В начале декабря мы предложили студентам любых вузов, чьи курсовые или выпускные работы связаны с образованием, в шутку «переименовать» их. Зачем? Потому что академической скуке и трехэтажным названиям, из которых ничего не понятно, не место в настоящей науке. А хороший ученый должен уметь и пошутить, и впечатлить аудиторию, и ярко (пусть даже провокационно) формулировать суть своей работы. Сегодня мы называем пятерку победителей конкурса «Пошути над своей ВКР», который организовали академические руководители магистратуры Института образования.
Новости
10 января мы завершаем прием заявок на участие в Зимней школе Инобра. Проводим ее впервые, в онлайн-формате, и это самый простой способ стать студентом наших магистерских программ в новом учебном году. Заранее “примерить” специальность, которая вам интересна, узнать все лайфхаки зачисления и в целом познакомиться с исследованиями в образовании.
Еще недавно считалось, что креативность — это какое-то расплывчатое понятие. Теперь уровень креативности можно измерять, и есть инструменты для этого, разработанные психометриками Инобра для вузов и школ. Как их создают и можно ли этому научиться, расскажем на Зимней школе Инобра, которую проводим онлайн с 3 по 5 февраля.
В университетах нужно учить предпринимательству – сегодня это важная часть высшего образования. Четверть всех студентов мира проходят хоть один предпринимательский курс. Такие курсы массово начали появляться в программах вузов в 1940-х – но не в СССР, где само предпринимательство еще полвека считалось уголовным преступлением. Павел Сорокин, Исак Фрумин и Светлана Черненко изучили, как высшее образование постсоветских стран догоняло мировой тренд. Их исследование вышло в серии «Современная аналитика образования» в конце декабря – как раз к 30-летию распада СССР.
Управленцы в образовании всё активнее используют цифровые следы, чтобы принимать решения, которые понравятся большинству учеников. Это мировой тренд. Например, на западе многие вузы так перестраивают свои кампусы: смотрят по «отпечаткам» карточек, где студенты любят собираться, а куда никто не ходит, хотя для этого, казалось бы, созданы все условия. Но лучший источник данных – социальные сети, и в России уже есть опыт измерения «самочувствия» студентов на данных из ВКонтакте. Научиться этому по силам управленцу любого уровня, а как – расскажем на Зимней школе Инобра.
В феврале Инобр проводит в онлайне первую зимнюю школу. Будем готовить участников к поступлению в наши очные магистратуры, прокачаем навыки педагогов, тех, кому интересны свои проекты в образовании, и тех, кто хочет быть в курсе новейших методик, исследований, трендов. Одно из главных новшеств Инобра-2022 – новая специальность «Дизайн образовательных продуктов»: такой трек появится на программе «Педагогическое образование». На зимней школе расскажем, кому может быть полезна новая специальность и как ее получить.
На последнем в 2021 году вторничном семинаре Инобра больше всего спорили о том, что вообще такое цифровая трансформация и зачем она нужна школе. Кажется, это главный дискуссионный вопрос – и не только для семинара: по словам докладчиков, разное понимание есть и у самих школ, и у органов управления. Обсудили первые выводы мониторинга цифровой трансформации, который команда Инобр вела на протяжении прошлого учебного года при поддержке коллег из всех 85 регионов России.
Через 30 лет после распада СССР вокруг его образовательной системы больше мифов, чем правды. Консерваторы любят повторять, что советская школа была лучшей в мире. Отдельные голоса и вовсе предлагают в 21 веке учить по советским учебникам. На самом деле всё было по-разному. Но за изучение одного феномена точно стоит взяться всерьез – тем более, он всегда оставался в тени. Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского представляет большое исследование системы внешкольного образования – какой она была и какой стала в 15 странах бывшего СССР.
Вышка подвела итоги конкурса научно-исследовательских работ студентов и выпускников. В этом году по направлению «Образование» подано 73 работы. Эксперты подвели итоги: среди призеров и лауреатов – четверо наших студентов, выпускников и, возможно, будущих магистрантов (студенты бакалавриата, чьи научные руководители из Инобра).
В Шанхае, в издательстве университета Цзяотун, одного из крупнейших вузов Китая, вышла книга «Ускоренные университеты. Идеи и деньги объединяются, чтобы построить академическое превосходство». Ее авторы – ученые разных стран: Филипп Альтбах, Лиз Райсберг, Джамил Салми и Исак Фрумин. Это китайский перевод книги, которое вот уже несколько лет считается настольной для исследователей высшего образования.