Неравенство часто называют главной проблемой системы образования. На первый взгляд кажется, что с его причинами всё более-менее понятно: у бедных семей меньше возможностей, чем у богатых, а у жителей села меньше шансов на успех, чем у городских школьников. Но на самом деле у неравенства есть более глубокие корни, уходящие в область культурных привычек, психологии разных семей. Поэтому не редки ситуации, когда один подросток мог бы получать блестящее образование, но и не думает идти в вуз, а другой заранее нацелен на лучший университет, несмотря на средние способности. Изучение социокультурных основ неравенства – большой проект Центра социологии культуры Инобра, недавно он получил грант РНФ. Аспиранты также включатся в эти исследования и могут сделать немало открытий, помочь системе образования создать больше возможностей для всех. Рассказывает научный сотрудник центра Екатерина Павленко.
Экспертиза
Чтобы добиваться успеха в жизни, нужно быть активным и самостоятельным. Умеет ли современная школа развивать эти качества – вопрос по-прежнему дискуссионный. Полина Гавриленко, аналитик проектно-учебной лаборатории по оценке эффективности государственных мер развития образования, изучила тренд деструктурации в школьных практиках – так называют постепенный распад какой-либо жесткой структуры. В данном случае – ритуалов, связанных с ходом урока и общением учителя и ученика. Исследовательница пришла к выводу, что потенциал для развития самостоятельности – скорее вне урока. А «от звонка до звонка» школьные традиции слишком сильны, чтобы ребенок или подросток принимал решения.
В магистратурах российских вузов недостаточно развивают цифровые компетенции студентов. На это обратили внимание исследователи Инобра Вышки и Финуниверситета при правительстве РФ. Также беспокоит территориальное неравенство: в вузах Сибири и юга России цифровые умения развивают хуже, чем в других российских макрорегионах. Это выявило исследование, проведенное в рамках проекта «Рождение российской магистратуры».
В этом году семейному образованию в России исполняется 30 лет, но это только на бумаге. Когда в 1992 году такое право появилось в законе, пользовались им единицы. В последние годы семейное образование становится всё популярнее – только за прошлый учебный год число тех, кто учится дома, увеличилось почти на треть. Но пробелов в законодательстве по-прежнему много, одни и те же вопросы по-разному решаются в разных районах и школах, если ученики к ним прикреплены. Как лучше устранить эти пробелы, советуют эксперты Инобра – профессор института Алексей Майоров, заведующий лабораторией образовательного права Семён Янкевич и научный сотрудник лаборатории Надежда Княгинина. Их статья опубликована в журнале «Образовательная политика».
На пути к полноценной цифровой трансформации школы остаётся много барьеров. Некоторые уже можно назвать традиционными, их на раз-два не устранишь – это проблемы с инфраструктурой, масштаб которых зависит от регионов, и нехватка финансов. Другие вполне решаемы – ведь можно учиться другому отношению к личным гаджетам в школе и объяснять родителям, что несут новые технологии. Команда лаборатории цифровой трансформации образования подготовила обзор этих барьеров – он выпущен в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.
Охват дополнительным образованием стал одной из тем исследования, выполненного в Инобре в рамках Мониторинга экономики образования (его ведет Вышка). Ксения Павленко и Юлия Дементьева из Центра исследований современного детства опубликовали доклад «Роль семьи в образовании ребенка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой». В нем они анализируют, какие школы и кружки и по каким причинам выбирают разные семьи.
У студентов и тех, кто определяет содержание высшего образования, шкала приоритетов не совсем совпадает с тем, что важно будущим работодателям. Это, в частности, касается такого понятия, как клиентоориентированность, но и не только его. Такой вывод делает группа исследователей Департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Екатерина Степашкина, Артем Суходев и Дмитрий Гужеля. Их исследование касается надпрофессиональных компетенций начинающих специалистов и опубликовано в серии «Современная аналитика образования».
Семейное образование в России набирает популярность. Да, ему далеко до массовости и до показателей таких стран, как США (хотя немало и таких стран, где оно запрещено – например, Германия). Да, данных даже о том, сколько детей учится в таком формате, все еще очень мало (не говоря уже о данных об их образовательных результатах). Но рост интереса к этому формату заметен, и локдауны последних двух лет его только подстегнули. На вторничном семинаре Инобра профессор Катерина Поливанова, научный руководитель Центра исследований современного детства, рассказала о рисках и возможностях семейного образования.
Эксперты НИУ ВШЭ проверили эффективность нового для России формата быстрой подготовки программистов и выяснили, что зарплата после обучения в школе программирования увеличивается в среднем на 46%.
Ни одна из стран на момент начала пандемии не могла обеспечить качественное комбинированное онлайн- и офлайн-образование. При этом у бедных семей стало меньше возможностей обеспечивать обучение детей. Об этом шла речь на открытом семинаре Института образования ВШЭ «На опыте разных стран: что важно усвоить школе после стресса пандемии?».