Мамам во время дистанционной учебы приходится тяжелее, чем папам. А еще среди матерей есть свои «группы риска», для которых учеба детей на дому чревата высоким уровнем выгорания и даже депрессиями. Меры, которые помогли бы этого избежать, предложили сотрудники Центра исследования современного детства и Лаборатории проектирования содержания образования Инобра. Их исследование «Семьи в период дистанционной учебы» выпущена в серии «Современная аналитика образования».
Новости
В любом американском фильме про студентов можно увидеть, как серьезно там относятся к тому, что называется внеучебной деятельностью. Начиная от театральных кружков и конкурсов «Мисс университет» – и заканчивая любыми формами студенческого самоуправления. В России внеучебная деятельность не так сильно развита, и, оказывается, зря. Исследования доказали, что такая активность в вузе успешно развивает гибкие навыки – то, с чем зачастую не очень справляется учебная программа. Ирина Щеглова и Оксана Дремова из Центра социологии высшего образования Инобра предложили, как сделать внеучебную деятельность привлекательной для российских студентов. Этому посвящен очередной бюллетень Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.
Сегодня открывается набор на магистратурах Инобра. Прием документов на очных программах – «Педагогическое образование», «Доказательное развитие образования», «Обучение и оценивание как наука» – он продолжится до 26 июля. На очно-заочных «Управление образованием» и «Управление в высшем образовании» — до 13 сентября. В новом учебном году многое меняется: больше треков и специальностей в рамках каждой программы.
Когда началась пандемия, дополнительное образование пострадало больше всего – тогда обсуждали, возможны ли вообще полноценные кружки и секции в онлайне. С тех пор много воды утекло, онлайн-кружки появились и активно развиваются, но в России их эффективность почти не исследовалась. Эксперты Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Алексей Обухов и Юлия Керша решили восполнить этот пробел. Причем, начали сразу с не самых простых конструктов – измерения влияния на мотивацию и самоэффективность (то есть на то, насколько уверенно человек чувствует себя в той или иной предметной области). Результаты представлены на вторничном семинаре Инобра.
Кто виноват? Что делать? К этим «вечным вопросам» можно, пожалуй, прибавить еще один – как развивать гибкие навыки в школе? Поиск рецептов продолжается очень давно: развитие soft skills заявлено одной из главных целей образования, а в рамках содержания предметов, методик и практик им по-прежнему находится мало места. Экспедиция из девяти студентов, аспирантов и сотрудников Инобра отправилась в Пермь. На примере нескольких пермских школ они хотели определить: как выглядят практики формирования универсальных компетентностей на уроке и в школе в целом? Чем отличается понимание важности развития таких результатов у директоров, учителей и самих школьников?
К прежним «цифровым» вызовам для вузов, которые тянутся еще со времен пандемии, прибавились новые, связанные с тем, что для России теперь недоступны многие технологии. Но ни среди «старых», ни среди «новых» проблем нет ни одной нерешаемой – об этом говорили на форуме «Университеты и развитие геостратегических территорий России», который прошел в Якутске. Цифровизация стала одной из основных его тем. Ситуацию спасут горизонтальные связи, которые уже строятся между вузами и технологическими компаниями – без директив сверху, утвержденных планов и громких лозунгов
Образовательная успешность студента – не оценки в зачётке и не то, с каким результатом прошла защита диплома. Она состоит из многих компонентов, таких, например, как психологическое благополучие, и ее надо изучать, да и в принципе «видеть», чтобы решить многие проблемы высшего образования. Пока этого, кажется, не происходит – по крайней мере, в отличие от школы, образовательная успешность в вузах почти не обсуждается. Об этой проблеме и о том, как ее можно решить, рассказал директор Инобра Евгений Терентьев на Международном форуме по педагогическому образованию в Казани.
Вы наверняка слышали, что в обычных условиях мозг человека работает только на 10%. Об этом часто пишут и говорят. Поверили? Поздравляем – это неправда. Причем, не такая уж и безобидная: из ложного утверждения рождаются методики, «как заставить свой мозг работать на всю катушку», а они вполне могут проникнуть в педагогические практики школы или вуза. Так работают нейромифы – их распространенность в образовании стала темой вторничного семинара Инобра.
Очередной вторничный семинар Института образования НИУ ВШЭ был посвящен юбилею ординарного и заслуженного профессора, научного руководителя Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ Виктора Болотова. 5 июня ему исполнилось 70 лет. Он выступил одним из идеологов образовательных реформ рубежа XX–XXI веков, под его руководством произошел переход к ЕГЭ. Коллеги и друзья поздравили Виктора Александровича и рассказали о его роли в развитии образования в постсоветской России.
В предстоящем учебном году в содержании магистерских программ Института образования НИУ ВШЭ «Доказательное развитие образования» и «Обучение и оценивание как наука» появится новая опция. За время обучения их студенты смогут освоить основные курсы еще одной магистерской программы — «Педагогическое образование», что позволит им получить дополнительную квалификацию педагога. Рассказываем, как это будет организовано и как повлияет на карьерные возможности выпускников.