• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Расшифруем ДНК успешности студента: 10 важных тем на конференции исследователей высшего образования

Расшифруем ДНК успешности студента: 10 важных тем на конференции исследователей высшего образования
26 – 28 октября в Вышке пройдет конференция исследователей высшего образования. Темой этого года стали новые образовательные результаты для успеха и благополучия студента. По сути, это три в одном, но всё связано: ученые и практики давно обратили внимание, что, несмотря на все ресурсы университетов и старания студентов, именно в этих областях высшее образование «проседает». Универсальные компетентности и новые грамотности (проще говоря, умение подстраиваться под изменчивый мир, а не только расти в своей профессии) во время учебы в вузе развиваются не слишком активно. Беспокоит и низкий уровень благополучия студентов (в частности, психологического). Как эти вопросы будут обсуждаться и решаться на конференции – рассказываем в нашем гайде. Программа опубликована, до 19 октября можно зарегистрироваться в качестве слушателя, а некоторые ключевые дискуссии будут транслироваться в youtube.

Математика – «для жизни» или «царица наук»?: сравнение ОГЭ с международными исследованиями заставило экспертов поспорить

Математика – «для жизни» или «царица наук»?: сравнение ОГЭ с международными исследованиями заставило экспертов поспорить
Перед Россией все еще стоит задача выйти в топ-10 по качеству образования. Ситуация осложнилась тем, что основной инструмент для оценки этого – международные сравнительные исследования, а их будущее в нашей стране туманно. В PISA больше не участвуем, TIMSS пока остаётся. Что может в какой-то степени заменить эти инструменты? Годятся ли для этого те обязательные национальные экзамены, которые есть в школе? Обсудили эти вопросы на вторничном семинаре Инобра.

Не подражайте городу: сектору дополнительного образования на селе надо найти свою уникальность

Не подражайте городу: сектору дополнительного образования на селе надо найти свою уникальность
Возможности для сельских и городских школьников не равны – это не секрет. Разная инфраструктура, разный уровень доходов, образования семей и т.д. – барьеры, которые непросто перепрыгнуть. Неудивительно, что и охват программами дополнительного образования в городе и сельской местности разный. Но если грамотно выделить сильные и слабые места сельского допобразования и понять, над чем работать, то этот разрыв можно сократить. Такой анализ сделали сотрудники Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Константин Анчиков, Михаил Гошин и Сергей Косарецкий в статье «Дополнительное образование сельских детей: доступность, содержание и формы». 

Высшее образование врезалось в потолок: прошла ли мода на вузовские дипломы в России?

Высшее образование врезалось в потолок: прошла ли мода на вузовские дипломы в России?
Споры о том, должно ли высшее образование быть таким массовым, никогда не утихали. Так же, как и разговоры о перепроизводстве кадров и избытке юристов и экономистов. Однако диплом университета – уже едва ли не социальная норма для всех, а рынок труда требует вузовских выпускников чуть ли не под каждую задачу.

«Синим воротничкам» пора учиться бизнесу: это необходимо, чтобы уменьшить риски бедности среди выпускников СПО

«Синим воротничкам» пора учиться бизнесу: это необходимо, чтобы уменьшить риски бедности среди выпускников СПО
Система образования не преуспела в том, чтобы развивать у студентов предпринимательские компетенции. Это известно из нескольких исследований, которые касались, в основном, вузов. Есть данные, которые позволяют считать, что в колледжах с этим всё ещё печальнее. А между тем, учить «синие воротнички» предпринимательству необходимо, это помогло бы решить ряд социальных проблем. Тому, как можно развивать эту идею, посвящен проект Ольги Романовой (Центр развития навыков и профессионального образования). Только что он получил грант Вышки в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».

Наш выпускник Павел Терехов стал «Директором года России»

Наш выпускник Павел Терехов стал «Директором года России»
«Целься в Луну, но иди к ней земными шагами». Это девиз Павла Терехова, руководителя московской школы «Покровский квартал». Вчера он стал победителем конкурса «Директор года России – 2022». Получается, до Луны Павел добрался очень быстро, потому что его директорский стаж всего четыре года, а одним из первых шагов стала учеба на магистерской программе «Управление образованием». Павел – наш выпускник 2015 года, после окончания Инобра работал на управленческих позициях в нескольких школах и департаменте образования Москвы, а прошлой весной возглавил «Покровский квартал». Поздравляем и гордимся.

От новых градусников до новых эмоций: проекты по укреплению человека получили гранты

От новых градусников до новых эмоций: проекты по укреплению человека получили гранты
Что может привести человека к счастью, здоровью и успеху? Тут нет единых рецептов: в чем-то поможет развитие навыков и умений, а в чем-то – технологии и даже роботы. Примерно такой разброс решений – в проектах ученых Вышки, проекты которых одержали победу в конкурсе молодых ученых (до 39 лет) НИУ ВШЭ на проведение фундаментальных и прикладных исследований в области изучения возможностей укрепления человека в разных сферах. Конкурс проводился в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», из 19 заявок шесть получили поддержку. Коротко – о каждом.

Вузы теряют студентов с горящими глазами: почему в университете становится неинтересно – покажет стратегический проект

Вузы теряют студентов с горящими глазами: почему в университете становится неинтересно – покажет стратегический проект
Хороший университет открывает студенту массу возможностей. Можно развиваться в будущей профессии, идти в науку, активно заняться спортом, искусством или волонтерством – да мало ли. Однако исследования показывают, что далеко не все хотят развиваться с помощью того, что им даёт университет, и более того, чем дальше – тем больше в процессе учебы теряют к этому интерес. На это давно обратили внимание исследователи Инобра, но теперь тема получает новую жизнь – ею займутся в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Задачи, данные и гипотезы обсудили на первом новом сезоне вторничном семинаре.

Как растут профессионалы – исследователи предлагают идею, каким образом измерять специальные навыки

Как растут профессионалы – исследователи предлагают идею, каким образом измерять специальные навыки
Навыки делятся на общие и профессиональные – и те, и другие вроде бы находятся в поле измерений и доказательных исследований. Благодаря им наука в состоянии понять, как меняются люди «вообще» (например, растет или падает их финансовая или компьютерная грамотность) и как они развиваются в рамках своей профессии. Однако создать общий метод измерения навыков в разных профессиях нереально – к такому выводу приходят Павел Сорокин, Вера Мальцева и Паулина Гасс (Центр развития навыков и профессионального образования). Решение этой проблемы есть: надо изучать и измерять фактическую продуктивность человека, а также его потенциал – агентность, то есть готовность к активным самостоятельным действиям. Это и будет косвенным свидетельством того, насколько успешно человек может развиваться в профессии.

Когда дислексия – не надо спешить – примерно половине детей с таким расстройством помогут медленные скороговорки

Когда дислексия – не надо спешить – примерно половине детей с таким расстройством помогут медленные скороговорки
О дислексии известно очень мало – да, есть такие дети, которым трудно читать, но нет единого мнения, в чем конкретно причина этих нарушений и чем им может помочь школа. Некоторые советы педагогам и логопедам сформулировали эксперты Центра языка и мозга НИУ ВШЭ на первом в новом сезоне семинаре «Нейронауки об образовании». Светлана Дорофеева и Татьяна Больгина рассказали об исследовании, которое только еще начинает «разгадывать» дислексию. Однако уже сейчас можно сказать, что подгонять ребят, которым трудно читать, и натаскивать их на высокую скорость – ошибка.