• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Экспертиза

«Мне хорошо в школе, но что-то здесь не так»: почему многие учителя хотят уйти вопреки любви к профессии

«Мне хорошо в школе, но что-то здесь не так»: почему многие учителя хотят уйти вопреки любви к профессии
Самочувствие учителей исследуют в Инобре давно, а в обществе эта тема обсуждается еще дольше. Высокая нагрузка, низкий доход, возрастной перекос профессии, в которой часто не находится места молодым — обо всем этом говорят уж лет 30, несмотря на все меры по поддержке педагогов. Ничего не меняется? Или перемены есть, но их недостаточно и надо что-то другое? Тему обсуждали на вторничном семинаре Инобра. С докладом о самочувствии учителей и их готовности (или не готовности) к инновациям, умении адаптироваться выступили Татьяна Мерцалова и Сергей Заир-Бек, научные сотрудники Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского.

Оценка качества не будет прежней: что меняется с переходом высшего образования в онлайн

Оценка качества не будет прежней: что меняется с переходом высшего образования в онлайн
Из-за вынужденного перехода в онлайн студенты потеряли в качестве образования — все это уже знают. Но проблема не в самом новом формате, а в том, что надо было «перестать в онлайне учить, как в офлайне, а для этого понадобилось время», уверена Татьяна Хавенсон, старший научный сотрудник Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании. На секции «Цифровизация в высшем образовании» они с коллегой из Центра социологии высшего образования Анной Корчак представили идеи по новой концепции оценки качества обучения в вузе.

Все равно списывают: как ученики воспринимают «перевернутый класс» и другие новации

Все равно списывают: как ученики воспринимают «перевернутый класс» и другие новации
После пандемии школа быстро меняется. Всё популярнее различные модели смешанного обучения такие, как «перевернутый класс», «ротация станций»… Последние оказались предметом исследования аспирантки Инобра Мадины Давлатовой, результаты которого опубликованы в журнале «Педагогика и психология образования». Мадина провела исследование мнений нескольких десятков учителей, применяющих эти модели в школах разных российских городов. А также — анонимный опрос 300 учеников, которые учатся в их классах. Сопоставление ответов позволило понять, в чем педагоги идеализируют эффекты методик, а в чем впечатления учителя и класса совпадает.

Пропасть между вузами растет: разным типам университетов нужны разные управленческие решения

Пропасть между вузами растет: разным типам университетов нужны разные управленческие решения
В последнее время много говорят о его расслоении высшего образования: прежде всего, на «ведущие» и «обычные» учебные заведения. К разговору о разных категориях университетов свелась и дискуссия о том, как практики внутреннего управления в вузах влияют на их результативность. Доклад на эту тему сделали на вторничном семинаре Алексей Егоров и Дарья Платонова из лаборатории «Развитие университетов»

ДПО нужен ребрендинг: от «повышения квалификации» — к микрокурсам для студентов

ДПО нужен ребрендинг: от «повышения квалификации» — к микрокурсам для студентов
На панельной сессии «Дополнительное профессиональное образование в вузе: полная перезагрузка» обсуждали, действительно, полную перезагрузку — то, как может поменяться само представление о ДПО. Сейчас его рассматривают чаще всего как повышение квалификации для тех, кто уже давно на рынке труда. Даже когда программы реализуются в вузах, они не смешиваются с высшем образованием. Но, возможно, в будущем этот инструмент станет интереснее для тех, кто еще учится в университете.

Без оглядки на возраст: учиться новому можно и после 80-ти, показал анализ эффективности ДПО

Без оглядки на возраст: учиться новому можно и после 80-ти, показал анализ эффективности ДПО
Программы дополнительного профессионального образования переживают в России второе рождение — во многом этому помог федеральный проект «Новые возможности для каждого», запущенный четыре года назад. Один из авторов проекта, заведующий Лабораторией непрерывного образования взрослых Илья Коршунов поделился результатами исследований: как развивались программы ДПО в последние годы, чему и как предпочитают учиться россияне и какую роль в этом играют университеты. Выступление состоялось на на круглом столе «Дополнительное образование в университетах с позиции антропологического подхода: новые образовательные результаты» на конференции исследователей высшего образования.

