• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Экспертиза

Студенты утекают: что могут сделать регионы и страна, чтобы удержать молодежь в вузах

Студенты утекают: что могут сделать регионы и страна, чтобы удержать молодежь в вузах
Конкуренция за студентов становится все более острой. На это играют сразу несколько факторов — становится интенсивнее образовательная миграция, меняется финансовое положение многих семей, перераспределяются контрольные цифры приема в вузы. Чтобы выигрывать в этой конкурентной борьбе, управленцы должны находить нестандартные решения. Ситуацию обсуждали на круглом столе «Региональная аналитика и политика высшего образования» на Ясинской конференции. Рассказывает модератор круглого стола, заведующий лабораторией «Развитие университетов» Нияз Габдрахманов.

«Пустышки» среди магистратур: часть программ существует только затем, чтобы студенты пересидели пару лет за партой

«Пустышки» среди магистратур: часть программ существует только затем, чтобы студенты пересидели пару лет за партой
Магистратуры бывают разные, а какие именно — обсуждали на круглом столе в рамках Ясинской (Апрельской) конференции. Анна Гармонова, директор Центра университетского партнерства Вышки и доцент Института образования, представила результаты исследования, проведенного под ее руководством командой «Ландшафт российской магистратуры». Они ведутся при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, представители которого также выступили на круглом столе.

Уроки крепкой психики: грамотности в области ментального здоровья надо учить так же, как счету и письму

Уроки крепкой психики: грамотности в области ментального здоровья надо учить так же, как счету и письму
Профилактика лучше лечения: об этом давно известно, но многие предпочитают идти к врачам, только когда что-то заболело. С  ментальным здоровьем (состояние благополучия человека, в рамках которого он может реализовать свой персональный потенциал, учиться или работать продуктивно, вносить вклад в развитие местного сообщества) дело обстоит даже хуже: наблюдается рост тревожных расстройств, депрессий. Так, например, школьные психологи обычно реагируют на проблему, которая уже проявила себя, массовой профилактики ментальных проблем нет. Как ее можно наладить, предложили в Инобре.

Уроки Кипра: опасность выбора, культ истории и власть сильных

Уроки Кипра: опасность выбора, культ истории и власть сильных
Многие вздрагивают при словах «образовательные реформы», но методом проб и ошибок идут не только у нас. Интересный пример разных и часто противоположных школьных реформ — Республика Кипр: о них рассказал Андреас Эконому, гость очередной «Мастерской учителя». Одно из направлений мастерской — рассказ о плюсах и минусах разных национальных систем. О кипрской доктор Эконому говорил и как практик, директор средней школы The Island, и как выпускник 1980-х годов. Он выделил три ключевые проблемы, дискуссия о которых может быть полезна и для нас.

Три микстуры для аспирантуры: как повысить качество подготовки ученых в условиях массовизации

Три микстуры для аспирантуры: как повысить качество подготовки ученых в условиях массовизации
Реформа аспирантуры, начатая чуть больше десяти лет назад, провалилась — об этом можно судить хотя бы по резкому снижению доли защит в срок: с 28,5% в 2010 году до 12,9% в 2022 году. Много лет аспирантура была вне поля зрения государства. Начиная с 2012 года попытались это исправить и повысить качество обучения: жестко структурировали программы, сократили количество диссертационных советов, ввели гранты. Но это скорее усугубило, чем решило проблемы. Можно ли помочь российской аспирантуре? Да, если применить одну из трех мер, а лучше сразу три,— считают Наталья Малошонок, Сауле Бекова и Светлана Жучкова из Центра социологии высшего образования.  

За стеной инструкций: учителя не знают, как реагировать на трудное поведение, поэтому «не замечают» или действуют формально

За стеной инструкций: учителя не знают, как реагировать на трудное поведение, поэтому «не замечают» или действуют формально
Сто лет назад Макаренко работал с малолетними преступниками — так тогда вполне официально, без лишней дипломатии, называли проблемных детей. Чуть позже в словаре педагогики появляется термин «трудные подростки», и, кажется, до сих пор не ясно, для кого они несут трудности. По итогам дискуссии на вторничном семинаре Инобра можно сделать вывод, что в первую очередь для взрослых: те специалисты школы, которые работают с проблемным контингентом, часто испытывают растерянность, страх отступить от инструкции и одиночество.

Игра вслепую: заработку на бирже толком нигде не учат

Игра вслепую: заработку на бирже толком нигде не учат
Биржевой бум начался в России несколько лет назад. Раньше «люди с улицы» не могли оперировать ценными бумагами на бирже (да и не умели). Теперь такая возможность есть, а вот умения под вопросом. Количество брокерских счетов физлиц только на Московской бирже перевалило за отметку 17 млн. Но вот парадокс: серьезных и массовых обучающих программ, связанных с навыками работы на фондовых рынках, по-прежнему нет. Государство форсирует обучение предпринимательству и развитие экономических навыков вообще, но фондовый бум оказался вне его поля зрения.

Отругай меня нежно: в обратной связи от учителя решающее значение имеет тон, который влияет на эмоциональное восприятие ученика

Отругай меня нежно: в обратной связи от учителя решающее значение имеет тон, который влияет на эмоциональное восприятие ученика
О формирующей обратной связи много говорят педагоги. Суть можно описать просто: помимо стандартной оценки и отмеченных недочетов — более подробный разбор, какие формулы надо было применить, что сделать и т.д. Но и это еще не секрет успеха. Замечено, что такие предложения одни ученики принимают позитивно, а другие игнорируют, «закрываются». Почему — разбирали на очередном семинаре «Современное детство: теория и практика», спикером на котором стала исследовательница из США Анджела М. Луи из Школы профессиональных исследований CUNY.

Семьи ищут новое, но не в школе: потому что школе проще вытолкнуть детей, чем развивать их инициативу и творчество

Семьи ищут новое, но не в школе: потому что школе проще вытолкнуть детей, чем развивать их инициативу и творчество
Многие дети живут двойной жизнью. Они активны дома, в интернете, в кружках и т.д. — здесь они самостоятельны и инициативны. А в школе они пассивны. Там тоже есть свобода, но в заданных школой очень узких рамках. Такая предзаданность школьного пространства выталкивает детей. Они привыкают мыслить творчески, действовать ответственно и самостоятельно вне школы. Это одно из наблюдений, сделанных Марией Добряковой (Инобр) и Олесей Юрченко (Инобр, ФНИСЦ РАН) в рамках исследования активной самостоятельности детей и семейных образовательных стратегий. Оно издано в серии бюллетеней мониторинга экономики образования.

ChatGPT поставил школу между адом и раем: воевать с искусственным интеллектом бесполезно, надо учиться с ним жить

ChatGPT поставил школу между адом и раем: воевать с искусственным интеллектом бесполезно, надо учиться с ним жить
Всё новое пугает, а новые возможности генеративного искусственного интеллекта пугают многих вдвойне. Только и слышно, что авторы текстов и изображений останутся без работы, а системе образования грозит тотальный обман со стороны учеников, освоивших ChatGPT. В этом смысле вторничный семинар Инобра был похож на сеанс разоблачения магии: разобрали, что конкретно умеет и не умеет генеративный AI и как его можно использовать в образовании сейчас. Что там будет дальше, неизвестно: в конце семинара Мария Добрякова процитировала Виктора Цоя, «Наше будущее туман». Но, по крайней мере, ни «ада», ни «рая» сейчас ChatGPT еще не обещает.