• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Нейронауки об образовании: что это такое и зачем они тем, кто учит? – современные методы исследований мозга позволяют буквально заглянуть в голову каждому ученику. Разбираемся, нужно ли это преподавателям.

Нейронауки об образовании: что это такое и зачем они тем, кто учит? – современные методы исследований мозга позволяют буквально заглянуть в голову каждому ученику. Разбираемся, нужно ли это преподавателям.
В Институте образования ВШЭ стартовал регулярный семинар по междисциплинарному направлению «Нейронауки об образовании». Раз в три недели исследователи будут обсуждать открытия и проблемы этой новой научной области. На встречах ждут не только учёных и тех, кто готовится ими стать, — они открыты и для преподавателей вузов, школьных учителей и других профессионалов сферы. Чем нейронауки полезны школам и вузам, и зачем педагогам  «нейрограмотность» — по итогам встречи пишет Skillbox Media.

Пандемия откатила «дошколку» назад, а ведь всё только стало налаживаться – исследование Инобра

Пандемия откатила «дошколку» назад, а ведь всё только стало налаживаться – исследование Инобра

К 2020 году реформы дошкольного образования, наконец, начали приносить плоды. Комплексные усилия государства – от разнообразия форм поддержки семей до введения новых ФГОСов и САНПиНов – привели к тому, что впервые за 60 лет (!) численность охваченных дошкольным образованием поползла вверх. Но тут пандемия отбросила эту сферу назад, сказавшись и на доступности детских садов, и на уровне оплаты труда их работников. Как это происходило, и что с этим делать, чтобы вернуться к «доковидным» трендам – исследуют научные сотрудники Центра финансово-экономических решений в образовании. Вышка выпустила монографию «Дошкольное образование: инфраструктура будущего», написанную Ириной Абанкиной, Людмилой Филатовой, Анной Вавиловой и Иваном Кравченко.

Возможности цифровой трансформации в новых условиях обсудили на первом объединенном семинаре в рамках реализации стратпроектов

Возможности цифровой трансформации в новых условиях обсудили на первом объединенном семинаре в рамках реализации стратпроектов
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ организовал первый объединенный семинар для участников стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность». 28 марта 2022 года более 50 специалистов из разных подразделений НИУ ВШЭ обсудили влияние ограничений доступности иностранных технологий на проекты университета в сфере цифровой трансформации.

Новые курсы магистерских программ Института образования ВШЭ выиграли в конкурсе грантов Фонда Потанина

Новые курсы магистерских программ Института образования ВШЭ выиграли в конкурсе грантов Фонда Потанина
В 2022/23 учебном году в рамках магистерских программ Инобра Вышки появятся новые курсы. Они помогут получить компетенции тем, кто работает или будет работать в образовании. Финансовая поддержка у этих планов уже есть: Благотворительный фонд Владимира Потанина провел конкурс грантов, на котором две заявки Института образования ВШЭ получили гранты и одна попала в резервный список.

Треть родителей школьников – «невидимки» – эксперты Инобра изучили модели поведения семей в разных типах школ и получили за это премию

Треть родителей школьников – «невидимки» – эксперты Инобра изучили модели поведения семей в разных типах школ и получили за это премию
Редакция журнала «Социологические исследования», выпускаемого Институтом социологии РАН, подвела итоги 2021 года. В номинации «Наилучшее сочетание теоретических и прикладных возможностей социологии» премию журнала получила статья наших коллег – Михаила Гошина (Центр общего и дополнительного образования), Марины Пинской (в прошлом году перешла из Инобра в МГИМО) и Дмитрия Григорьева (Центр социокультурных исследований). Статья посвящена формам участия родителей в образовании детей в школах разного типа.

