В России создан «Консорциум вузов по развитию универсальных компетентностей» – соглашение об этом подписали Вышка, Университет ИТМО, Уральский федеральный университет, Томский и Тюменский государственные университеты. В каждом из этих вузов действуют наиболее передовые программы по развитию soft skills – «гибких навыков» у студентов, а также ведутся исследования в этой области. Университеты объединяют усилия, чтобы предложить программы по развитию навыков, их измерению и оценке для всего высшего образования.
Новости
В России создан «Консорциум вузов по развитию универсальных компетентностей» – соглашение об этом подписали Вышка, Университет ИТМО, Уральский федеральный университет, Томский и Тюменский государственные университеты. В каждом из этих вузов действуют наиболее передовые программы по развитию soft skills – «гибких навыков» у студентов, а также ведутся исследования в этой области. Университеты объединяют усилия, чтобы предложить программы по развитию навыков, их измерению и оценке для всего высшего образования.
В России появился новый инструмент, который позволяет косвенно оценивать качество курсов переподготовки и других программ для взрослых с точки зрения достижения целей обучения. Он построен на анкетировании выпускников курсов и таком методе обработки их ответов, который позволяет объективно оценить изменения в карьере, доходах – и в целом удовлетворенность курсами. Методику разработали в Центре социологии высшего образования Инобра НИУ ВШЭ и применили для анализа эффективности семи программ сервиса «Яндекс.Практикум». Теперь инструмент будут использовать для мониторинга сервисов «Яндекс.Практикум», «Нетология», а в перспективе – любых проектов для обучения взрослых.
Можно себе представить, как работают авиаконструкторы. По крайней мере, их творческий процесс описан в мемуарах и биографических книгах. О том, как работают авторы головоломок, задачников для учебы и развивающих игр, неизвестно почти ничего – нет ни методик, ни универсальных подходов. При том, что процесс решения задач более-менее изучен в педагогической науке, их создание почти не попадало в центр внимания. Для всех, кто интересуется обучением через игру, тему открывает Александр Поддьяков – известный российский психолог, ординарный профессор Вышки. На открытом семинаре по образованию он выступил с лекцией «Создание проблемных ситуаций и задач как творчество».
«Общество, управляемое только «умными» людьми, вполне может уничтожить и себя, и весь мир». Этой фразой Говарда Гарднера, одного из самых известных в мире специалистов по познанию, часто иллюстрируют его же теорию множественного интеллекта – и вообще утверждение, что мир для «разных» людей. Настолько «разных», что даже в одном человеке могут уживаться парадоксально различные способности – и ребенок, который очень медленно умножает, может оказаться гораздо более талантливым в математике, чем тот, у которого таблица умножения отскакивает от зубов. 15 февраля в 16:00 Говард Гарднер выступит на открытом семинаре Института образования ВШЭ.
Февраль пройдет под знаком олимпиад: в начале месяца игры открываются в Пекине… А в Вышке состоится событие еще более значительное – конечно, для тех, кто хочет работать в сфере образования. НИУ ВШЭ проводит олимпиаду «Высшая лига» для студентов и выпускников бакалавриата любых российских вузов. Если участвовать и победить по направлению «Образование и педагогика», то можно получить серьезные преференции для поступления в магистратуры Инобра, вплоть до поступления.
Что общего между студентами Инобра и сказочными персонажами, больше известными как «двое из ларца»? И те, и другие могут бодро, весело и бесплатно выполнить работу любого масштаба – в случае со студентами только в сфере образования. В чем разница? «Двое из ларца» сами съедали всё, что приготовили – а наши студенты сдают готовый проект заказчику. Правда, с выгодой для себя: им нужна содержательная обратная связь и опыт работы в команде. Рассказываем о том, чем может быть полезен игрокам рынка образования наш офис проектного обучения.
На дворе январь – самое время подумать про летние школы Инобра. Да, до них еще почти полгода, но некоторые соберут заявки зимой. А главное, лучше наметить интересные заранее, чтобы подготовиться и составить мотивационные письма без спешки. В этом году пять летних школ, большая часть – бесплатные. В ближайшие недели будем рассказывать подробности о каждой.
На следующей неделе Инобр начинает серию онлайн-встреч с игроками рынка образования – своего рода шоурум разных форматов. Создатели стартапов, топ-менеджеры корпораций, авторы частных школ и другие представители индустрии будут не рекламировать свои проекты, а рассказывать о подводных камнях и отвечать на каверзные вопросы. Благодаря новому формату встреч все желающие смогут «примерить на себя» работу в командах разных типов или просто узнать о них больше – в том числе как исследователи.
В России есть термин «прикладные магистратуры», но почти нет их самих. Нет даже четкого представления, что это – только общие слова про «особую связь с практикой, с производством». Между тем, за ними будущее: уже сегодня студенты массово работают и не могут, как раньше, подстраиваться под расписание и форматы обучения, предложенные вузами. Об этом и о том, как рождалась в Инобре новая магистратура – пособие Анатолия Каспржака «Магистерская программа «Управление образованием» как модель прикладной магистратуры», которое стало первой книгой, выпущенной в новой серии «Подготовка профессионалов для нового образования».
В начале декабря мы предложили студентам любых вузов, чьи курсовые или выпускные работы связаны с образованием, в шутку «переименовать» их. Зачем? Потому что академической скуке и трехэтажным названиям, из которых ничего не понятно, не место в настоящей науке. А хороший ученый должен уметь и пошутить, и впечатлить аудиторию, и ярко (пусть даже провокационно) формулировать суть своей работы. Сегодня мы называем пятерку победителей конкурса «Пошути над своей ВКР», который организовали академические руководители магистратуры Института образования.