Рецепты хорошего кампуса: ректоры, урбанисты, исследователи обсудили, из чего должно состоять пространство вуза

Рецепты хорошего кампуса: ректоры, урбанисты, исследователи обсудили, из чего должно состоять пространство вуза
Сейчас только ленивый не говорит про кампусы. Все признают, что современному университету мало иметь высокий кадровый и научный потенциал, чтобы носить звание ведущего, — ему нужно современное пространство. Между тем, ту инфраструктуру, которую сегодня имеют многие вузы, не всегда можно громко назвать «кампус». Важно понять, как эта инфраструктура влияет на образовательные результаты, как помогает выстраивать коллаборацию между вузами и бизнесом, как университеты взаимодействуют друг с другом в рамках региона или даже страны. Это стало темой панельной дискуссии «Роль университетского кампуса в успешности студентов».

Нужна ли «цифра» в садике?: пока эксперты и родители спорят, дошкольники осваивают гаджеты сами

Нужна ли «цифра» в садике?: пока эксперты и родители спорят, дошкольники осваивают гаджеты сами
80% детей дошкольного возраста используют интернет, четверть играет в онлайн-игры, треть общается в мессенджерах. Половина делает это без контроля со стороны старших. Хорошо это или плохо? — единого мнения нет ни у экспертов, ни у родителей. Последние чаще беспокоятся, что ранняя цифровизация вредна, дети слишком много времени проводят перед экранами, а вред от смартфонов превосходит пользу. Возможно, так и есть. Но ситуацию, когда дети дома так близко знакомятся с гаджетами, а в садике эта сторона жизни почти совсем не учитывается, тоже вряд ли можно назвать благополучной. Тем более, это усиливает неравенство. Что может сделать сектор дошкольного образования для выравнивания цифрового «перекоса»? Идеи предлагают Яна Михайлова и Анастасия Нисская из Центра исследований современного детства — их работа издана в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования.

Онлайн идет по плану: Ксения Вилкова выяснила, что в первую очередь нужно при удаленном обучении

Онлайн идет по плану: Ксения Вилкова выяснила, что в первую очередь нужно при удаленном обучении
С массовыми открытыми онлайн-курсами (МООК) связывали много надежд, особенно когда они только появились. Считалось, что новый формат преобразит как высшее образование, так и обучение взрослых. Отчасти это и происходит, но у МООК обнаружилась системная проблема, которая до сих пор не решена — подавляющее большинство слушателей не доходит до конца курсов и не добивается поставленных целей. Решению этой проблемы могут помочь данные, полученные Ксенией Вилковой, младшим научным сотрудником Центра социологии высшего образования. Она установила, какой инструмент лучше всего подходит для измерения саморегулируемого обучения, а с его помощью сделала выводы, какие навыки наиболее важны при прохождении онлайн-курсов, кто справляется с этим успешнее и как могут помочь интервенции. Исследование легло в основу диссертации на соискание степени кандидата наук об образовании (PhD HSE) — поздравляем Ксению с защитой.

«Прокачка» личности — это точно безопасно?: дискуссии об этом идут в разных областях науки — их «собрали воедино» на семинаре Вышки

«Прокачка» личности — это точно безопасно?: дискуссии об этом идут в разных областях науки — их «собрали воедино» на семинаре Вышки
Иногда кажется, что возможности человека безграничны. А новые технологии помогут добиться невозможного. Это касается самых разных сфер: в образование, например, приходят методики из области нейронаук, в медицине от новых возможностей дух захватывает — движемся чуть ли не к бессмертию, а «цифра» открывает новые и новые перспективы. Но многие относятся к этому прогрессу человека настороженно. Так ли они неправы? Это стало предметом дискуссии на вторничном семинаре, который в этот раз был совмещен с пленарным докладом симпозиума «Самостоятельное укрепление человека: возможности, эффекты, риски».