Инфраструктуру высшего образования в СССР планировали так, чтобы в столице каждого региона было несколько университетов, обеспечивающих потребности отраслей народного хозяйства. В 1990-е во многих городах, за исключением совсем маленьких, стали появляться вузы или их филиалы. Но десять лет назад по стране прокатилась волна закрытия филиалов и оптимизации университетов. Это было неизбежно, потому что качество образования во многих из них оставляло желать лучшего. Последствия этого малоизучены, прежде всего с точки зрения того, как это отразилось на миграции молодежи. Эксперты лаборатории «Развитие университетов» Инобра Нияз Габдрахманов и Олег Лешуков и их коллеги Лилия Карачурина и Никита Мкртчян из Института демографии Вышки восполняют этот пробел в статье, опубликованной в «Вопросах образования». Это первый опыт обращения к статистике именно на уровне отдельных городов – обычно подобные процессы рассматриваются на национальном или региональном уровне.
Новости
Инфраструктуру высшего образования в СССР планировали так, чтобы в столице каждого региона было несколько университетов, обеспечивающих потребности отраслей народного хозяйства. В 1990-е во многих городах, за исключением совсем маленьких, стали появляться вузы или их филиалы. Но десять лет назад по стране прокатилась волна закрытия филиалов и оптимизации университетов. Это было неизбежно, потому что качество образования во многих из них оставляло желать лучшего. Последствия этого малоизучены, прежде всего с точки зрения того, как это отразилось на миграции молодежи. Эксперты лаборатории «Развитие университетов» Инобра Нияз Габдрахманов и Олег Лешуков и их коллеги Лилия Карачурина и Никита Мкртчян из Института демографии Вышки восполняют этот пробел в статье, опубликованной в «Вопросах образования». Это первый опыт обращения к статистике именно на уровне отдельных городов – обычно подобные процессы рассматриваются на национальном или региональном уровне.
У нас всё больше любимых студентами преподавателей, а некоторые идут на личный рекорд, получая почетный статус в девятый раз. Таковы краткие итоги выборов «Лучшего преподавателя-2022» – Вышка подвела результаты этого традиционного конкурса. Студенты голосуют за любимых преподов в LMS, а выпускники – в рамках мониторинга, который проходит уже после вручения диплома. Помимо того, что это почетно и приятно для каждого попавшего в список, это еще и полезно для личного бюджета – надбавки для тех, кто работает на полную ставку, составят до 40 до 90 тысяч ежемесячно.
Известный фильм «Вам и не снилось» назывался так потому, что там директриса школы считала: ее ученикам «и не снилось горе», ведь их растят в сытости и тепле. Прошло много лет, но и сегодня можно услышать похожие суждения: депрессия, мол, это просто красивое слово из глянцевых журналов, а уж тем более – откуда депрессии взяться у детей. Между тем, это серьезная медицинская проблема. Согласно разным исследованиям, депрессия страдают от от 8 до 12% всего населения, а среди подростков этот процент выше. В зависимости от страны и методики измерений – от 5 до 38%. Чаще всего на депрессию подростка толком не реагируют окружающие, проблему не осознаёт и он сам, хотя она может привести к психологическим трудностям и неуспешности во взрослой жизни. Эксперты Центра исследований современного детства подготовили статью о том, как распознать депрессию в школе и как ее избежать.
Когда проходят выборы, всегда есть «день тишины», чтобы избиратель сам окончательно разобрался, за кого ему голосовать. Перед этим ему обычно в последний раз напоминают, кто есть кто в бюллетене. Подача документов в магистратуру – конечно, не выборы, но здесь есть что-то общее. Во-первых, многие из тех, кому интересно построить карьеру в образовании, до последнего определяются – какая именно программа им нужна. Во-вторых, многие тянут до последнего дня в прямом смысле – и зря, ведь в таком случае любой технический сбой может поставить крест на планах. Лучше все-таки иметь в запасе, как минимум, сутки, а лучше и больше.
Прием документов на очные магистерские программы на сайте Вышки завершается во вторник, 26 июля, в 18:00. Наши очные программы – «Доказательное развитие образования», «Обучение и оценивание как наука», «Педагогическое образование». Напоминаем, что можно подать документы на две магистерские программы сразу. А теперь подробнее о наших программах и их возможностях.
Прием документов на очные магистерские программы на сайте Вышки завершается во вторник, 26 июля, в 18:00. Наши очные программы – «Доказательное развитие образования», «Обучение и оценивание как наука», «Педагогическое образование». Напоминаем, что можно подать документы на две магистерские программы сразу. А теперь подробнее о наших программах и их возможностях.
