Ей 35 лет. Она ценит независимость, не боится рисковать и, конечно, работает в сфере образования. Это черты портрета типичного инноватора (вернее, получается, инноваторки), созданного в Инобре ВШЭ на основе исследований за последние девять лет. Лаборатория инноваций в образовании обобщила и проанализировала данные о тех, кто меняет школу и вуз по собственной инициативе.
Экспертиза
Что такое МООК — давно можно не объяснять: еще 10 лет назад массовым открытым онлайн-курсам начали посвящать десятки исследований. Считалось, что этот формат едва ли не изменит высшее образование, и, действительно, с началом пандемии посещаемость основных платформ росла на сотни процентов. Однако обещанной революции не случилось. Почему этот формат «не взлетел», изучили Ульяна Захарова, Ксения Вилкова из Центра социологии высшего образования и Роман Абрамов из Международной лаборатории исследований социальной интеграции.
Городская застройка быстро меняется. Логично, ведь это бизнес, и девелоперы стремятся ответить на все запросы покупателей жилья, включая образовательные, и даже предугадать их. А школа остается школой, даже если она построена в новом квартале. Она не всегда хочет (и может) быть тем «интеллектуальным хабом» для жителей района, как это предлагает бизнес или продвинутые покупатели новых квартир. Это стало одной из тем, которые обсуждали на вторничном семинаре: разбирали опыт проектов образовательного бюро «Лернити» в Новой Москве и вообще идеи на стыке урбанистики и образования.
О психологическом благополучии российских студентов известно довольно мало. Долгое время эта тема не попадала в фокус внимания исследователей, а заговорили о ней в связи с пандемией, которая всерьез «пощекотала нервы» и студентам, и всем остальным. Одно из первых больших исследований на российском материале представляют группа ученых из Томского государственного университета Александра Филькина, Мария Абрамова, Анастасия Ларионова и директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев. Их статья опубликована в журнале «Мониторинг общественного мнения».
Еще недавно «рефлексия» считалась модным и, в общем, чужеродным словом, а сегодня она уже во ФГОС. Да, госстандарты требуют, чтобы обратная связь на уроке была организована таким образом. Большинство педагогов отмахиваются от этого, как от очередной формальности. Кто-то экспериментирует с разноцветными карточками, смайликами и вопросами «Что мы поняли сегодня?», но каких-то особенных высот в этом, как правило, не достигает. В рамках «Мастерской учителя» своим опытом делилась Софья Кучкова, магистрантка программы «Педагогическое образование», преподаватель английского языка в школе.
Кулинарное училище, урок, посвященный правильной разделке рыбы. Как это выглядит в нашем представлении? Вот мастер, окруженный учениками, в его руках нож, рыба. Как это выглядит на самом деле (чаще всего)? Вот слайды, преподаватель водит указкой: делайте так и так. Пример привела директор Академии Ворлдскиллс Россия Светлана Крайчинская на семинаре, посвященном подготовке кадров для среднего профессионального образования: обсуждали основные барьеры и способы их устранения.
Трое из Простоквашино смешно разделяли «наше» и «государственное» (от коровы и теленка до холода, который дает холодильник), но, оказывается, такой вопрос вполне серьезно можно поставить в отношении детей. Считает ли государство их своими, или это в первую очередь «собственность» семьи? Проследить, как менялось это отношение в разных странах, можно на примере бывшего СССР, который распался на 15 государств. А «лакмусовая бумажка» — внешкольный сектор: кто и как должен претендовать на время ребенка за пределами уроков. Такое исследование провел Иван Иванов, младший научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского.
10 барьеров на пути учебы взрослых: добиваться успеха мешают «эффект Матфея» и возрастные стереотипы
«Life-long learning» стало модным понятием, все соглашаются, что в современном мире нужно быть готовым освоить несколько профессий на протяжении всей жизни. Но, как это часто бывает, теория расходится с практикой. Рассказываем о барьерах обучения взрослых, которые были выявлены в ряде исследований Инобра и, в том числе, обсуждались на недавнем семинаре в рамках дискуссии о докладе Натальи Кармаевой и Андрея Захарова.
Почему вымерли динозавры, наука точно не знает, есть только гипотезы. А вот что стало со школьными «динозаврами» и почему до наших дней не дожили многие педагогические практики, идеи, новации — есть больше объяснений. В концентрированном виде их можно получить на новом открытом курсе «История педагогической культуры», который появился на платформе «Открытое образование». Его разработала Виктория Пичугина, профессор Инобра, ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования.
Пару недель назад Вышка опубликовала мониторинг качества приема в российские вузы. Обсуждая его результаты, эксперты и пресса много говорили о «региональном развороте» и спорили, удается или нет восполнить дефицит инженеров для российской экономики. Более долгосрочные тенденции, выявленные по мониторингам последних нескольких лет, обсуждали на вторничном семинаре Инобра. Исследование провели Кирилл Зиньковский и Ирина Абанкина из Центра финансово-экономических решений в образовании.