• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Семьи ищут новое, но не в школе: потому что школе проще вытолкнуть детей, чем развивать их инициативу и творчество

Семьи ищут новое, но не в школе: потому что школе проще вытолкнуть детей, чем развивать их инициативу и творчество
Многие дети живут двойной жизнью. Они активны дома, в интернете, в кружках и т.д. — здесь они самостоятельны и инициативны. А в школе они пассивны. Там тоже есть свобода, но в заданных школой очень узких рамках. Такая предзаданность школьного пространства выталкивает детей. Они привыкают мыслить творчески, действовать ответственно и самостоятельно вне школы. Это одно из наблюдений, сделанных Марией Добряковой (Инобр) и Олесей Юрченко (Инобр, ФНИСЦ РАН) в рамках исследования активной самостоятельности детей и семейных образовательных стратегий. Оно издано в серии бюллетеней мониторинга экономики образования.

ChatGPT поставил школу между адом и раем: воевать с искусственным интеллектом бесполезно, надо учиться с ним жить

ChatGPT поставил школу между адом и раем: воевать с искусственным интеллектом бесполезно, надо учиться с ним жить
Всё новое пугает, а новые возможности генеративного искусственного интеллекта пугают многих вдвойне. Только и слышно, что авторы текстов и изображений останутся без работы, а системе образования грозит тотальный обман со стороны учеников, освоивших ChatGPT. В этом смысле вторничный семинар Инобра был похож на сеанс разоблачения магии: разобрали, что конкретно умеет и не умеет генеративный AI и как его можно использовать в образовании сейчас. Что там будет дальше, неизвестно: в конце семинара Мария Добрякова процитировала Виктора Цоя, «Наше будущее туман». Но, по крайней мере, ни «ада», ни «рая» сейчас ChatGPT еще не обещает.

Вывести школу на улицу: с природой, человеком и городом лучше знакомиться «вживую» вместо стандартного урока

Вывести школу на улицу: с природой, человеком и городом лучше знакомиться «вживую» вместо стандартного урока
Из чего состоят облака у нас над головой? А кто живет в луже под ногами? Эти и многие другие интересные школьникам вопросы принято разбирать так же, как и всё остальное в школе — в классном кабинете. Это неправильно — решила проектная команда программы Инобра «Педагогическое образование», и предложила детальный план, как вывести занятия по предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов в тот самый окружающий мир — хотя бы на школьный двор.

Школа, вуз и гильотина: гайд по 15 мероприятиям Инобра на Ясинской конференции 4 апреля

Школа, вуз и гильотина: гайд по 15 мероприятиям Инобра на Ясинской конференции 4 апреля
4 апреля Вышка открывает свою ежегодную конференцию по проблемам развития экономики и общества (с недавних пор она носит имя Евгения Ясина). Как всегда, секция, посвященная образованию — одна из самых насыщенных: ее основные события приходятся на 11 — 14 апреля. Обсудим разные аспекты измерения и повышения качества учебы в школе и вузе, образовательную политику, EdTech и «цифру», психологическое благополучие, результаты реформ последних лет, перспективы магистратуры и многое другое. Всего команда Инобра подготовила 15 мероприятий.

Рецепт для кампуса: в чем «фишка» новых многофункциональных пространств вузов и как правильно их создавать

Рецепт для кампуса: в чем «фишка» новых многофункциональных пространств вузов и как правильно их создавать
В России строят большие межвузовские кампусы — всего их будет не меньше 25. Это должны быть многофункциональные комплексы, интегрированные в город, с многослойной системой сервисов (не только для студентов). Вместе с Александром Клягиным, ведущим экспертом лаборатории «Развитие университетов», разбираем, что ждать от этого проекта инициаторы и с какими вызовами он сталкивается.

Не горящие профессией учителя быстрее сгорают: противоположные требования от директора, родителей и остальных этому помогают

Не горящие профессией учителя быстрее сгорают: противоположные требования от директора, родителей и остальных этому помогают
О миссии и призвании учителя говорят много, но это сфера, где сложно что-то измерить и провести четкие границы вообще: кто любит свою профессию, а кто видит в ней свой долг? Это не одно и то же. Для кого-то важен статус учителя, а кто-то работает ради денег (да, такое тоже бывает). Об этих несколько эфемерных понятиях говорили на вторничном семинаре в связи с результатами исследования: было доказано, что тип мотивации — едва ли не главный фактор риска выгорания, во всяком случае более важный, чем нагрузка.

11 вакансий для молодых ученых на позиции постдоков

11 вакансий для молодых ученых на позиции постдоков
Вышка открывает конкурс российских постдоков: в нем могут участвовать исследователи в возрасте до 39 лет, имеющие степень кандидата наук и никогда ранее не работавшие в НИУ ВШЭ. Для университета это «свежая кровь», а для кандидатов — возможность влиться в команду ведущего вуза России, заняться исследованиями по интересным им темам, получая стабильную и конкурентную на рынке зарплату.

«Великий обманщик» Ghat GPT, или куда ведет образование генеративный искусственный интеллект

Евгений Патаракин, ведущий эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования
Система образования так и не может определиться: возможности генеративного искусственного интеллекта — сенсация со знаком плюс или минус? Он всё разрушит или решит главные проблемы школы и вуза? Не то и не другое, — считает ведущий эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования Евгений Патаракин, и разбирает основные иллюзии, связанные с новинкой.

Пытка языком: моду на раннее обучение детей иностранным языкам логопеды считают не безобидной

Пытка языком: моду на раннее обучение детей иностранным языкам логопеды считают не безобидной
Когда-то иностранный начинали учить в пятом классе, теперь всё чаще с первого, а самые продвинутые водят детей в лингвистические «развивайки» чуть ли не с двухлетнего возраста. Ведь считается, что чем раньше — тем лучше. Опасность такого подхода обсуждали на очередном семинаре «Нейронауки об образовании». Его темой стал «диалог логопедических школ» России и Германии, обсуждали разные подходы, но в отношении к ранним экспериментам с иностранными языками представители обеих сторон оказались едины.

Тварь я дрожащая в школе или право имею?: разбираем модель, в которой ребенок решает сам — как, когда и с кем учиться

Тварь я дрожащая в школе или право имею?: разбираем модель, в которой ребенок решает сам — как, когда и с кем учиться
Школа должна «учить учиться», потому что без желания самого ребенка освоить что-то новое учеба так и будет зубрежкой из-под палки. Все давно это признают, но мало что для этого делают: массовая школа продолжает работать по привычной схеме. Эксперименты, связанные с развитием самостоятельности и инициативы, чаще всего так и остаются экспериментами. Но некоторые из них длятся уже десятилетиями и показывают отличные результаты. На вторничном семинаре разбирали опыт красноярской гимназии «Универс», где методы развивающего обучения, сфокусированные на самостоятельности ученика, применяются вот уже без малого 30 лет.