• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Исследования с приставкой МЕГА – эксперты Института образования внесли особый вклад в репутацию Вышки

Исследования с приставкой МЕГА – эксперты Института образования внесли особый вклад в репутацию Вышки
Высшая школа экономики подвела итоги конкурса на академические надбавки. Всего их получили несколько десятков сотрудников Инобра. Поощрения разной величины и на разный срок – в том числе так называемые меганадбавки. С прошлого года их назначают за публикации, которые вносят особый вклад в международную репутацию НИУ ВШЭ. «Мега-» получат четыре научных сотрудника Инобра, премированы две их статьи, написанные в соавторстве – обе посвящены исследованиям российской средней школы.

«Накачивать» знаниями перед школой – не главное – в Инобре изучили, как взрослые помогают детям при переходе из садика в первый класс

«Накачивать» знаниями перед школой – не главное – в Инобре изучили, как взрослые помогают детям при переходе из садика в первый класс
У родителей будущих первоклассников сейчас масса хлопот, но больше всего их волнует, как ребенок адаптируется к новой для него реальности. Так что новое исследование появилось очень вовремя: психолог Анастасия Нисская, научный сотрудник Центра исследований современного детства Инобра, изучила, как проходят благополучные переходы в раннем возрасте. Переход – погружение в принципиально новые обстоятельства: из семьи – в садик, из садика – в школу. Доклад «Организация благополучных образовательных переходов в раннем возрасте» опубликован в рамках Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.

Реальный мир разложили на нескучные задачки – изданы пособия под редакцией Алексея Обухова для STEM-уроков в 5 – 11 классах

Реальный мир разложили на нескучные задачки – изданы пособия под редакцией Алексея Обухова для STEM-уроков в 5 – 11 классах

Читать про электроны или структуру ДНК в учебниках, конечно, интересно (хотя, если честно, чаще всего нет). Но «пощупать» реальность, которую описывает школьная программа – совсем другое дело. Традиционные учебники не всегда дают такую возможность, в первую очередь потому, что слишком жестко разделяют естественные науки – «картины мира» по версии физики, химии, биологии практически не сочетаются друг с другом ни на уроках, ни в головах школьников. Вот почему многие педагоги за STEM-подход – соединение естественнонаучных дисциплин и привязку их к практике, к исследованиям, личному опыту. Теперь учителю будет проще организовать такие уроки: ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Алексей Обухов составил задачники для средних и старших классов. Даже в двух вариантах: можно использовать российский, а можно – американский и британский опыт.

Ни шагу без взрослых? – психологи и педагоги о том, как теперь понимать детскую самостоятельность

Ни шагу без взрослых? – психологи и педагоги о том, как теперь понимать детскую самостоятельность

Что говорили классики о том, как рождается самостоятельность ребенка? Выготский, например, писал, что «овладение собственным поведением» происходит в игре. Но повседневность полностью изменилась за последние десятилетия – в том числе и пространство, и игры, и бытовые ситуации, в которых ребенок может действовать сам. Как и представление о безопасности (разве сейчас можно подумать, чтобы дошкольник  вообще вышел один из квартиры?), о нормах общения (кто мог представить себе социальные сети еще лет 20 назад?) и о многом другом. Что такое самостоятельность и как ее развивать – вопросы, на которые сейчас надо искать новые ответы, не опираясь на классику всецело. Этому поиску посвящен тематический номер журнала «Психологическая наука и образование», который составили ученые Центра исследований современного детства Катерина Поливанова и Александра Бочавер.

