Ковид начался два года назад, и все это время исследователи и практики всего мира продолжают дискуссию, насколько сильный ущерб нанесен уровню образования школьников и их будущему. В разных странах прогнозы и выводы были разные – считали и потери за год, и даже снижение дохода, которое ожидает сегодняшних школьников и студентов во взрослом возрасте. В центре внимания экспертов Инобра и специалистов по мониторингу качества образования Красноярского края оказались срезовые показатели школьников этого региона по отдельным видам грамотности. Отдельные результаты исследования авторы статьи, опубликованной в «Вопросах образования», считают неожиданными.
Новости
Массовизация, маркетизация и ставка на узкопрофессиональную подготовку. Это ключевые тренды развития высшего образования для всего мира – к такому выводу приходят социологи в опубликованном недавно исследовании Routledge Handbook of the Sociology of Higher Education. В России и в некоторых других странах к этим «трем китам» добавляется четвертый – стратификация высшего образования, – считает Анна Смоленцева, ведущий научный сотрудник Инобра.
Взрослые тоже играют в игрушки. И не только играют, но и решают с их помощью вполне серьезные задачи. Эта игра даже так и называется – Lego Serious Play. С помощью лего-деталек, знакомых каждому ребенку, управленцы устраивают мозговой штурм, принимают нестандартные решения и бизнес-стратегии, и, конечно, визуализируют всё это в конструкциях и фигурках. Кто-то специально учится этой практике, кто-то относится скептически, а в департаменте образовательных программ Инобра решили опробовать такой подход на себе.
Есть такой жутковатый термин – «Эффект Голема»: в психологии так называется феномен, когда заниженные ожидания, например, начальника по отношению к подчиненным ведут к тому, что качество их работы, действительно, падает. Это можно применить и к успеваемости в школе. Это одна из опасных сторон такого малоизученного явления, как ожидания учителей. Психометрики Инобра проверили эффекты этого явления с помощью инструмента СТАРТ. Статья Элен Юсуповой, Анастасии Капузы и Елены Кардановой опубликована в новом номере журнала «Вопросы образования».
Рынок EdTech сам по себе очень молод, а пандемия здорово подстегнула его развитие. Мы начали привыкать и к тому, что возможны самые разные варианты дистанционной работы и учебы, и приняли тот факт, что иногда меняться приходится очень быстро – осваивать профессии, подтягивать квалификацию… Онлайн-продуктов, платформ, курсов появляется множество, а проверить их качество (и вообще понять, что является показателем их качества) – это по-прежнему сложная задача, о которой много спорят. Вариант, каким может быть такой инструмент, представили на вторничном семинаре Инобра. Пока это еще «пилот», но, возможно, в будущем из него вырастет методика, востребованная во всем секторе обучения взрослых.
Сфера образования многообразна, но, кажется, новый номер «Вопросов образования» – первый в 2022 году – получился очень «школьным». Что нужно делать, чтобы школа работала эффективнее? Этот вопрос авторы большей части статей рассматривают с разных точек зрения – от того, что влияет на уровень развития тех или иных навыков учеников, до анализа взглядов учителей.
Многие дети сдавали макулатуру или хотя бы что-то об этом слышали, но вряд ли кто-то пытался своими руками сделать из нее бумагу, на которой можно писать. А это, кстати, нетривиальная задача, для которой понадобится миксер, москитная сетка, скалка, полотенца... А в финале этой хитрой процедуры, у которой есть несколько вариантов, получатся пригодные для письма листы бумаги, на которых и нужно написать нечто вроде эссе – зачем беречь такой ценный ресурс.
На вторничном семинаре Инобра часто вспоминали сегодняшний день: экономический кризис, неопределенность любых планов, связанных с бизнесом и финансами. С одной стороны, не лучшее время для предпринимателей – а обучающие программы для них как раз были темой семинара. С другой стороны, в широком смысле предпринимательство – это близко к агентности, к самостоятельности, к умению действовать даже в полном хаосе. И как раз этого качества сегодня многим не хватает. Способны ли образовательные курсы каким-то образом его развивать – один из главных вопросов семинара.
Обсуждали результаты исследования, выполненного в Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Инобра. Павел Сорокин, Александр Повалко и Юлия Вятская изучили российский ландшафт обучения предпринимательству в неформальном секторе и предложили несколько решений, которые помогут «учить бизнесу» (а в более широком понимании – учить самостоятельности и активности).
Обсуждали результаты исследования, выполненного в Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Инобра. Павел Сорокин, Александр Повалко и Юлия Вятская изучили российский ландшафт обучения предпринимательству в неформальном секторе и предложили несколько решений, которые помогут «учить бизнесу» (а в более широком понимании – учить самостоятельности и активности).
Успевает ли образование за потребностями цифровой эпохи? В частности, в развитии у взрослых универсальных навыков – в том числе связанных с ИКТ. Похоже, что не очень, и чтобы это исправить, нужно скорректировать схему взаимодействия основных «игроков» – университетов, компаний, их сотрудников и государства, которое регулирует эту сферу. Такую идею предлагают Ульяна Захарова, научный сотрудник Центра социологии высшего образования Инобра, и Петр Грачев, руководитель Управления стратегического развития КНИТУ-КАИ. В соавторстве они написали главу «Достижение равновесия заинтересованных сторон в профессиональном образовании для цифровой эпохи» для монографии о глобальном образовании, изданной в США.
К 30 годам карьера Нияза Габдрахманова вполне сложилась: он возглавляет крупный отдел в Казанском федеральном университете, его ценит начальство, уважают коллеги, впереди хорошие административные перспективы... Но сделанный им в 2018 году выбор расстроил жену, удивил коллег и оставил в недоумении руководителей. Круто все поменяв, Нияз бросил карьеру и уехал в Москву. Туда, где Высшая школа экономики предложила ему место в общежитии и зарплату, меньшую, чем в Казани. Почему?