Многие дети сдавали макулатуру или хотя бы что-то об этом слышали, но вряд ли кто-то пытался своими руками сделать из нее бумагу, на которой можно писать. А это, кстати, нетривиальная задача, для которой понадобится миксер, москитная сетка, скалка, полотенца... А в финале этой хитрой процедуры, у которой есть несколько вариантов, получатся пригодные для письма листы бумаги, на которых и нужно написать нечто вроде эссе – зачем беречь такой ценный ресурс.
Новости
На вторничном семинаре Инобра часто вспоминали сегодняшний день: экономический кризис, неопределенность любых планов, связанных с бизнесом и финансами. С одной стороны, не лучшее время для предпринимателей – а обучающие программы для них как раз были темой семинара. С другой стороны, в широком смысле предпринимательство – это близко к агентности, к самостоятельности, к умению действовать даже в полном хаосе. И как раз этого качества сегодня многим не хватает. Способны ли образовательные курсы каким-то образом его развивать – один из главных вопросов семинара.
Обсуждали результаты исследования, выполненного в Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Инобра. Павел Сорокин, Александр Повалко и Юлия Вятская изучили российский ландшафт обучения предпринимательству в неформальном секторе и предложили несколько решений, которые помогут «учить бизнесу» (а в более широком понимании – учить самостоятельности и активности).
Обсуждали результаты исследования, выполненного в Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Инобра. Павел Сорокин, Александр Повалко и Юлия Вятская изучили российский ландшафт обучения предпринимательству в неформальном секторе и предложили несколько решений, которые помогут «учить бизнесу» (а в более широком понимании – учить самостоятельности и активности).
Успевает ли образование за потребностями цифровой эпохи? В частности, в развитии у взрослых универсальных навыков – в том числе связанных с ИКТ. Похоже, что не очень, и чтобы это исправить, нужно скорректировать схему взаимодействия основных «игроков» – университетов, компаний, их сотрудников и государства, которое регулирует эту сферу. Такую идею предлагают Ульяна Захарова, научный сотрудник Центра социологии высшего образования Инобра, и Петр Грачев, руководитель Управления стратегического развития КНИТУ-КАИ. В соавторстве они написали главу «Достижение равновесия заинтересованных сторон в профессиональном образовании для цифровой эпохи» для монографии о глобальном образовании, изданной в США.
К 30 годам карьера Нияза Габдрахманова вполне сложилась: он возглавляет крупный отдел в Казанском федеральном университете, его ценит начальство, уважают коллеги, впереди хорошие административные перспективы... Но сделанный им в 2018 году выбор расстроил жену, удивил коллег и оставил в недоумении руководителей. Круто все поменяв, Нияз бросил карьеру и уехал в Москву. Туда, где Высшая школа экономики предложила ему место в общежитии и зарплату, меньшую, чем в Казани. Почему?
Вузы России не обеднели из-за пандемии, и даже в каком-то смысле оказались в финансовом плюсе: их бюджеты незначительно, но подросли. Однако это произошло за счет государственных вливаний. Собственные доходы университетов снизились. Почему, и чем это грозит – проанализировали эксперты Центра финансово-экономических решений в образовании Кирилл Зиньковский, Павел Деркачев и Иван Кравченко. Их доклад опубликован в серии бюллетеней Мониторинга экономики образований, который ведет Вышка.
В рассказе О’Генри главный герой говорит: не так важно, какую дорогу мы выбираем, гораздо важнее то, что заставляет нас выбирать именно эту дорогу. Чтобы выяснить, что движет социальной мобильностью, эксперты провели серию развернутых интервью со студентами – участниками программы «Социальный лифт». Биографические интервью позволили по-новому и более глубоко взглянуть на проблему социальной мобильности и образовательного неравенства. О результатах первого этапа масштабного исследования, которое планируется продолжать, рассказали научные сотрудники Института образования НИУ ВШЭ Дмитрий Куракин и Тамара Кусимова.
Граница между учебой и работой в высшем образовании окончательно размылась. Классическая траектория «школа – вуз – постоянная работа» превращается в исключение, уступая первенство более сложным траекториям, где учеба и работа по-разному смешиваются. Это один из выводов исследования Веры Мальцевой и Натальи Розенфельд, научных сотрудников Центра развития навыков и профессионального образования Инобра ВШЭ. Книга вышла в серии «Современная аналитика образования».
Талантливые люди всегда находятся в поиске. Учителя – как сделать урок интереснее и полезнее. Директора – как превратить свою школу в место, где хочется учиться и работать. Кто-то изобретает велосипед, кто-то поглядывает на практики и кейсы коллег, но перенести их в свою школу сложно. Особенно иностранные – все-таки совсем другие условия, системы образования и специфика. Эти барьеры постарались снять в Инобре: здесь подготовили необычный путеводитель по нескольким необычным же школам разных стран.
Все знают, как выглядят западные колледжи и университеты. В основном, благодаря голливудским фильмам и молодежным сериалам. Однако о том, что реально скрывается за красивыми фасадами, практически ничего не известно. Чтобы получить достоверные данные о вузовской жизни, ученые Гарвардской высшей школы образования Говард Гарднер и Венди Фишман провели масштабный опрос. Интервью давали более 2 тысяч человек из 10 американских колледжей: студенты, выпускники, преподаватели, родители и попечители вузов. Ученые пришли к неутешительному выводу: вузы теряют представление о своей ключевой миссии – учить студентов мыслить широко. Эта проблема не имеет национальной окраски, она одинаково актуальна для высшего образования во всем мире. На вторничном семинаре Инобра авторы представили книгу « Реальный мир колледжа: что такое высшее образование и каким оно может быть». В ней поделились не только своими опасениями, но и советами по развитию высшего образования.
Магистерской программе «Управление образованием» исполняется десять лет. И это только по скромным подсчетам: столько она существует в Инобре, а до этого была совместная программа Шанинки и Вышки, а до этого – прообраз made in Шанинка & Манчестерский университет. Программа «путешествовала» вместе с Анатолием Каспржаком, ее создателем, который в этом году оставляет капитанский мостик – пост научного руководителя. Анатолий Георгиевич будет руководить специальной программой в рамках аспирантской школы, тоже для управленцев образования, но уже на следующем этапе их работы – вести к защите кандидатской диссертации. В магистратуре академическим руководителем остается Анна Кобцева, выпускница первого набора.