• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Экспертиза

Как не стать динозавром образования: на новом открытом онлайн-курсе — история жизни и смерти педагогических идей и заблуждений

Как не стать динозавром образования: на новом открытом онлайн-курсе — история жизни и смерти педагогических идей и заблуждений
Почему вымерли динозавры, наука точно не знает, есть только гипотезы. А вот что стало со школьными «динозаврами» и почему до наших дней не дожили многие педагогические практики, идеи, новации — есть больше объяснений. В концентрированном виде их можно получить на новом открытом курсе «История педагогической культуры», который появился на платформе «Открытое образование». Его разработала Виктория Пичугина, профессор Инобра, ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования.

Спрос на высшее образование исчерпан? «Физики» вытесняют «лириков» на платные места — и другие тенденции российских вузов

Спрос на высшее образование исчерпан? «Физики» вытесняют «лириков» на платные места — и другие тенденции российских вузов
Пару недель назад Вышка опубликовала мониторинг качества приема в российские вузы. Обсуждая его результаты, эксперты и пресса много говорили о «региональном развороте» и спорили, удается или нет восполнить дефицит инженеров для российской экономики. Более долгосрочные тенденции, выявленные по мониторингам последних нескольких лет, обсуждали на вторничном семинаре Инобра. Исследование провели Кирилл Зиньковский и Ирина Абанкина из Центра финансово-экономических решений в образовании.

Рутину надо отделять от творчества: на «Мастерской учителя» разбирали одну из самых популярных моделей педдизайна — 4C/ID

Рутину надо отделять от творчества: на «Мастерской учителя» разбирали одну из самых популярных моделей педдизайна — 4C/ID
Что общего между разработчиками приложений в Android, авиадиспетчерами и врачами? Возможно, ничего, кроме того, что в вузах Нидерландов их готовят при помощи четырехкомпонентной модели педагогического дизайна 4C/ID. В России о ней известно мало, этот пробел восполнила Елена Другова — в Центре социологии высшего образования она ведет исследования эффектов, связанных с применением этой модели, а на «Мастерской учителя» рассказала подробности о ней педагогам.

Студентов познакомили с высокой модой в образовании: всё самое передовое: от педагогического дизайна до экспериментов с интервенциями

Студентов познакомили с высокой модой в образовании: всё самое передовое: от педагогического дизайна до экспериментов с интервенциями
Вчера в Инобре побывали 40 студентов Смоленского государственного университета — организатором поездки стали коллеги из АНО «Россия — страна возможностей». Мы рассказали будущим педагогам обо всем самом передовом, что применяется в исследованиях и практике образования, провели экскурсию и квесты по центрам и лабораториям института. Команда магистерской программы «Педагогическое образование» не просто рассказала, что такое педагогический дизайн, а устроила интерактив с работой по станциям (когда команды меняются по часовой стрелке, выполняя задания по кругу), а Анастасия Капуза из Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании объяснила, как устроены эксперименты и доказательные исследования.

Взрослые не очень довольны результатами учебы: и удовлетворенность, и итоговый рост зарплат в секторе образования взрослых оказались скромными

Взрослые не очень довольны результатами учебы: и удовлетворенность, и итоговый рост зарплат в секторе образования взрослых оказались скромными
Сначала учиться, потом работать: раньше все примерно так и жили, но чем дальше, тем очевиднее, что эта схема ушла в прошлое. Сегодня на жизни человека сменяются несколько технологических циклов, приходится доучиваться, а то и менять профессию. Сегмент образования взрослых растет и уже охватывает около трети экономически активного населения. В Инобре попытались взглянуть на этот ландшафт целиком и обсудить тренды и проблемы с самими игроками рынка образования для взрослых.