Магистратурам тесно в рамках ФГОС: разнообразие моделей магистратур нужно учесть в нормативной базе, – считают участники круглого стола

Магистратурам тесно в рамках ФГОС: разнообразие моделей магистратур нужно учесть в нормативной базе, – считают участники круглого стола
Сохранить ли в России двухуровневое высшее образование или вернуться к советской модели – специалитету? В последние недели это одна из самых горячих тем для обсуждения на всех уровнях – от прессы до парламента. Но реальный ландшафт российских магистратур гораздо разнообразнее существующих нормативных рамок, и это обязательно надо учитывать при принятии любых решений. Такой вывод сделали участники круглого стола «Разнообразие в рамках стандартов: как устроена российская магистратура», который прошел в рамках Апрельской (Ясинской) конференции НИУ ВШЭ. На нем встретились представители творческих и технических вузов, чтобы поделиться опытом управления своими программами.

Учителя не верят в себя? – «выше головы не прыгнешь»: педагоги считают, что усилия ученика важнее возможностей школы

Учителя не верят в себя? – «выше головы не прыгнешь»: педагоги считают, что усилия ученика важнее возможностей школы
Особенности мировоззрения учителей – важный фактор успеха образовательных реформ, направленных, прежде всего, на изменение педагогических практик. В России регулярно меняются образовательные стандарты – действующие приняты в начале 2010-х, а вскоре в школах будут вводиться новые. В каждой новой версии в добавление к предметным результатам все больше значения придается метапредметным и личностным компетенциям – способности учеников быть самостоятельными, креативными, уметь учиться, работать и жить в изменчивом мире. Для того, чтобы успешно развивать эти навыки, учителям нужна твердая вера в свою способность играть решающую роль в формировании компетенций.

«Гормон роста» для школ экспортируют в Казахстан – команда Инобра завершила первый этап большого обучающего проекта в Алмате

«Гормон роста» для школ экспортируют в Казахстан – команда Инобра завершила первый этап большого обучающего проекта в Алмате
Команды полусотни школ Алматы прошли управленческую «перепрошивку» по специальной программе, разработанной в Институте образования ВШЭ. Первый этап большого международного проекта продолжался полгода и охватил четверть всех школ города. Задача, поставленная акиматом (мэрией) Алматы – вовлечь в него, как минимум, 70% школ, то есть предстоит еще две волны обучения. Оператором проекта в Казахстане выступила EdCrunch Academy.

О том, как и зачем перестраиваются образовательные и управленческие процессы в школах соседнего государства, зачем это нужно Казахстану и чему учит команда Инобра и его выпускников – рассказывает Анна Кобцева, академический руководитель магистерской программы «Управление образованием».

Нейросеть пойдет в школу – психометрики Инобра учат машину писать тесты для системы общего образования

Нейросеть пойдет в школу – психометрики Инобра учат машину писать тесты для системы общего образования
Психометрики Инобра вместе с коллегами из Государственный института русского языка имени Пушкина сообщили о начале проекта по автоматической генерации тестовых заданий. Удалось создать пробную партию тестов читательской грамотности, написанных специально обученной нейросетью. Они еще требуют доработки, но это уже первые шаги к тому, что для школы можно будет создавать неограниченное количество вариантов тестов по разным предметам – вплоть до индивидуального задания для каждого ребенка. Это исключит ситуации, когда к экзаменам или срезам можно подготовиться, заучив готовые варианты ответов.

В хаосе выживут только экосистемы – что делать образованию в эпоху «черных лебедей» и как его изучать – обсудили на вторничном семинаре Инобра

В хаосе выживут только экосистемы – что делать образованию в эпоху «черных лебедей» и как его изучать – обсудили на вторничном семинаре Инобра
Большой барьерный риф живет несколько тысяч лет, несмотря на то, что ему постоянно что-то угрожает – от перемены течений до хищных видов морских звезд. Кораллы умирают легко, а риф в целом демонстрирует гибкость и даже будто бы хитрость. Его «поведение» позволило системологам говорить о мультиразумности подобных комплексов. Системе образования приходится выживать похожим образом в сложной и непонятной ситуации, когда один «черный лебедь» сменяется другим. Темой вторничного семинара Инобра стал доклад «Образовательная экосистема: контексты и кейсы» профессора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Олега Прикота.