Редакция журнала «Социологические исследования», выпускаемого Институтом социологии РАН, подвела итоги 2021 года. В номинации «Наилучшее сочетание теоретических и прикладных возможностей социологии» премию журнала получила статья наших коллег – Михаила Гошина (Центр общего и дополнительного образования), Марины Пинской (в прошлом году перешла из Инобра в МГИМО) и Дмитрия Григорьева (Центр социокультурных исследований). Статья посвящена формам участия родителей в образовании детей в школах разного типа.
Новости
Сохранить ли в России двухуровневое высшее образование или вернуться к советской модели – специалитету? В последние недели это одна из самых горячих тем для обсуждения на всех уровнях – от прессы до парламента. Но реальный ландшафт российских магистратур гораздо разнообразнее существующих нормативных рамок, и это обязательно надо учитывать при принятии любых решений. Такой вывод сделали участники круглого стола «Разнообразие в рамках стандартов: как устроена российская магистратура», который прошел в рамках Апрельской (Ясинской) конференции НИУ ВШЭ. На нем встретились представители творческих и технических вузов, чтобы поделиться опытом управления своими программами.
Особенности мировоззрения учителей – важный фактор успеха образовательных реформ, направленных, прежде всего, на изменение педагогических практик. В России регулярно меняются образовательные стандарты – действующие приняты в начале 2010-х, а вскоре в школах будут вводиться новые. В каждой новой версии в добавление к предметным результатам все больше значения придается метапредметным и личностным компетенциям – способности учеников быть самостоятельными, креативными, уметь учиться, работать и жить в изменчивом мире. Для того, чтобы успешно развивать эти навыки, учителям нужна твердая вера в свою способность играть решающую роль в формировании компетенций.
Команды полусотни школ Алматы прошли управленческую «перепрошивку» по специальной программе, разработанной в Институте образования ВШЭ. Первый этап большого международного проекта продолжался полгода и охватил четверть всех школ города. Задача, поставленная акиматом (мэрией) Алматы – вовлечь в него, как минимум, 70% школ, то есть предстоит еще две волны обучения. Оператором проекта в Казахстане выступила EdCrunch Academy.
О том, как и зачем перестраиваются образовательные и управленческие процессы в школах соседнего государства, зачем это нужно Казахстану и чему учит команда Инобра и его выпускников – рассказывает Анна Кобцева, академический руководитель магистерской программы «Управление образованием».
О том, как и зачем перестраиваются образовательные и управленческие процессы в школах соседнего государства, зачем это нужно Казахстану и чему учит команда Инобра и его выпускников – рассказывает Анна Кобцева, академический руководитель магистерской программы «Управление образованием».
Психометрики Инобра вместе с коллегами из Государственный института русского языка имени Пушкина сообщили о начале проекта по автоматической генерации тестовых заданий. Удалось создать пробную партию тестов читательской грамотности, написанных специально обученной нейросетью. Они еще требуют доработки, но это уже первые шаги к тому, что для школы можно будет создавать неограниченное количество вариантов тестов по разным предметам – вплоть до индивидуального задания для каждого ребенка. Это исключит ситуации, когда к экзаменам или срезам можно подготовиться, заучив готовые варианты ответов.
Большой барьерный риф живет несколько тысяч лет, несмотря на то, что ему постоянно что-то угрожает – от перемены течений до хищных видов морских звезд. Кораллы умирают легко, а риф в целом демонстрирует гибкость и даже будто бы хитрость. Его «поведение» позволило системологам говорить о мультиразумности подобных комплексов. Системе образования приходится выживать похожим образом в сложной и непонятной ситуации, когда один «черный лебедь» сменяется другим. Темой вторничного семинара Инобра стал доклад «Образовательная экосистема: контексты и кейсы» профессора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Олега Прикота.
Ковид начался два года назад, и все это время исследователи и практики всего мира продолжают дискуссию, насколько сильный ущерб нанесен уровню образования школьников и их будущему. В разных странах прогнозы и выводы были разные – считали и потери за год, и даже снижение дохода, которое ожидает сегодняшних школьников и студентов во взрослом возрасте. В центре внимания экспертов Инобра и специалистов по мониторингу качества образования Красноярского края оказались срезовые показатели школьников этого региона по отдельным видам грамотности. Отдельные результаты исследования авторы статьи, опубликованной в «Вопросах образования», считают неожиданными.
Массовизация, маркетизация и ставка на узкопрофессиональную подготовку. Это ключевые тренды развития высшего образования для всего мира – к такому выводу приходят социологи в опубликованном недавно исследовании Routledge Handbook of the Sociology of Higher Education. В России и в некоторых других странах к этим «трем китам» добавляется четвертый – стратификация высшего образования, – считает Анна Смоленцева, ведущий научный сотрудник Инобра.
Взрослые тоже играют в игрушки. И не только играют, но и решают с их помощью вполне серьезные задачи. Эта игра даже так и называется – Lego Serious Play. С помощью лего-деталек, знакомых каждому ребенку, управленцы устраивают мозговой штурм, принимают нестандартные решения и бизнес-стратегии, и, конечно, визуализируют всё это в конструкциях и фигурках. Кто-то специально учится этой практике, кто-то относится скептически, а в департаменте образовательных программ Инобра решили опробовать такой подход на себе.
Есть такой жутковатый термин – «Эффект Голема»: в психологии так называется феномен, когда заниженные ожидания, например, начальника по отношению к подчиненным ведут к тому, что качество их работы, действительно, падает. Это можно применить и к успеваемости в школе. Это одна из опасных сторон такого малоизученного явления, как ожидания учителей. Психометрики Инобра проверили эффекты этого явления с помощью инструмента СТАРТ. Статья Элен Юсуповой, Анастасии Капузы и Елены Кардановой опубликована в новом номере журнала «Вопросы образования».