Бизнесу учат не в вузе, а дома: система образования пока не играет главную роль в обучении предпринимательству

Бизнесу учат не в вузе, а дома: система образования пока не играет главную роль в обучении предпринимательству
Как становятся предпринимателями? По зову сердца или благодаря тому, что научили в университете? Для второго, по крайней мере, созданы все условия: вот уже много лет вузы развивают акселераторы, различные программы для поддержки стартапов и т.д. Не хочется утверждать, что они в этом не преуспели, но до роли «первой скрипки» еще далеко: исследование показало, что важнее значение личного примера в близком окружении, успешного детского опыта предпринимательства и т.д. Сотрудники Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Инобра провели интервью со 82 начинающими бизнесменами — выпускниками профильных программ вузов — и проанализировали историю и показатели нескольких сот стартапов, развивать которые помогали университеты.

Люди не очень-то верят в нейрообразование: вместе с высокой стоимостью технологий — это один из главных барьеров его развития

Люди не очень-то верят в нейрообразование: вместе с высокой стоимостью технологий — это один из главных барьеров его развития
Восторженная героиня советского кино твердила, что «скоро ничего не будет — останется только телевидение», а сегодня что-то подобное иногда можно услышать про нейрообразование. Мол, в будущем эти технологии работы с мозгом «напрямую» вытеснят вообще всё. Так ли это, обсуждали на очередном семинаре «Нейронауки об образовании». Аспирант департамента социологии факультета социальных наук Вышки Никита Отставнов провел своего рода ревизию — что сегодня известно о нейрообразовании, какие технологии в него включают и что мешает развитию этой сферы.

Лифт для школы: как устроен проект поддержки школа, работающих в сложных социальных условиях

Лифт для школы: как устроен проект поддержки школа, работающих в сложных социальных условиях
Университеты часто сотрудничают со школами. Обычно это партнерство свысокорейтинговыми гимназиями и лицеями, поддержка мотивированных детей. Для этого создаются предуниверсарии, школы при университетах, учеба в которых направлена на подготовку абитуриентов. Упор делают на интеграцию форм и методов высшего образования в школьное, к работе со школьниками подключаются университетские преподаватели, старшеклассники принимают участие в конкурсах и олимпиадах, организованных университетом. Такая система работы со школами уже много лет ведется в Вышке под руководством проректора Вадима Башева. Но как же другие школы?  Ведь важно работать и с менее мотивированными школьниками, которые, возможно, и не подозревают о своем потенциале.

Приглашаем учителей догнать время: Инобр разработал советы, как осовременить классические педвузы

Приглашаем учителей догнать время: Инобр разработал советы, как осовременить классические педвузы
В 2022 году, в 33 российских педагогических вуза было зачислено 42 тысячи абитуриентов из 370 тысяч подавших заявление. Если к этому добавить, что определенная часть педагогических вузов преобразовано в классические университеты, то можно говорить об их популярности. Своим рождением их модель обязана еще аж ликбезу — да-да, той самой «ликвидации безграмотности», массовизации школы, в результате которой за парты должно было сесть 100% детей. Для этого нужно было многотысячное учительское сообщество. Но изменились и эпоха, и научное знание рассматривается как универсальная характеристика, присущая любому виду деятельности. Как следствие, меняется роль педагога. «На смену подготовке учителя-ремесленника, владеющего предметным содержанием и спектром способов его трансляции, приходит подготовка учителя-творца», — пишут во вступительном слове авторы новой монографии, выпущенной Инобром: «Магистерская программа «Педагогическое образование» как модель подготовки учителей-предметников в классическом университете». В работе описан опыт создания новой модели подготовки педагогов, даются рекомендации по их применению на практике.

К свободе, но с надзирателями: на «Мастерской учителя» разбирали парадоксы французской школы

К свободе, но с надзирателями: на «Мастерской учителя» разбирали парадоксы французской школы
Разным народам бывает так сложно понять друг друга, особенно если у них совсем разные школы. До какой степени различаются французская и российская системы общего образования, сказать сложно: с одной стороны, много похожего, так, например, национальный экзамен Франции все больше похож на систему ЕГЭ. С другой стороны, участники первой в новом году «Мастерской учителя» изумлялись некоторым традициям: ой, а зачем детей на переменах всегда выгоняют на улицу?.. О французской школе рассказывал ее выпускник, а ныне студент нашей программы «Педагогическое образование» Уго Кавитт.