• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Экспертиза

ФГОС для Геракла: историки образования восстановили, как учили античных героев

ФГОС для Геракла: историки образования восстановили, как учили античных героев
Геракл был если и не двоечником, то, во всяком случае, плохим учеником. Да еще и таким вспыльчивым, что убил троих своих учителей. Другое дело — примерный Ахиллес, которому дали вполне аристократическое образование. Мы еще не рассматривали античную мифологию и историю с такого ракурса: Виктория Пичугина (Инобр) и Анна Жирнова (Институт стратегии развития образования) выпустили книгу «Куррикулум для героя», в которой описали учебу культовых персонажей Древней Греции с точки зрения современной оптики — там есть даже учебный план. Только что эта необычная книга победила в конкурсе лучших русскоязычных исследований Вышки.

«Равные условия» не помогают детям с ОВЗ: а чтобы учесть их потребности, не хватает ресурсов

«Равные условия» не помогают детям с ОВЗ: а чтобы учесть их потребности, не хватает ресурсов
Творцы образовательной политики так и не определились, как помочь детям с особыми потребностями. Получаются движения в духе «шаг вперед и два назад»: например, то сокращали коррекционные школы, то начинали усиленно их развивать. Инклюзия — это создать для всех равные условия в обычной школе, или все-таки ответить на особые потребности тех, кто в этом нуждается? Ситуацию обсуждали на семинаре «Современное детство: теория и практика» — там говорили об учебе «нейроотличных» детей (то есть тех, чье мышление чем-то отличается от типичного).

Кружки спасут студентов от депрессий: внеучебная активность в вузе полезна, но пока непопулярна

Кружки спасут студентов от депрессий: внеучебная активность в вузе полезна, но пока непопулярна
Российские студенты слишком мало времени уделяют вузовским кружкам и секциям — меньше трети вообще их посещают, и всего 11% делают это чаще, чем раз в неделю. И, оказывается, зря. В Инобре доказали, что внеучебная активность помогает учебе и личному развитию, развивает мягкие навыки, чего так не хватает учебной программе, и даже помогает справиться с депрессией. Вузам стоит под это подстроиться.

«Синие воротнички» белеют: программы колледжей замещают вузовские и уже поменялись до неузнаваемости

«Синие воротнички» белеют: программы колледжей замещают вузовские и уже поменялись до неузнаваемости
Почти всё, что мы знали о колледжах раньше, устарело. Представления, что там учат, в основном, рабочих, статусно среднее образование сильно проигрывает высшему, а программы, в основном, бесплатны... Всё это изменилось буквально за последние 10 лет, и теперь колледж — серьезный конкурент вузу в глазах среднего класса. Причем, вуз, похоже, будет проигрывать эту конкуренцию и дальше. Новый облик СПО обсуждали на совместном семинаре Инобра и проектной группы Факультета социальных наук «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании»

Вузам подобрали золотой стандарт: молодые кадры, приток аспирантов и студентов, плюс выход на рынок

Вузам подобрали золотой стандарт: молодые кадры, приток аспирантов и студентов, плюс выход на рынок
Университеты похожи на черные ящики: они потребляют некоторые ресурсы, производят некоторые результаты, но от чего зависит качество их работы, толком не ясно — слишком сложная структура. Управленцам неизвестно, почему одни вузы эффективно используют ресурсы, другие нет, и как вообще это посчитать. О проблеме пишут Алексей Егоров и Павел Серебренников из лаборатории «Развитие университетов». Они предложили метод, как рассчитывать эффективность вузов, чтобы помочь управленцам.

Студентам скучно: учиться в вузе интересно лишь каждому десятому

Студентам скучно: учиться в вузе интересно лишь каждому десятому
Вузы в России не улавливают, что нужно студентам, их традиционные практики не очень отвечают современным запросам: такой вывод делают исследователи Инобра. В Центре социологии высшего образования провели опрос более тысячи студентов, чтобы понять, какой тип отношений обычно строят с вузом и как это влияет на активность в учебе.

Под обломками СССР: во всех постсоветских странах образовательные реформы оборачивались стрессом для учителя

Под обломками СССР: во всех постсоветских странах образовательные реформы оборачивались стрессом для учителя
При словах «образовательные реформы» многие просто вздрагивают. Неудивительно, что в постсоветских странах эти слова вообще нежелательно употреблять, когда говорят об изменениях в школе: это упоминали на семинаре Инобра. Он был посвящен (все-таки) реформам в школьном образовании на территории экс-СССР. Но, как заметил по итогам разговора Сергей Косарецкий, дискуссия неизбежно свелась к судьбе учителя: «Вроде бы это он благополучатель всех реформ. Это он должен получить по итогу прекрасные учебники, программы и т.д., но оказывается пострадавшей стороной: усиливается давление контроля, не хватает поддержки».

Академическое бесстыдство: стыдить за списывание бесполезно, нужно сделать его невыгодным

Академическое бесстыдство: стыдить за списывание бесполезно, нужно сделать его невыгодным
Российские студенты массово обманывают преподов, а новые технологии им в этом только помогают — делают нечестность еще популярнее. Не спасают ни наказания, ни разные формы убеждений вроде «кодексов чести». Чтобы победить списывание и плагиат, нужно найти их причины, а затем действовать в зависимости от того, какая преобладает. Исследователи Инобра выявили три популярных аргумента, которые используют студенты для оправдания списывания и плагиата, и предлагают вузам три типа действий.

Грозит ли вузам «ЕГЭ для бакалавров»: пока государство не знает, как сравнить качество высшего образования от Питера до Владивостока

Грозит ли вузам «ЕГЭ для бакалавров»: пока государство не знает, как сравнить качество высшего образования от Питера до Владивостока
На круглом столе, посвященном контролю и надзору в вузе, часто вспоминали ЕГЭ. Казалось бы, школьный экзамен — это из другой оперы? Но сколько бы ЕГЭ ни ругали, он обеспечил независимую оценку знаний. «Оценка отделена от тех, кто учит», — как подчеркнула одна из участниц. Высшему образованию о такой независимой системе пока приходится только мечтать. За счет чего ее можно обеспечить? — эксперты рассказали о нескольких вариантах.

Аналитике в образовании не хватает ума: больших данных всё больше, но часто управленцы «не умеют их готовить»

Аналитике в образовании не хватает ума: больших данных всё больше, но часто управленцы «не умеют их готовить»
Количество детей, которые занимаются в технических кружках, плавно растет в течение нескольких лет — такие данные показал в отчете один из районов. Значит, «верным путем идете, товарищи», — примерно такой вывод делали чиновники. Но если взглянуть на контекст, то окажется, что в это же время в районе закрывались кружки другой направленности, дети просто перетекали, и то не целиком, общая динамика внешкольных занятий — отрицательная. И, по уму, управленческие шаги должны быть совсем другими. Такой пример приводят Сергей Заир-Бек и Татьяна Мерцалова из Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского, когда разбирают типичные проблемы работы управленцев с большими данными.