламента. Но реальный ландшафт российских магистратур гораздо разнообразнее существующих нормативных рамок, и это обязательно надо учитывать при принятии любых решений. Такой вывод сделали участники круглого стола «Разнообразие в рамках стандартов: как устроена российская магистратура», который прошел в рамках Апрельской (Ясинской) конференции НИУ ВШЭ. На нем встретились представители творческих и технических вузов, чтобы поделиться опытом управления своими программами.