Новое оборудование делает привлекательным для детей, как современные, так и традиционные практики дополнительного образования. «Масштаб обновления инфраструктуры дополнительного образования в последние годы не имел аналогов в новейшей истории России. Однако часть потребностей в оборудовании и помещениях организаций остается не удовлетворенной», — выяснили ученые из Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского.
Экспертиза
В России 291 онлайн-магистратура работает в 39 вузах. Почти все они в центре страны, а на Дальнем Востоке, Северном Кавказе и Юге таких программ не обнаружено. В новом выпуске «Современной аналитики образования» — как развивается онлайн-обучение в России и чем оно отличается от других стран.
Занятия в кружках и секциях значительно повышают самостоятельность и инициативность школьников. Чем больше времени подростки уделяют дополнительным занятиям, особенно вне школы, тем выше их уровень агентности — умения ставить и достигать цели, способность создавать новое.
Древнегреческий театр был не просто развлечением, а настоящей школой для горожан. Исследование Виктории Пичугиной показывает, что драматурги выступали в полном смысле наставниками, а зрители — учениками, которые таким образом извлекали уроки из военных конфликтов, расширяли знания по географии и культуре, узнавали о новых веяниях в литературе и искусстве.
Российские вузы активно развивают систему психологической помощи студентам в ответ на растущую потребность в mental health поддержке. Университеты создают многоуровневую структуру, в которую входят не только профессиональные психологи, но и специально обученные студенты-волонтеры. Елена Горбунова и Ирина Крылова исследовали опыт 15 вузов и выявили, как пандемия COVID-19 ускорила внедрение инновационных подходов в работу психологических служб.
Представьте себе, что подростки из Ирана, Мексики и России вместе анализируют влияние глобального потепления на вечную мерзлоту в Якутии. Или школьники из разных стран исследуют структуру народных сказок в разных культурах. Только это не мечты, а реальные проекты Международной исследовательской школы (МИШ), которая объединила юных ученых со всего мира. Организаторы поделились своим опытом в научной статье.
«Мама хочет что-то сказать, но словно не может найти слов». «Она видит во мне ребенка, но ждет, что я буду вести себя как взрослая». «С папой отношений почти нет. Он в принципе не умеет разговаривать». Анастасия Россинская и Анна Иванова провели глубинные интервью с молодыми людьми 18–32 лет и выяснили: даже взрослые дети с трудом находят общий язык со своими папами и мамами.
«Синематограф — это лучшее средство для улучшения нравов», — говорил герой фильма «Человек с бульвара Капуцинов». Оказывается, эта шутливая фраза может иметь вполне научное подтверждение. Исследование Анастасии Россинской и Татьяны Климовой показало, что совместный просмотр и обсуждение фильмов родителями может улучшить их отношения с детьми-подростками.