Высшая школа экономики подвела итоги конкурса на академические надбавки. Всего их получили несколько десятков сотрудников Инобра. Поощрения разной величины и на разный срок – в том числе так называемые меганадбавки. С прошлого года их назначают за публикации, которые вносят особый вклад в международную репутацию НИУ ВШЭ. «Мега-» получат четыре научных сотрудника Инобра, премированы две их статьи, написанные в соавторстве – обе посвящены исследованиям российской средней школы.
Новости
У родителей будущих первоклассников сейчас масса хлопот, но больше всего их волнует, как ребенок адаптируется к новой для него реальности. Так что новое исследование появилось очень вовремя: психолог Анастасия Нисская, научный сотрудник Центра исследований современного детства Инобра, изучила, как проходят благополучные переходы в раннем возрасте. Переход – погружение в принципиально новые обстоятельства: из семьи – в садик, из садика – в школу. Доклад «Организация благополучных образовательных переходов в раннем возрасте» опубликован в рамках Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.
Читать про электроны или структуру ДНК в учебниках, конечно, интересно (хотя, если честно, чаще всего нет). Но «пощупать» реальность, которую описывает школьная программа – совсем другое дело. Традиционные учебники не всегда дают такую возможность, в первую очередь потому, что слишком жестко разделяют естественные науки – «картины мира» по версии физики, химии, биологии практически не сочетаются друг с другом ни на уроках, ни в головах школьников. Вот почему многие педагоги за STEM-подход – соединение естественнонаучных дисциплин и привязку их к практике, к исследованиям, личному опыту. Теперь учителю будет проще организовать такие уроки: ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Алексей Обухов составил задачники для средних и старших классов. Даже в двух вариантах: можно использовать российский, а можно – американский и британский опыт.
Что говорили классики о том, как рождается самостоятельность ребенка? Выготский, например, писал, что «овладение собственным поведением» происходит в игре. Но повседневность полностью изменилась за последние десятилетия – в том числе и пространство, и игры, и бытовые ситуации, в которых ребенок может действовать сам. Как и представление о безопасности (разве сейчас можно подумать, чтобы дошкольник вообще вышел один из квартиры?), о нормах общения (кто мог представить себе социальные сети еще лет 20 назад?) и о многом другом. Что такое самостоятельность и как ее развивать – вопросы, на которые сейчас надо искать новые ответы, не опираясь на классику всецело. Этому поиску посвящен тематический номер журнала «Психологическая наука и образование», который составили ученые Центра исследований современного детства Катерина Поливанова и Александра Бочавер.
В России активно развивают систему поддержки талантов – за последние 10-15 лет появилось много инициатив, госпрограмм и целевых проектов в этой сфере. Собственно, создание возможностей для развития талантов объявлено и одной из национальных целей до 2030 года. До недавнего времени об этом больше говорили в связи с внешкольным сектором, теперь всё более важную роль начинает играть школа: появляются профильные классы, аналоги «Кванториума», специальные школы при вузах, академии наук и многое другое. Как всё это работает, в чём сильные и слабые места школьной системы поддержки талантов, проанализировали исследователи Центра общего и дополнительного образования имени Пинского. Доклад Сергея Косарецкого, Константина Анчикова и Татьяны Мерцаловой издан в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.
На днях состоялся первый выпуск сетевой магистратуры «Управление образованием»: магистранты получили по два документа — об окончании Дальневосточного федерального университета и Высшей школы экономики. Теперь высококвалифицированные специалисты смогут реализовать полученные знания, свои проекты и идеи в системе образования Приморья.
Поговорку «Не в деньгах счастье» часто продолжают шуткой «...а в их количестве», но, как выясняется, старая мудрость не так уж и наивна. По крайней мере, в том, что касается образовательного неравенства. Да, оно тесно связано с социально-экономическим положением – дети из богатых семей чаще оказываются в топовых университетах, дети из бедных довольствуются более скромным образованием. Но не только потому, что не хватает денег. Часто они не пользуются и теми возможностями, которые есть, потому что в силу многих причин даже не рассматривают для себя такой вариант. В Центре социологии культуры Инобра исследуют «культурно-символическое измерение социальной мобильности» – проект получил грантовую поддержку Российского научного фонда. Понимание скрытых механизмов воспроизводства неравенства поможет «починить» социальные лифты.
Инфраструктуру высшего образования в СССР планировали так, чтобы в столице каждого региона было несколько университетов, обеспечивающих потребности отраслей народного хозяйства. В 1990-е во многих городах, за исключением совсем маленьких, стали появляться вузы или их филиалы. Но десять лет назад по стране прокатилась волна закрытия филиалов и оптимизации университетов. Это было неизбежно, потому что качество образования во многих из них оставляло желать лучшего. Последствия этого малоизучены, прежде всего с точки зрения того, как это отразилось на миграции молодежи. Эксперты лаборатории «Развитие университетов» Инобра Нияз Габдрахманов и Олег Лешуков и их коллеги Лилия Карачурина и Никита Мкртчян из Института демографии Вышки восполняют этот пробел в статье, опубликованной в «Вопросах образования». Это первый опыт обращения к статистике именно на уровне отдельных городов – обычно подобные процессы рассматриваются на национальном или региональном уровне.
У нас всё больше любимых студентами преподавателей, а некоторые идут на личный рекорд, получая почетный статус в девятый раз. Таковы краткие итоги выборов «Лучшего преподавателя-2022» – Вышка подвела результаты этого традиционного конкурса. Студенты голосуют за любимых преподов в LMS, а выпускники – в рамках мониторинга, который проходит уже после вручения диплома. Помимо того, что это почетно и приятно для каждого попавшего в список, это еще и полезно для личного бюджета – надбавки для тех, кто работает на полную ставку, составят до 40 до 90 тысяч ежемесячно.