• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Может ли улица воспитать лучше, чем школа?: система образования теряет монополию в новых городских пространствах

Может ли улица воспитать лучше, чем школа?: система образования теряет монополию в новых городских пространствах
Городская застройка быстро меняется. Логично, ведь это бизнес, и девелоперы стремятся ответить на все запросы покупателей жилья, включая образовательные, и даже предугадать их. А школа остается школой, даже если она построена в новом квартале. Она не всегда хочет (и может) быть тем «интеллектуальным хабом» для жителей района, как это предлагает бизнес или продвинутые покупатели новых квартир. Это стало одной из тем, которые обсуждали на вторничном семинаре: разбирали опыт проектов образовательного бюро «Лернити» в Новой Москве и вообще идеи на стыке урбанистики и образования.

Смешанные форматы рождают смешанные чувства: гибридное обучение в вузе оказалось самым психологически трудным для студентов

Смешанные форматы рождают смешанные чувства: гибридное обучение в вузе оказалось самым психологически трудным для студентов
О психологическом благополучии российских студентов известно довольно мало. Долгое время эта тема не попадала в фокус внимания исследователей, а заговорили о ней в связи с пандемией, которая всерьез «пощекотала нервы» и студентам, и всем остальным. Одно из первых больших исследований на российском материале представляют группа ученых из Томского государственного университета Александра Филькина, Мария Абрамова, Анастасия Ларионова и директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев. Их статья опубликована в журнале «Мониторинг общественного мнения».

Как разговорить «молчунов» на уроке: на «Мастерской учителя» представили несколько сценариев рефлексии

Как разговорить «молчунов» на уроке: на «Мастерской учителя» представили несколько сценариев рефлексии
Еще недавно «рефлексия» считалась модным и, в общем, чужеродным словом, а сегодня она уже во ФГОС. Да, госстандарты требуют, чтобы обратная связь на уроке была организована таким образом. Большинство педагогов отмахиваются от этого, как от очередной формальности. Кто-то экспериментирует с разноцветными карточками, смайликами и вопросами «Что мы поняли сегодня?», но каких-то особенных высот в этом, как правило, не достигает. В рамках «Мастерской учителя» своим опытом делилась Софья Кучкова, магистрантка программы «Педагогическое образование», преподаватель английского языка в школе.

СПО не хватает «мастерства на кончиках пальцев»: в колледжах чаще не показывают, а рассказывают — как работать руками

СПО не хватает «мастерства на кончиках пальцев»: в колледжах чаще не показывают, а рассказывают — как работать руками
Кулинарное училище, урок, посвященный правильной разделке рыбы. Как это выглядит в нашем представлении? Вот мастер, окруженный учениками, в его руках нож, рыба. Как это выглядит на самом деле (чаще всего)? Вот слайды, преподаватель водит указкой: делайте так и так. Пример привела директор Академии Ворлдскиллс Россия Светлана Крайчинская на семинаре, посвященном подготовке кадров для среднего профессионального образования: обсуждали основные барьеры и способы их устранения.

Государево детство?: на вопрос «Чьи дети?» постсоветские страны отвечают по-разному

Государево детство?: на вопрос «Чьи дети?» постсоветские страны отвечают по-разному
Трое из Простоквашино смешно разделяли «наше» и «государственное» (от коровы и теленка до холода, который дает холодильник), но, оказывается, такой вопрос вполне серьезно можно поставить в отношении детей. Считает ли государство их своими, или это в первую очередь «собственность» семьи? Проследить, как менялось это отношение в разных странах, можно на примере бывшего СССР, который распался на 15 государств. А «лакмусовая бумажка» — внешкольный сектор: кто и как должен претендовать на время ребенка за пределами уроков. Такое исследование провел Иван Иванов, младший научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского.

Пандемия продвинула смелых: в ситуации шока не растерялись те, кто умел действовать самостоятельно

Пандемия продвинула смелых: в ситуации шока не растерялись те, кто умел действовать самостоятельно
Вот уж три года прошло с первой и самой пугающей волны пандемии, но исследователи продолжают обращаться к ее опыту — в том числе как к примеру того, как ведет себя система образования в экстренной ситуации. В период шока, — уточняют Сергей Заир-Бек и Татьяна Мерцалова из Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского. Они выпустили исследование, в котором изучили взаимосвязь степени самостоятельности действий, предпринимаемых школами в те весенние месяцы 2020 года, и их эффективностью.

Из Инобра в правительство: наша выпускница Ольга Петрова стала замминистра науки и образования России

Из Инобра в правительство: наша выпускница Ольга Петрова стала замминистра науки и образования России
Ольга Петрова, выпускница нашей магистерской программы «Управление в высшем образовании», назначена заместителем министра науки и высшего образования России. Распоряжение об этом подписал председатель правительства Михаил Мишустин.

10 барьеров на пути учебы взрослых: добиваться успеха мешают «эффект Матфея» и возрастные стереотипы

10 барьеров на пути учебы взрослых: добиваться успеха мешают «эффект Матфея» и возрастные стереотипы

«Life-long learning» стало модным понятием, все соглашаются, что в современном мире нужно быть готовым освоить несколько профессий на протяжении всей жизни. Но, как это часто бывает, теория расходится с практикой. Рассказываем о барьерах обучения взрослых, которые были выявлены в ряде исследований Инобра и, в том числе, обсуждались на недавнем семинаре в рамках дискуссии о докладе Натальи Кармаевой и Андрея Захарова.

Как не стать динозавром образования: на новом открытом онлайн-курсе — история жизни и смерти педагогических идей и заблуждений

Как не стать динозавром образования: на новом открытом онлайн-курсе — история жизни и смерти педагогических идей и заблуждений
Почему вымерли динозавры, наука точно не знает, есть только гипотезы. А вот что стало со школьными «динозаврами» и почему до наших дней не дожили многие педагогические практики, идеи, новации — есть больше объяснений. В концентрированном виде их можно получить на новом открытом курсе «История педагогической культуры», который появился на платформе «Открытое образование». Его разработала Виктория Пичугина, профессор Инобра, ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования.

Глаза не обманут: как «заточить» тесты под потребности детей, у которых проблемы с вниманием

Глаза не обманут: как «заточить» тесты под потребности детей, у которых проблемы с вниманием
Часто говорят, что возможности психометрики почти безграничны: можно создать тесты для любого конструкта, навыка или способности. Однако идеально тесты работают только для «идеального» ребенка — любые нарушения внимания или понимания могут повлиять на результаты. Например, если ученик часто отвлекается во время теста по математике, это не означает, что он плохо разбирается в математике — его результат может быть искажен из-за отвлекающих факторов. Поэтому психометрики не только стараются разработать тесты, которые учтут особенности внимания, но задумываются и о том, как одновременно проверить и основные конструкты, и выявить проблемы с восприятием информации. Этой теме был посвящен семинар «Нейронауки об образовании».