Наверное, многим ректорам интересно, как «они» – какие-нибудь молодые вузы, которых несколько десятилетий назад еще и в проекте не было – достигли высоких мест в рейтингах, обойдя солидные университеты с вековой историей. А преподавателям хочется знать, как теперь – в новой послековидной реальности – искать общий язык со студентами. А политикам и управленцам – как силами системы образования построить что-то подобное «восточноазиатскому чуду»... Вопросов много, на все стараемся находить ответы, выпуская в серии «Библиотека журнала «Вопросы образования» новые книги – надеемся, для многих они станут настольными. Сегодня представляем три новинки. По большей части они посвящены сфере высшего образования, но не исчерпываются ею.
Новости
Среди всех программ Инобра «Доказательное развитие образования» – пожалуй, самая многоликая. Здесь учатся универсальные специалисты – те, кто умеет принимать управленческие решения, вести исследования или развивать свой бизнес, опираясь на разные типы данных. А в новом учебном году на программе появится еще больше возможностей, потому что мы открываем новые треки – «Рынок EdTech и экономика образовательных продуктов» и «Развитие навыков и профессиональное образование». Понять, о чем идет речь, всегда проще на конкретных примерах – поэтому рассказываем о самых интересных выпускных квалификационных работах, защищенных студентами программы в этом году.
«Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота» – это вообще-то распространенная история для студентов Инобра. К нам приходят учиться те, кому интересны самые разные аспекты работы в образовании (или исследований в нем), но зачастую все сразу. Поэтому выбрать магистерскую программу заранее непросто. Были даже случаи, когда студенты «менялись местами» на разных программах уже во время учебы. В этом году сделать выбор будет легче: на некоторых программах можно получить по две специальности сразу, а еще мы сделали больше треков внутри большинства магистратур. Но проблема выбора все-таки остается. Чтобы помочь абитуриентам, наши студенты-психометрики составили специальный тест – он поможет понять, какие программы вам подходят больше, а какие меньше.
Счастье – это когда занимаешься интересной работой, а полное счастье – когда получаешь за это достойное вознаграждение. Аспирантская школа по образованию Вышки учредила специальные гранты для тех, кто поступает в этом году. Грант выплачивается как зарплата, чтобы аспирант мог войти в научный коллектив и сосредоточиться на своем исследовании, не отвлекаясь на подработку на стороне.
Студенты трека «Дизайн образовательных продуктов», который открылся на программе «Педагогическое образование», будут создавать курсы для Учи.ру – это станет частью их педагогической практики, а в перспективе и магистерской диссертации. Курсы по разным предметам для 5-11 классов, разработанные нашими студентами, будут реализованы на крупнейшей российской платформе – сегодня ее используют больше 10 миллионов школьников и почти полмиллиона учителей.
Библейскую фразу «Дух дышит, где хочет» сегодня вполне можно отнести к образованию. Оно вышло за пределы школ и вузов и развивается, где и как хочет – от корпораций до городских пространств, а главное, развивается по-новому. Платформы обеспечили этой сфере ту самую «уберизацию», а пандемия ускорила этот процесс. В итоге о реальном ландшафте нового образования мы знаем сегодня очень мало. Команда Лаборатории инноваций в образовании запускает масштабный проект по созданию правил картографии этого нового ландшафта и прогнозов того, как он будет меняться дальше. Грантовую поддержку оказал Российский научный фонд.
Чем выше образовательная неуспешность в школе или классе, тем больше педагог недоволен собой, своей профессией, и тем выше для него риск выгорания. Эта связь выявлена в исследовании специалистов Центра общего и дополнительного образования имени Пинского – Сергея Косарецкого, Татьяны Мерцаловой и Натальи Сениной. По их словам, «результаты однозначно свидетельствуют о необходимости увеличения масштабов работы по профилактике и преодолению неуспешности в системе общего образования России». Проблема неуспешности беспокоит общество и экспертов. И чтобы решить ее, в первую очередь надо помочь учителю.
То, что происходило в высшем образовании с началом пандемии, называли «Шторм первых недель» – так было озаглавлено большое исследование 2020 года. Шторм продлился не недели, а многие месяцы, но, кажется, закончился, однако многим вузам все еще сложно приспособиться к новой реальности – с большим количеством гибридных программ, проблемами психологического и социального неблагополучия студентов и т.д. Проект, названный УНИКО – университетская национальная инициатива качества образования – может с этим помочь. Его создали тринадцать ведущих университетов, а теперь присоединиться может любой вуз.
Похоже, академическое мошенничество – одна из вечных проблем высшего образования. Студенты списывают, присваивают чужие работы или пользуются шпаргалками на экзаменах, и чаще всего не видят в этом ничего зазорного. И в России, и в Европе, и в США этому подвержены больше половины студентов. И хотя доказано, что это вредит не только качеству образования, но и, косвенно, экономике («старые привычки» выпускники не забывают и на рабочем месте), каких-либо эффективных способов борьбы с ними не придумано. В последние годы много говорят об этических кодексах вузов, но, как показывают исследования, практической пользы от них не очень много. Оксана Дремова, младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования, разработала новый теоретико-методологический подход для изучения академического мошенничества среди студентов в вузах, который может оказаться более эффективным. Это стало темой ее кандидатской диссертации, защищенной в совете по образованию Высшей школы экономики.
Катерина Поливанова – выдающийся ученый. Об этом знают все ее коллеги и ученики, но теперь этот статус закреплен официально: решением Ученого совета Вышки ей присвоен статус ординарного профессора ВШЭ. Этим званием отмечают «выдающихся ученых и преподавателей, имеющих особые заслуги перед университетом».