Иногда идеи, как сделать жизнь лучше, витают в воздухе — нужно только собраться всем вместе, устроить мозговой штурм и правильно сформулировать цели. И в этом может помочь экспертный взгляд со стороны. У Сергача Нижегородской области проблемы те же, что у сотен других маленьких городов: выпускники уезжают, для подростков не так много возможностей с интересом провести время, а перспективы продолжения образования и карьеры неочевидны. Все, кто руководит школами, детскими садами, организациями спорта, культуры, собрались вместе, чтобы решить, как переосмыслить городское пространство и начать его менять. В этом им помогла команда Инобра и нижегородского кампуса Вышки.
Экспертиза
«Молодежь сейчас почти не читает». «Классику совсем не знают». Все мы слышали эти высказывания сто раз. На самом деле, «мало читают» — утверждение спорное, а каверзный вопрос, зачем знать классику, может и вовсе поставить в тупик. Курс литературы окружен массой спекуляций, которые становятся «общим мнением». Это связано с тем, что почти нет исследований, какие эффекты на знания и навыки учеников оказывает курс литературы, разные способы организации его содержания.
Традиции высшей школы сильно отличаются: в Китае в вузах жесткая дисциплина, упор на лекции и заучивание материала. В Европе и Америке называют это низкоуровневыми стратегиями зубрежки и развивают другие форматы, основанные на активных формах обучения. В российских вузах популярнее китайский подход. Наталья Малошонок из Центра социологии высшего образования изучила, как это влияет на вовлеченность и другие аспекты учебы студентов. В исследовании участвовали 17 тыс. российских, 19 тыс. китайских и 130 тыс. американских студентов.
Рынок труда меняется гораздо быстрее, чем высшее образование. Университеты готовят к тому же типу карьеры, что и 20 — 30 лет назад. А работа изменилась: всё популярнее фриланс, самозанятость, сотрудничество с платформами, и даже традиционная форма карьеры в корпорации движется в сторону предпринимательства. Вузам надо догонять новую реальность, но как? Ответы будет искать группа ученых Инобра под руководством Павла Сорокина: их проект получил грант Российского научного фонда.
Дополнительное образование может дать ребенку очень много в сравнении со школой — развивать его мягкие навыки и помогать успеху во взрослой жизни. Это давно доказано исследованиями. И вроде бы для этого созданы все условия: кружков и секций много, в них вкладываются государство и бизнес, охват достаточно высокий… Но ждать такого эффекта для всех — иллюзия: надо не только увеличивать охват, что тоже важно, но и искать другие возможности роста качества, доказывают Сергей Косарецкий и Иван Иванов в докладе «Дополнительное образование и внеучебная деятельность для развития навыков» (составитель Иван Груздев).
Еще недавно ни педагоги, ни врачи не знали, что такое СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) — просто имели в виду, что есть такие непоседливые дети, которым труднее учиться, чем с другим. Сегодня и диагноз такой ставят, и таблетки от этого расстройства есть. Борьба с дислексией, расстройством способности читать, идет примерно в том же направлении, но пока успехи скромные: это обсуждали на последнем в учебном году семинаре«Нейронауки об образовании».
Грамотность — модное понятие: часто можно услышать об экологической, финансовой и многих других грамотностях. Все вместе они помогают человеку благополучно жить и добиваться успеха в разных сферах. Не так давно эксперты заговорили о городской грамотности, потому что жизнь в мегаполисе требует многих умений, от цифровых до тех, что связаны со здоровьем. А теперь городскую грамотность детей и подростков можно будет измерить — инструмент для этого разработали психометрики Инобра под руководством Алины Ивановой и экспертном участии Виктории Пичугиной.
В вузах плохо развивают мягкие навыки и, в частности, критическое мышление: это подтверждено многими исследованиями. Есть курсы для взрослых, но нет ни внятных методик, ни подтверждений эффективности. Ученые из Инобра Тарас Пащенко и Александра Михайлова вместе с Луисом Фернандо Сантос Менесесом (на момент исследования постдоком Инобра) предложили оптимальную модель таких курсов в онлайн-формате, как наиболее подходящем для занятых на работе взрослых.
Еще недавно считалось, что выгорание — проблема только взрослых, да и то не всех, а только тех, кто работает в социальной сфере и много общается с людьми: врачей, учителей... Только лет 15 назад ученые заговорили о том, что выгоранию подвержены и школьники, а теперь можно измерять его степень для российских детей и подростков. Александра Бочавер и Оксана Михайлова из Центра исследований современного детства адаптировали для России финский опросник, проверили его на выборке из более чем 3 тысяч школьников и убедились, что степень выгорания зависит от пола, но не от возраста.
Форматы учебы меняются: классно-урочная система еще никуда не делась, но альтернативные модели вроде «перевернутого класса» и «ротации станций» применяют всё активнее, хотя пока и не массово. Преподаватель Инобра Мадина Давлатова изучила, как меняется работа учителя и его установки при переходе на новые форматы — это стало темой кандидатской диссертации, которую Мадина защитила в Инобре.