• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Дистант больнее бьет по мамам младшеклассников – в Инобре изучили родительское выгорание на удаленке и предложили, как с ним бороться

Дистант больнее бьет по мамам младшеклассников – в Инобре изучили родительское выгорание на удаленке и предложили, как с ним бороться
Мамам во время дистанционной учебы приходится тяжелее, чем папам. А еще среди матерей есть свои «группы риска», для которых учеба детей на дому чревата высоким уровнем выгорания и даже депрессиями. Меры, которые помогли бы этого избежать, предложили сотрудники Центра исследования современного детства и Лаборатории проектирования содержания образования Инобра. Их исследование «Семьи в период дистанционной учебы» выпущена в серии «Современная аналитика образования».

Чему учит «внеучебка»? – кружки, студии и секции в университете могут дать студентам не меньше, чем лекции и семинары

Чему учит «внеучебка»? – кружки, студии и секции в университете могут дать студентам не меньше, чем лекции и семинары
В любом американском фильме про студентов можно увидеть, как серьезно там относятся к тому, что называется внеучебной деятельностью. Начиная от театральных кружков и конкурсов «Мисс университет» – и заканчивая любыми формами студенческого самоуправления. В России внеучебная деятельность не так сильно развита, и, оказывается, зря. Исследования доказали, что такая активность в вузе успешно развивает гибкие навыки – то, с чем зачастую не очень справляется учебная программа. Ирина Щеглова и Оксана Дремова из Центра социологии высшего образования Инобра предложили, как сделать внеучебную деятельность привлекательной для российских студентов. Этому посвящен очередной бюллетень Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.

Умножаем возможности на два: Инобр начинает набор на новых условиях

Умножаем возможности на два: Инобр начинает набор на новых условиях
Сегодня открывается набор на магистратурах Инобра. Прием документов на очных программах – «Педагогическое образование», «Доказательное развитие образования», «Обучение и оценивание как наука» – он продолжится до 26 июля. На очно-заочных «Управление образованием» и «Управление в высшем образовании» — до 13 сентября. В новом учебном году многое меняется: больше треков и специальностей в рамках каждой программы.

Онлайн-кружки как лекарство против «усталости» от школы – доказано: такая активность, как минимум, помогает не терять мотивацию к учебе

Онлайн-кружки как лекарство против «усталости» от школы – доказано: такая активность, как минимум, помогает не терять мотивацию к учебе
Когда началась пандемия, дополнительное образование пострадало больше всего – тогда обсуждали, возможны ли вообще полноценные кружки и секции в онлайне. С тех пор много воды утекло, онлайн-кружки появились и активно развиваются, но в России их эффективность почти не исследовалась. Эксперты Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Алексей Обухов и Юлия Керша решили восполнить этот пробел. Причем, начали сразу с не самых простых конструктов – измерения влияния на мотивацию и самоэффективность (то есть на то, насколько уверенно человек чувствует себя в той или иной предметной области). Результаты представлены на вторничном семинаре Инобра.

Тысяча километров в поисках soft skills – новые методики для школы экспедиция Инобра искала в Перми

Тысяча километров в поисках soft skills – новые методики для школы экспедиция Инобра искала в Перми
Кто виноват? Что делать? К этим «вечным вопросам» можно, пожалуй, прибавить еще один – как развивать гибкие навыки в школе? Поиск рецептов продолжается очень давно: развитие soft skills заявлено одной из главных целей образования, а в рамках содержания предметов, методик и практик им по-прежнему находится мало места. Экспедиция из девяти студентов, аспирантов и сотрудников Инобра отправилась в Пермь. На примере нескольких пермских школ они хотели определить: как выглядят практики формирования универсальных компетентностей на уроке и в школе в целом? Чем отличается понимание важности развития таких результатов у директоров, учителей и самих школьников?

Кому не хватает IT – объединяйтесь! – на геофоруме в Якутске наметили, как вузы и технологические компании могут помочь друг другу

Кому не хватает IT – объединяйтесь! – на геофоруме в Якутске наметили, как вузы и технологические компании могут помочь друг другу
К прежним «цифровым» вызовам для вузов, которые тянутся еще со времен пандемии, прибавились новые, связанные с тем, что для России теперь недоступны многие технологии. Но ни среди «старых», ни среди «новых» проблем нет ни одной нерешаемой – об этом говорили на форуме «Университеты и развитие геостратегических территорий России», который прошел в Якутске. Цифровизация стала одной из основных его тем. Ситуацию спасут горизонтальные связи, которые уже строятся между вузами и технологическими компаниями – без директив сверху, утвержденных планов и громких лозунгов

Пора заглянуть в «черный ящик» университета – мы пока слишком мало знаем об образовательной успешности студента, – считает директор Инобра Евгений Терентьев

Пора заглянуть в «черный ящик» университета – мы пока слишком мало знаем об образовательной успешности студента, – считает директор Инобра Евгений Терентьев

Образовательная успешность студента – не оценки в зачётке и не то, с каким результатом прошла защита диплома. Она состоит из многих компонентов, таких, например, как психологическое благополучие, и ее надо изучать, да и в принципе «видеть», чтобы решить многие проблемы высшего образования. Пока этого, кажется, не происходит – по крайней мере, в отличие от школы, образовательная успешность в вузах почти не обсуждается. Об этой проблеме и о том, как ее можно решить, рассказал директор Инобра Евгений Терентьев на Международном форуме по педагогическому образованию в Казани.

Чем опасна вера в «визуалов» и «аудиалов» – педагоги слишком доверяют нейромифам – эта мировая проблема оказалась актуальна и для России

Чем опасна вера в «визуалов» и «аудиалов» – педагоги слишком доверяют нейромифам – эта мировая проблема оказалась актуальна и для России
Вы наверняка слышали, что в обычных условиях мозг человека работает только на 10%. Об этом часто пишут и говорят. Поверили? Поздравляем – это неправда. Причем, не такая уж и безобидная: из ложного утверждения рождаются методики, «как заставить свой мозг работать на всю катушку», а они вполне могут проникнуть в педагогические практики школы или вуза. Так работают нейромифы – их распространенность в образовании стала темой вторничного семинара Инобра.

«Когда нам нужно содержательное и глубокое экспертное мнение, мы с вами на связи»

Виктор Болотов
Очередной вторничный семинар Института образования НИУ ВШЭ был посвящен юбилею ординарного и заслуженного профессора, научного руководителя Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ Виктора Болотова. 5 июня ему исполнилось 70 лет. Он выступил одним из идеологов образовательных реформ рубежа XX–XXI веков, под его руководством произошел переход к ЕГЭ. Коллеги и друзья поздравили Виктора Александровича и рассказали о его роли в развитии образования в постсоветской России.

Студенты двух магистерских программ Института образования смогут получить дополнительную квалификацию

Студенты двух магистерских программ Института образования смогут получить дополнительную квалификацию
В предстоящем учебном году в содержании магистерских программ Института образования НИУ ВШЭ «Доказательное развитие образования» и «Обучение и оценивание как наука» появится новая опция. За время обучения их студенты смогут освоить основные курсы еще одной магистерской программы — «Педагогическое образование», что позволит им получить дополнительную квалификацию педагога. Рассказываем, как это будет организовано и как повлияет на карьерные возможности выпускников.