• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Экспертиза

Игра вслепую: заработку на бирже толком нигде не учат

Игра вслепую: заработку на бирже толком нигде не учат
Биржевой бум начался в России несколько лет назад. Раньше «люди с улицы» не могли оперировать ценными бумагами на бирже (да и не умели). Теперь такая возможность есть, а вот умения под вопросом. Количество брокерских счетов физлиц только на Московской бирже перевалило за отметку 17 млн. Но вот парадокс: серьезных и массовых обучающих программ, связанных с навыками работы на фондовых рынках, по-прежнему нет. Государство форсирует обучение предпринимательству и развитие экономических навыков вообще, но фондовый бум оказался вне его поля зрения.

Отругай меня нежно: в обратной связи от учителя решающее значение имеет тон, который влияет на эмоциональное восприятие ученика

Отругай меня нежно: в обратной связи от учителя решающее значение имеет тон, который влияет на эмоциональное восприятие ученика
О формирующей обратной связи много говорят педагоги. Суть можно описать просто: помимо стандартной оценки и отмеченных недочетов — более подробный разбор, какие формулы надо было применить, что сделать и т.д. Но и это еще не секрет успеха. Замечено, что такие предложения одни ученики принимают позитивно, а другие игнорируют, «закрываются». Почему — разбирали на очередном семинаре «Современное детство: теория и практика», спикером на котором стала исследовательница из США Анджела М. Луи из Школы профессиональных исследований CUNY.

Семьи ищут новое, но не в школе: потому что школе проще вытолкнуть детей, чем развивать их инициативу и творчество

Семьи ищут новое, но не в школе: потому что школе проще вытолкнуть детей, чем развивать их инициативу и творчество
Многие дети живут двойной жизнью. Они активны дома, в интернете, в кружках и т.д. — здесь они самостоятельны и инициативны. А в школе они пассивны. Там тоже есть свобода, но в заданных школой очень узких рамках. Такая предзаданность школьного пространства выталкивает детей. Они привыкают мыслить творчески, действовать ответственно и самостоятельно вне школы. Это одно из наблюдений, сделанных Марией Добряковой (Инобр) и Олесей Юрченко (Инобр, ФНИСЦ РАН) в рамках исследования активной самостоятельности детей и семейных образовательных стратегий. Оно издано в серии бюллетеней мониторинга экономики образования.

ChatGPT поставил школу между адом и раем: воевать с искусственным интеллектом бесполезно, надо учиться с ним жить

ChatGPT поставил школу между адом и раем: воевать с искусственным интеллектом бесполезно, надо учиться с ним жить
Всё новое пугает, а новые возможности генеративного искусственного интеллекта пугают многих вдвойне. Только и слышно, что авторы текстов и изображений останутся без работы, а системе образования грозит тотальный обман со стороны учеников, освоивших ChatGPT. В этом смысле вторничный семинар Инобра был похож на сеанс разоблачения магии: разобрали, что конкретно умеет и не умеет генеративный AI и как его можно использовать в образовании сейчас. Что там будет дальше, неизвестно: в конце семинара Мария Добрякова процитировала Виктора Цоя, «Наше будущее туман». Но, по крайней мере, ни «ада», ни «рая» сейчас ChatGPT еще не обещает.

Вывести школу на улицу: с природой, человеком и городом лучше знакомиться «вживую» вместо стандартного урока

Вывести школу на улицу: с природой, человеком и городом лучше знакомиться «вживую» вместо стандартного урока
Из чего состоят облака у нас над головой? А кто живет в луже под ногами? Эти и многие другие интересные школьникам вопросы принято разбирать так же, как и всё остальное в школе — в классном кабинете. Это неправильно — решила проектная команда программы Инобра «Педагогическое образование», и предложила детальный план, как вывести занятия по предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов в тот самый окружающий мир — хотя бы на школьный двор.

