Где учиться взрослым? Вопрос остается открытым: в России на этом поле конкурируют, как минимум, корпоративный сектор и университеты. У последних много козырей для того, чтобы стать главной площадкой непрерывного образования: у них высокий статус, технологии, методическая база, инновации… Но часто не хватает нужных управленческих компетенций и предпринимательского мышления в целом. Илья Коршунов, Наталия Ширкова, Евгений Сженов (Инобр), Иван Ефремов (Минобрнауки) и Гарик Чахоян изучили, как устроены управленческие практики в вузах, в которых созданы эффективные программы для взрослых, и расшифровали «рецепт успеха».
Экспертиза
Об античности мы знаем очень много — в основном, благодаря литературе, живописи, скульптуре, — и одновременно почти ничего. Но если верить этим источникам, картина получается довольно жуткая: чуть ли не с колыбели все убивали друг друга, младенцев кормили внутренностями львов, а в Спарте «неправильных» детей сбрасывали со скалы (это любят упоминать учителя старой закалки). Что об этом известно науке — разбирали на семинаре «Современное детство: теории и практики». Историк Андрей Можайский выступил как специалист по Древней Греции, а профессор Инобра Виктория Пичугина — как эксперт в области истории образования.
В детстве мы учимся читать, считать и, допустим, кататься на велосипеде. Но и во взрослом возрасте мало кто из нас без подготовки может решить сложную задачку или участвовать в велогонках. А вот по части чтения почему-то считается, что мы «по умолчанию» умеем всё. Но если это не так? И если трудности студентов в освоении специальности связаны еще и с тем, что они не умеют правильно читать сложные тексты — в том числе научные статьи, профессиональные справочники и т.д.? Этой проблемой вплотную занялись в Тюменском госуниверситете — так появился курс аналитического чтения и связанные с ним исследования, результаты которых обсудили на семинаре Инобра.
Высшее образование — это социальная норма в России, а запрос на вузовский диплом носит универсальный характер, то есть одинаков для всех слоев общества. Все хотят получить высшее образование, но не все могут. Если для наиболее статусных семей альтернативы диплому вуза нет, менее образованные и обеспеченные семьи вынуждены постепенно переключать свое внимание на СПО, — об этом пишут Сергей Малиновский и Екатерина Шибанова из лаборатории «Развитие университетов». Они исследовали, какие барьеры есть на пути разных социальных классов в вуз, чем определяются разные траектории. Выяснилось, что пока бедных волнует тема бюджетных мест, стоимости платного обучения и т.д., богатые больше заботит мотивация детей. А еще настоящий водораздел возможностей проходит не на этапе сдачи ЕГЭ, а после девятого класса.
Для успеха в современном мире надо быть самостоятельным, адаптивным, инициативным — все это сложно развивать в традиционных пассивных формах образования. Работа же с наставником позволяет передавать «из рук в руки» не только компетенции, но и социальные связи, мировоззрение, — говорит Павел Сорокин, руководитель научного проекта НЦМУ «Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования» . Как именно? — обсуждали на круглом столе «Наставничество как инструмент развития человеческого потенциала» в рамках Ясинской конференции.
Вокруг «мягких» навыков давно уже нет принципиальных споров: все, даже консервативные ФГОСы, согласны, что их надо развивать. Обычно их список сводится к так называемым 4К (креативность, коммуникация, критическое мышление, командная работа), впрочем, спор и о составе, и о самих терминах — еще одна «вечная тема» для системы образования. На открытом семинаре Инобра обсуждали новый поворот этой темы, связанный, главным образом, с обучением взрослых. У работодателя все больше запросов не только на «твердые» (профессиональные), но и на «мягкие» навыки кандидата. А тот, в свою очередь, идет на курсы, чтобы учиться конкретике, связанной с профессией, и вряд ли готов платить за отдельные 4К-программы. Задача игроков на этом рынке, таким образом, максимально органично встроить «мягкое» в «твердое» в содержании курсов.
«Нет, на уроке однозначно никаких телефонов». Это ответ педагога в интервью перед началом исследования, которое провели Александра Михайлова (Лаборатория проектирования содержания образования Инобра) и Марина Пинская (МГИМО). Он же после исследования: «У меня теперь какое-то двоякое отношение к этому. С одной стороны, я вижу, что детям интересно, что, действительно, мы можем там больше информации получить и поработать. С другой стороны, все еще “кошки скребут”, как же так — телефон на уроке. Но радует то, что дети не просто там сидят. Здесь они были увлечены именно заданием».
ChatGPT стал суперзвездой недавно, а вот специалисты работают с генеративным AI давно. Например, психометрики Инобра создали на его основе генератор тестовых заданий по русскому языку, ведь когда множество разных текстов-вариантов пишет человек, это отнимает слишком много сил и времени. Таких инструментов, призванных разгрузить человека в школе, уже несколько. На Ясинской конференции обсуждали, как они развиваются и какие последние барьеры стоят на пути их массового применения.
Конкуренция за студентов становится все более острой. На это играют сразу несколько факторов — становится интенсивнее образовательная миграция, меняется финансовое положение многих семей, перераспределяются контрольные цифры приема в вузы. Чтобы выигрывать в этой конкурентной борьбе, управленцы должны находить нестандартные решения. Ситуацию обсуждали на круглом столе «Региональная аналитика и политика высшего образования» на Ясинской конференции. Рассказывает модератор круглого стола, заведующий лабораторией «Развитие университетов» Нияз Габдрахманов.
Магистратуры бывают разные, а какие именно — обсуждали на круглом столе в рамках Ясинской (Апрельской) конференции. Анна Гармонова, директор Центра университетского партнерства Вышки и доцент Института образования, представила результаты исследования, проведенного под ее руководством командой «Ландшафт российской магистратуры». Они ведутся при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, представители которого также выступили на круглом столе.