Зачем и как создавать новый университет, если в стране есть авторитетные, известные, высококлассные (список можно продолжать) вузы с богатой историей? А можно ли создать новый университет мирового класса в «чистом поле», полив его деньгами? Решение нетривиальные, но они существуют? Подтверждение тому – опыт, как минимум, дюжины высших учебных заведений из разных стран мира. Это «ускоренные университеты» – так названа и книга, впервые выпущенная на русском в серии «Библиотека журнала «Вопросы образования», а до этого уже изданная на английском, китайском и испанском языках. Ее редакторы Филип Альтбах, Лиз Райсберг, Джамил Салми и Исак Фрумин обнаружили это явление и пригласили лидеров «ускоренных университетов» поговорить о том, как можно с нуля создать университет мирового уровня. Их разговор, результатом которого стала эта книга состоялся в одном из лучших университетов мира – Массачусетском технологическом институте, который тоже когда-то начинался с технического училища.
Школа — вуз — работа. Так на первый взгляд выглядит типичная образовательно-профессиональная траектория. Однако ее варианты становятся все менее последовательными и линейными. Студенты начинают работать задолго до окончания вуза, сама учеба часто растягивается во времени, а путь к профессии может лежать через длительную смену временных работ. Исследование Веры Мальцевой, руководителя магистерской программы «Доказательное развитие образования», и Натальи Розенфельд, выпускницы программы этого года, развеивает миф о том, что маршруты получения высшего образования и выхода на рынок труда все еще примерно одинаковы. Исследование позволит абитуриентам, студентам и выпускникам вузов «примерить» на себя тот или иной путь и сориентироваться среди возможностей рынка труда.
Полный вариант исследования опубликован в серии «Современная аналитика образования», здесь приводим сокращенный вариант его изложения для РБК-Тренды. Инфографику для него выполнила Дарья Гвоздева, аналитик Центра научной интеграции ВШЭ.
Полный вариант исследования опубликован в серии «Современная аналитика образования», здесь приводим сокращенный вариант его изложения для РБК-Тренды. Инфографику для него выполнила Дарья Гвоздева, аналитик Центра научной интеграции ВШЭ.
Кажется, что Алексей Обухов, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, ни в чём не признаёт барьеров. Ни между школьными предметами – не случайно он развивает STEM, своего рода сплав между разными естественнонаучными дисциплинами. Ни барьеров между теорией и практикой – он не только ведет исследования и пишет учебники, но и работает как педагог, а прямо сейчас находится со школьниками в экспедиции в отдаленном районе Башкирии. Ни границ географических: перед Башкирией были и Якутия, и Бурятия, и Алтай, и Русский Север, а сразу после – Уссурийский край. В мае Алексей Обухов проводил экспедицию со студентами ВШЭ в Тверскую область, а в октябре предстоит Камчатка... В экспедиции Алексея Обухова застала новость о том, что Министерство науки и высшего образования России наградило его медалью «За вклад в реализацию государственной политики в области образования». Поздравляем коллегу и, пользуясь случаем, рассказываем о его работе.
Иностранные языки – единственный предмет в секторе дополнительного образования, где доля платных услуг превышает бесплатную даже в школе. И это при том, что занятия за плату в целом представляют собой незначительную часть школьного допобразования. Вне школы, где всё гораздо чаще за деньги, иностранные языки также лидируют по доле платных занятий – там она вообще зашкаливает за 90%. Это одно из наблюдений, сделанных исследователями Центра общего и дополнительного образования имени Пинского Сергеем Косарецким, Михаилом Гошиным и Иваном Ивановым в рамках мониторинга экономики образования. Они опубликовали доклад «Участие школьников в дополнительном образовании», в котором проанализировали вовлеченность, барьеры, влияние самых разных факторов – от доходов семьи до пола и возраста детей – на то, какие секции и кружки выбирают школьники.
Нейронауки в образовании – модная тема: все о них говорят, но мало кто знает подробности. Да, идея настроить обучение под индивидуальные особенности мозга звучит интересно, но как всё это выглядит на практике? Приоткрываем завесу тайны – рассказываем о нескольких исследованиях, которые ведут студенты магистерской программы «Обучение и оценивание как наука». Это дерзкие идеи, как можно использовать данные МРТ для образования, измерять «темную триаду личности» (звучит зловеще, не правда ли?) и многое другое. А еще на программе продолжается набор – до 26 июля есть время подать документы и присоединиться к этой необычной школе исследователей и практиков.