
Новости




Читать про электроны или структуру ДНК в учебниках, конечно, интересно (хотя, если честно, чаще всего нет). Но «пощупать» реальность, которую описывает школьная программа – совсем другое дело. Традиционные учебники не всегда дают такую возможность, в первую очередь потому, что слишком жестко разделяют естественные науки – «картины мира» по версии физики, химии, биологии практически не сочетаются друг с другом ни на уроках, ни в головах школьников. Вот почему многие педагоги за STEM-подход – соединение естественнонаучных дисциплин и привязку их к практике, к исследованиям, личному опыту. Теперь учителю будет проще организовать такие уроки: ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Алексей Обухов составил задачники для средних и старших классов. Даже в двух вариантах: можно использовать российский, а можно – американский и британский опыт.

Что говорили классики о том, как рождается самостоятельность ребенка? Выготский, например, писал, что «овладение собственным поведением» происходит в игре. Но повседневность полностью изменилась за последние десятилетия – в том числе и пространство, и игры, и бытовые ситуации, в которых ребенок может действовать сам. Как и представление о безопасности (разве сейчас можно подумать, чтобы дошкольник вообще вышел один из квартиры?), о нормах общения (кто мог представить себе социальные сети еще лет 20 назад?) и о многом другом. Что такое самостоятельность и как ее развивать – вопросы, на которые сейчас надо искать новые ответы, не опираясь на классику всецело. Этому поиску посвящен тематический номер журнала «Психологическая наука и образование», который составили ученые Центра исследований современного детства Катерина Поливанова и Александра Бочавер.




Инфраструктуру высшего образования в СССР планировали так, чтобы в столице каждого региона было несколько университетов, обеспечивающих потребности отраслей народного хозяйства. В 1990-е во многих городах, за исключением совсем маленьких, стали появляться вузы или их филиалы. Но десять лет назад по стране прокатилась волна закрытия филиалов и оптимизации университетов. Это было неизбежно, потому что качество образования во многих из них оставляло желать лучшего. Последствия этого малоизучены, прежде всего с точки зрения того, как это отразилось на миграции молодежи. Эксперты лаборатории «Развитие университетов» Инобра Нияз Габдрахманов и Олег Лешуков и их коллеги Лилия Карачурина и Никита Мкртчян из Института демографии Вышки восполняют этот пробел в статье, опубликованной в «Вопросах образования». Это первый опыт обращения к статистике именно на уровне отдельных городов – обычно подобные процессы рассматриваются на национальном или региональном уровне.