Год назад на Coursera открылся курс «Умная аналитика в управлении образованием». За это время его уже прошли почти две тысячи человек. Интересно, что среди слушателей оказалось много управленцев из других сфер – медицины, культуры, госуправления. В чем секрет успеха и чем умная аналитика отличается от обычной? Разбираемся вместе с авторами курса – ведущими научными сотрудниками Центра общего и дополнительного образования Инобра Сергеем Заир-Беком и Татьяной Мерцаловой.
Экспертиза
В России всё больше центров поддержки семей с маленькими детьми – государство выделяет на их создание специальные гранты. Их задача – консультировать, в основном, тех, чьи дети не посещают ясли и садики. Вопросов у таких семей возникает много – к педагогам, психологам, врачам, юристам. Но педагогам «дошколки» не всегда легко на них ответить: их учили работать с детьми, а не со взрослыми. Решать эту проблему помогают эксперты Инобра. Они провели семинар для сотрудников центров, на котором разобрали типичные проблемы и вопросы и подвели итоги реализации гранта в 2020 году. Несмотря на «коронавирусный» год, открылось 49 новых центров.
Из-за пандемии качество образование падает: об этом говорят все. А где цифры? Кто это измерил, и можно ли вообще точно измерить? Эксперты надеются найти ответы и общие решения на конференции Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО), которая состоится 13-14 ноября – к участию в ней еще можно присоединиться.
В России крайне высокий процент отсева из аспирантуры: до 90% не защищают диссертацию – по крайней мере, в течение года после окончания учебы. Для сравнения, в США отсеивается лишь половина аспирантов, а в Австралии – треть. Что мешает защищаться и какую роль играет занятость в вузе или на стороне – изучала научный сотрудник Центра социологии высшего образования Инобра ВШЭ Сауле Бекова. Только что она защитила диссертацию на эту тему и получила степень PhD HSE of Education. Это была одна из первых защит в Инобре, целиком проведенных в онлайн-формате.
Вторничный семинар Института образования был посвящен проблеме субъективного благополучия детей в школе. Психометрики озвучили результаты исследований — как меняются самочувствие и переживания школьников в разном возрасте, и представили инструмент, с помощью которого можно делать такие измерения. Возможно, новые данные позволят поставить вопрос о другой логике деления школы на начальную и основную.
О начале нового сезона торжественно объявил научный руководитель Инобра Исак Фрумин, упомянув, что с этого года традиционный вторничный семинар будет проводиться в формате вебинаров, что позволит присоединиться к обсуждению участникам со всей России.
С докладом выступили сотрудники Лаборатории исследований рынка труда Сергей Рощин и Виктор Рудаков.
С докладом выступили сотрудники Лаборатории исследований рынка труда Сергей Рощин и Виктор Рудаков.
В России создано почти 15 тысяч центров консультаций для родителей, дети которых не посещают садик. Не знали об этом? Неудивительно: на практике эффективно работают лишь единицы. Большинство воспитателей не знают, как им консультировать родителей: этому не учили в педвузах, нет пособий и методик. Они появятся в ближайшее время: команда Инобра победила в конкурсе Министерства просвещения и займется налаживанием работы консультаций по всей стране. В частности, соберет, доработает и упакует лучшие практики в этой сфере.
Детские сады в селах закрываются не только из-за оттока молодежи в город, но и потому, что не выдерживают конкуренцию: в школах все чаще открываются группы для малышей. Складывается перекос, который влияет на эффективность бюджетных расходов: в городах садики переполнены, а в селах избыток свободных мест. Эксперты обратили на это внимание в ходе масштабного мониторинга экономики образования, который Вышка ведет в рамках госзадания.
Те, кто учится в магистратуре «Управление в высшем образовании», не похожи на студентов в традиционном представлении: чаще всего это уже состоявшиеся люди, проректоры, деканы, руководители подразделений вузов. Они поступают в Инобр не только чтобы дать новый импульс своей карьере, но и решить системные проблемы своих университетов. Развитие своих проектов становится главным содержанием учебы. Для поиска решений студенты разрабатывают кейсы вузов, которые всесторонне описывают выявленные проблемы, а затем проводят «мозговые штурмы» и обсуждают возможные решения. Рассказываем о некоторых кейсах.
Бывает так, что и техника в школе есть, и педагоги научились работать с ней, а всё равно «душа не лежит». Среди учителей немало тех, кто скептически относится к новым технологиям — не доверяет, а может, боится, что освоить «цифру» будет трудно. Важно помочь этой части коллектива, — считают эксперты Лаборатории инноваций в образовании ВШЭ. Не столько учить чему-то, сколько оказать психологическую поддержку. Меры помощи и другие шаги разбирали на вебинаре для директоров школ, которые участвовали в проекте «Единый день технологической готовности».