Чтобы проверять знания и навыки, и вообще учить не «вслепую», нужны качественные тесты и другие инструменты оценки – это все знают. Но где их взять? Грамотно составить или проверить тесты могут только профессионалы-психометрики, и кажется, что с наскока эту науку не осилишь. По крайней мере, когда не-математики слышат о том, что где-то нужно применять математическое моделирование, то впадают в панику. На самом деле, есть подходы, которые позволяют «мягко» обучить, например, людей без математического образования или без знаний языков программирования. Этот подход Инобр реализует в новом цикле курсов для тех, кто работает в образовании, HR и других областях.
Новости
Чтобы делать выводы об эффективности школ, нужно больше данных об образовательных результатах учеников. И лонгитюдных, то есть показывающих, как меняется картина на протяжении времени, и срезовых, то есть охватывающих более-менее всех, но единожды. Пока в российской школе дефицит и того, и другого. Как можно задействовать в таких исследованиях результаты ЕГЭ и ОГЭ? Это стало темой обсуждения на вторничном семинаре Инобра. Роман Звягинцев и Юлия Керша из Центра общего и дополнительного образования представили результаты исследования, в основу которого легли результаты ЕГЭ выпускников школ одного региона (Тюменской области) за пять лет.
У гендерного неравенства много причин. Женщины медленнее продвигаются по карьерной лестнице, их шансы достичь высокие позиции ниже (эффект «стеклянного потолка»), и они чаще работают на позициях, не предполагающих карьерного роста (так называемый эффект dead-end jobs). Часто женщины выполняют основную долю домашней работы, в частности, ухаживают за маленькими детьми и престарелыми родственниками. В итоге – оказываются на менее привлекательных позициях, зарабатывают меньше и, следовательно, оказываются в худшем экономическом положении.
Привычка к чтению у детей – уже не та, что раньше, как к этому ни относись. Те, кто работает с уроками исследовательского типа, давно обращают внимание, что традиционные текстовые задания уже «не заходят». С обсуждения этой проблемы еще два года назад, когда все учились на дому из-за пандемии, и началась история видеоуроков «Исследование онлайн». Их создают студенты майнора Вышки «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху». Сегодня это открытая библиотека со 150 видеозаданиями по самым разным предметам – от физики и химии до ИЗО и технологии. Ее активно используют и в кружках, и в школах. О том, что могут дать образованию такие библиотеки и как их развивать дальше, рассказал куратор проекта Алексей Обухов – ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени Пинского
В Казахстане продолжился, пожалуй, самый масштабный проект по переподготовке школьных управленческих команд на пространстве бывшего СССР. Благодаря ему большая часть школ Алматы сможет построить свою программу развития, каждая из них найдет свою нишу в качестве центра уникальных компетенций для города, а все вместе они смогут сделать образование Алматы передовым в Казахстане. Ведущие специалисты Инобра проводят занятия для директоров 50 школ и их заместителей – это уже вторая волна проекта, который должен охватить 50% школьных управленцев города. Занятия продолжатся до декабря.
Трудно прыгнуть выше головы – и так же трудно хорошо учиться и добиваться успехов, когда живешь в депрессивном районе или поселке. Исключений немного, но они особенно ценны, когда целая школа добивается лучших результатов, чем все вокруг в неблагополучной среде. Этот феномен называется академической резильентностью, его изучают во всем мире – в чем секрет таких учеников и школ? Несколько лет этот вопрос изучают в Центре общего и дополнительного образования имени Пинского. Младший научный сотрудник центра Роман Звягинцев подготовил исследование факторов школьной резильентности – это стало темой его кандидатской диссертации, на днях защищенной в Вышке.
Интерес к чтению у школьников снижается во всем мире – слишком много других источников информации, гаджеты всегда под рукой. Так что задача школы развивать читательскую грамотность всё усложняется. Тем более это непросто, если вмешались жизненные обстоятельства: например, ребёнок долго лежит в больнице. Формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении, стало темой межвузовской научно-практической конференции «Актуальные исследования в области госпитальной педагогики». На конференции студенты майнора «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху», реализуемого Инобром защитили свои проекты. Это шесть сценариев уроков, многие из которых уже можно применять госпитальным педагогам.
У школьников, которые растут в разных условиях, разный уровень цифровых навыков, но одно только наращивание инфраструктуры школ эту проблему не решит. Важно научиться использовать уже существующую инфраструктуру иначе – более творчески. Об этом пишут научные сотрудники Лаборатории измерения новых конструктов и дизайна тестов Светлана Авдеева, Ксения Тарасова и профессор Инобра Александр Уваров. В журнале «Вопросы образования» опубликована их статья «Цифровая трансформация школ и информационно-коммуникационная компетентность учащихся».
Охват дополнительным образованием стал одной из тем исследования, выполненного в Инобре в рамках Мониторинга экономики образования (его ведет Вышка). Ксения Павленко и Юлия Дементьева из Центра исследований современного детства опубликовали доклад «Роль семьи в образовании ребенка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой». В нем они анализируют, какие школы и кружки и по каким причинам выбирают разные семьи.
27 апреля состоялся первый объединенный семинар участников стратегического проекта "Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста". Научный руководитель проекта Л.Н. Овчарова и лидеры ключевых исследовательских групп обсудили влияние новых экономических и социальных вызовов на архитектуру проекта и актуальность его задач.