Пусть школа поверит, что талантлив каждый ребенок – тогда решатся главные проблемы системы поддержки одаренных детей

Пусть школа поверит, что талантлив каждый ребенок – тогда решатся главные проблемы системы поддержки одаренных детей
В России активно развивают систему поддержки талантов – за последние 10-15 лет появилось много инициатив, госпрограмм и целевых проектов в этой сфере. Собственно, создание возможностей для развития талантов объявлено и одной из национальных целей до 2030 года. До недавнего времени об этом больше говорили в связи с внешкольным сектором, теперь всё более важную роль начинает играть школа: появляются профильные классы, аналоги «Кванториума», специальные школы при вузах, академии наук и многое другое. Как всё это работает, в чём сильные и слабые места школьной системы поддержки талантов, проанализировали исследователи Центра общего и дополнительного образования имени Пинского. Доклад Сергея Косарецкого, Константина Анчикова и Татьяны Мерцаловой издан в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.

«Мы работаем над тем, как повысить качество образования»

«Мы работаем над тем, как повысить качество образования»
На днях состоялся первый выпуск сетевой магистратуры «Управление образованием»: магистранты получили по два документа — об окончании Дальневосточного федерального университета и Высшей школы экономики. Теперь высококвалифицированные специалисты смогут реализовать полученные знания, свои проекты и идеи в системе образования Приморья.

В Инобре расшифруют ДНК неравенства – одни идут в лучшие вузы, другие не решаются, и причины – не только в деньгах

В Инобре расшифруют ДНК неравенства – одни идут в лучшие вузы, другие не решаются, и причины – не только в деньгах
Поговорку «Не в деньгах счастье» часто продолжают шуткой «...а в их количестве», но, как выясняется, старая мудрость не так уж и наивна. По крайней мере, в том, что касается образовательного неравенства. Да, оно тесно связано с социально-экономическим положением – дети из богатых семей чаще оказываются в топовых университетах, дети из бедных довольствуются более скромным образованием. Но не только потому, что не хватает денег. Часто они не пользуются и теми возможностями, которые есть, потому что в силу многих причин даже не рассматривают для себя такой вариант.  В Центре социологии культуры Инобра исследуют «культурно-символическое измерение социальной мобильности» – проект получил грантовую поддержку Российского научного фонда. Понимание скрытых механизмов воспроизводства неравенства поможет «починить» социальные лифты.

Чем грозят «огни большого города»? – малые города продолжают терять молодежь, а в столицах может обостриться конкуренция за места в вузах

Чем грозят «огни большого города»? – малые города продолжают терять молодежь, а в столицах может обостриться конкуренция за места в вузах

Инфраструктуру высшего образования в СССР планировали так, чтобы в столице каждого региона было несколько университетов, обеспечивающих потребности отраслей народного хозяйства. В 1990-е во многих городах, за исключением совсем маленьких, стали появляться вузы или их филиалы. Но десять лет назад по стране прокатилась волна закрытия филиалов и оптимизации университетов. Это было неизбежно, потому что качество образования во многих из них оставляло желать лучшего. Последствия этого малоизучены, прежде всего с точки зрения того, как это отразилось на миграции молодежи. Эксперты лаборатории «Развитие университетов» Инобра Нияз Габдрахманов и Олег Лешуков и их коллеги Лилия Карачурина и Никита Мкртчян из Института демографии Вышки восполняют этот пробел в статье, опубликованной в «Вопросах образования». Это первый опыт обращения к статистике именно на уровне отдельных городов – обычно подобные процессы рассматриваются на национальном или региональном уровне.

О промежуточных сведениях о публикациях

Великолепная двадцатка – студенты и выпускники Вышки выбрали лучших преподавателей Инобра

Великолепная двадцатка – студенты и выпускники Вышки выбрали лучших преподавателей Инобра
У нас всё больше любимых студентами преподавателей, а некоторые идут на личный рекорд, получая почетный статус в девятый раз. Таковы краткие итоги выборов «Лучшего преподавателя-2022» – Вышка подвела результаты этого традиционного конкурса. Студенты голосуют за любимых преподов в LMS, а выпускники – в рамках мониторинга, который проходит уже после вручения диплома. Помимо того, что это почетно и приятно для каждого попавшего в список, это еще и полезно для личного бюджета – надбавки для тех, кто работает на полную ставку, составят до 40 до 90 тысяч ежемесячно.