Школа, вуз и гильотина: гайд по 15 мероприятиям Инобра на Ясинской конференции 4 апреля

Школа, вуз и гильотина: гайд по 15 мероприятиям Инобра на Ясинской конференции 4 апреля
4 апреля Вышка открывает свою ежегодную конференцию по проблемам развития экономики и общества (с недавних пор она носит имя Евгения Ясина). Как всегда, секция, посвященная образованию — одна из самых насыщенных: ее основные события приходятся на 11 — 14 апреля. Обсудим разные аспекты измерения и повышения качества учебы в школе и вузе, образовательную политику, EdTech и «цифру», психологическое благополучие, результаты реформ последних лет, перспективы магистратуры и многое другое. Всего команда Инобра подготовила 15 мероприятий.

Тварь я дрожащая в школе или право имею?: разбираем модель, в которой ребенок решает сам — как, когда и с кем учиться

Тварь я дрожащая в школе или право имею?: разбираем модель, в которой ребенок решает сам — как, когда и с кем учиться
Школа должна «учить учиться», потому что без желания самого ребенка освоить что-то новое учеба так и будет зубрежкой из-под палки. Все давно это признают, но мало что для этого делают: массовая школа продолжает работать по привычной схеме. Эксперименты, связанные с развитием самостоятельности и инициативы, чаще всего так и остаются экспериментами. Но некоторые из них длятся уже десятилетиями и показывают отличные результаты. На вторничном семинаре разбирали опыт красноярской гимназии «Универс», где методы развивающего обучения, сфокусированные на самостоятельности ученика, применяются вот уже без малого 30 лет.

Убегают от ЕГЭ: чем больше проблем в регионе — тем больше школьников идут в колледжи, чтобы не сдавать госэкзамен

Убегают от ЕГЭ: чем больше проблем в регионе — тем больше школьников идут в колледжи, чтобы не сдавать госэкзамен
ЕГЭ не принято использовать как показатель качества образования на уровне региона. Считается, что раз экзамен измеряет индивидуальные достижения, то средний балл — то же самое, что «средняя температура по палате» (поэтому и данных таких обычно не найдешь). Интересную альтернативу предложила Ксения Адамович из Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании: она обнаружила, что социально-экономические показатели региона, а также кризисы отражаются в том, какой трек выбирают девятиклассники — академический (старшие классы, вуз) или СПО. Последнее часто — еще и способ избежать ЕГЭ.

Идеям в образовании подобрали ключик: и не спрашивайте, при чем тут Вавилонская башня

Идеям в образовании подобрали ключик: и не спрашивайте, при чем тут Вавилонская башня
В Инобре учатся люди с разным бэкграундом: здесь и начинающие учителя, и опытные управленцы; и вчерашние студенты, и те, кто уже готовится выпустить исследование, авторскую методику или продукт для рынка. Если помножить это на многообразие самой сферы образования, то можно вспомнить библейскую историю про Вавилонскую башню, где все говорили на разных языках. Мысль дать всем общий взгляд на ландшафт в целом воплотилась в идею курса «Ключевые идеи в российском образовании». В перспективе он может быть интересен не только нашим студентам, но и всем, кто хочет системно знакомиться с образованием. Идею поддержали в Благотворительном фонде Владимира Потанина: проект курса получил грант.

Не верят школе: обучение на дому выбирают родители, для которых комфорт ребенка важен «здесь и сейчас»

Не верят школе: обучение на дому выбирают родители, для которых комфорт ребенка важен «здесь и сейчас»
Семейная форма обучения набирает популярность в России, хотя доля тех, кто не ходит в школу, все еще незначительна. Одни эксперты видят в этом тренде серьезную угрозу традиционному образованию, другие считают это явление маргинальным. Похоже, истина где-то посередине: скорее всего, количество тех, кто учится дома, «выйдет на плато» и не обрушит монополию школы. Но аргументы тех, кто выбрал для детей семейное обучение, звучат как «серьезная и многогранная критика школы, нельзя не учитывать ее, проектируя развитие и поддержку общего образования», — пишут авторы исследования «Выбор альтернативного образования в России». Его подготовили Катерина Поливанова, Диана Ахмеджанова, Кристина Любицкая и Александра Струкова — сотрудники Центра исследований современного детства.