Учиться в аспирантуру идет все больше студентов постарше, тех, кто успел поработать в реальном секторе экономики и решил вернуться в научную жизнь. В отличие от более молодых коллег, такие аспиранты чаще выбирают темы диссертаций, связанные с их опытом вне университета. Светлана Жучкова и Евгений Терентьев предлагают аспирантуре пересмотреть подходы к обучению, чтобы учитывать потребности этой категории студентов.
Экспертиза
Педагогам важно знать, как улучшить образование с самого начала — например, в каком возрасте детям лучше идти в школу, когда учить их читать и знакомить с арифметикой. К тому же, необходимо оценить качество обучения детей, и здесь наука все еще совершенствует свои методы.
Учить иностранный язык онлайн при помощи сверстников полезно, но есть нюансы — не все положительно реагируют на исправления и критику.
Найдется ли много причин для радости в школе? Учеба зачастую связана с повседневными трудностями, стрессом и даже риском выгорания, что может затронуть не только преподавателей, но и учеников. Однако, в реальности, большинство этих проблем можно минимизировать благодаря цифровым сервисам. Это показывает серия исследований Международной лаборатории по оценке практик и инноваций в образовании. Эксперты проанализировали существующую литературу по использованию электронных ресурсов и онлайн-сервисов, отношение к ним учителей и учеников, мифы о технологиях в образовании и другие вопросы цифровизации.
С точки зрения защитников экологии, традиционные программы высшего образования и педагогики во всем мире обучают студентов потребительскому отношению к ресурсам планеты. Человечество вырубает леса, добывает нефть, загрязняет океан и довело до вымирания целые виды животных.
Количество университетов, возможности поступления и преимущества высшего образования в каждой стране могут сильно разниться. Это зависит от режима социального государства и принципов распределения общественных благ. Сергей Малиновский и Екатерина Шибанова проанализировали образовательные системы развитых стран и выявили различия в консервативном, социал-демократическом и либеральном подходах.
Когда слышишь «Раш-моделирование» или «теория тестирования IRT», кажется, что это не проще ядерной физики, а уровень ученых, которые владеют этими премудростями, недостижим. А вот и нет: на летней школе психометриков Инобра в Ереване оказалось немало практиков образования, прежде далеких от искусства измерений. Они приехали осваивать новые для себя подходы и инструменты, чтобы улучшить системы образования в своих странах.
В первые годы в школе дети осваивают не только основные академические дисциплины, такие как чтение, письмо и арифметика, но и приобретают важные социальные и эмоциональные навыки. Они учатся устанавливать дружественные связи со своими сверстниками, работать в команде, управлять своими чувствами и эффективно взаимодействовать с учителями. Исследователи из Высшей школы экономики проанализировали процесс развития этих навыков в российской начальной школе.
Непрерывное обучение на рабочем месте — вот ключ к успеху в мире, где технологии и бизнес-процессы меняются с бешеной скоростью. Этот вывод сделала группа экспертов под руководством профессора Ильи Коршунова, которая исследовала специфику развития навыков взрослых. Оказывается, постепенное и мягкое вовлечение в решение рабочих задач намного эффективнее традиционных обучающих курсов.
Абитуриенты из семей, в которых ни у кого нет университетского диплома, чаще выбирают скромные образовательные цели, совершают ошибки при выборе вуза и специальности, тяжелее привыкают к студенческой жизни. Из-за этого культурного дефицита и проблем с созданием новых социальных связей растет уязвимость, могут возникать стресс и психологические проблемы. Нередко это заканчивается отчислением из вуза. Такие выводы делает Анастасия Лукина, младший научный сотрудник Центра социологии культуры, в обзоре зарубежных исследований, посвященных образовательным траекториям студентов первого поколения .