Счастье – это когда занимаешься интересной работой, а полное счастье – когда получаешь за это достойное вознаграждение. Аспирантская школа по образованию Вышки учредила специальные гранты для тех, кто поступает в этом году. Грант выплачивается как зарплата, чтобы аспирант мог войти в научный коллектив и сосредоточиться на своем исследовании, не отвлекаясь на подработку на стороне.
Новости
Счастье – это когда занимаешься интересной работой, а полное счастье – когда получаешь за это достойное вознаграждение. Аспирантская школа по образованию Вышки учредила специальные гранты для тех, кто поступает в этом году. Грант выплачивается как зарплата, чтобы аспирант мог войти в научный коллектив и сосредоточиться на своем исследовании, не отвлекаясь на подработку на стороне.
Студенты трека «Дизайн образовательных продуктов», который открылся на программе «Педагогическое образование», будут создавать курсы для Учи.ру – это станет частью их педагогической практики, а в перспективе и магистерской диссертации. Курсы по разным предметам для 5-11 классов, разработанные нашими студентами, будут реализованы на крупнейшей российской платформе – сегодня ее используют больше 10 миллионов школьников и почти полмиллиона учителей.
Библейскую фразу «Дух дышит, где хочет» сегодня вполне можно отнести к образованию. Оно вышло за пределы школ и вузов и развивается, где и как хочет – от корпораций до городских пространств, а главное, развивается по-новому. Платформы обеспечили этой сфере ту самую «уберизацию», а пандемия ускорила этот процесс. В итоге о реальном ландшафте нового образования мы знаем сегодня очень мало. Команда Лаборатории инноваций в образовании запускает масштабный проект по созданию правил картографии этого нового ландшафта и прогнозов того, как он будет меняться дальше. Грантовую поддержку оказал Российский научный фонд.
Чем выше образовательная неуспешность в школе или классе, тем больше педагог недоволен собой, своей профессией, и тем выше для него риск выгорания. Эта связь выявлена в исследовании специалистов Центра общего и дополнительного образования имени Пинского – Сергея Косарецкого, Татьяны Мерцаловой и Натальи Сениной. По их словам, «результаты однозначно свидетельствуют о необходимости увеличения масштабов работы по профилактике и преодолению неуспешности в системе общего образования России». Проблема неуспешности беспокоит общество и экспертов. И чтобы решить ее, в первую очередь надо помочь учителю.
То, что происходило в высшем образовании с началом пандемии, называли «Шторм первых недель» – так было озаглавлено большое исследование 2020 года. Шторм продлился не недели, а многие месяцы, но, кажется, закончился, однако многим вузам все еще сложно приспособиться к новой реальности – с большим количеством гибридных программ, проблемами психологического и социального неблагополучия студентов и т.д. Проект, названный УНИКО – университетская национальная инициатива качества образования – может с этим помочь. Его создали тринадцать ведущих университетов, а теперь присоединиться может любой вуз.
Похоже, академическое мошенничество – одна из вечных проблем высшего образования. Студенты списывают, присваивают чужие работы или пользуются шпаргалками на экзаменах, и чаще всего не видят в этом ничего зазорного. И в России, и в Европе, и в США этому подвержены больше половины студентов. И хотя доказано, что это вредит не только качеству образования, но и, косвенно, экономике («старые привычки» выпускники не забывают и на рабочем месте), каких-либо эффективных способов борьбы с ними не придумано. В последние годы много говорят об этических кодексах вузов, но, как показывают исследования, практической пользы от них не очень много. Оксана Дремова, младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования, разработала новый теоретико-методологический подход для изучения академического мошенничества среди студентов в вузах, который может оказаться более эффективным. Это стало темой ее кандидатской диссертации, защищенной в совете по образованию Высшей школы экономики.
Катерина Поливанова – выдающийся ученый. Об этом знают все ее коллеги и ученики, но теперь этот статус закреплен официально: решением Ученого совета Вышки ей присвоен статус ординарного профессора ВШЭ. Этим званием отмечают «выдающихся ученых и преподавателей, имеющих особые заслуги перед университетом».
Последний в этом учебном году вторничный семинар Инобра оказался самым масштабным. И по числу прозвучавших мнений, и по теме – обсуждали перспективы развития образования на ближайшие 20-30 лет. Поводом стал новый программный доклад ЮНЕСКО «Пересматривая наши перспективы вместе: новый социальный контракт в образовании», с которым соотносятся некоторые российские тренды. А еще – семинар приурочен к дню рождения Анатолия Пинского, нашего коллеги и реформатора образовательной системы, многие идеи и прогнозы которого воплотились в жизнь в последние годы. Семинар посвятили его памяти.
В Инобре открылась программа профессиональной переподготовки «Аналитик в сфере образования». По сути, это новый трек «профессиональной аспирантуры» Инобра для действующих управленцев, который поможет сначала стать соискателем, а затем – подготовить и защитить кандидатскую диссертацию. В основу научной работы ляжет ваш собственный управленческий опыт. Старт занятий на программе – с октября. Как подготовиться и поступить, рассказывает руководитель программы, заслуженный профессор Вышки Анатолий Каспржак.
Слово «таргетинг» знакомо не всем, но сталкивался с ним практически каждый – эту технологию давно и успешно используют в индустрии рекламы. Смартфон или компьютер показывает именно те товары и услуги, которые могут «зайти» именно вам – чтобы настроить это, используют десятки метрик, от места жительства до истории запросов в гугле. О таргетинге упоминают Юлия Керша и Роман Звягинцев (Центр общего и дополнительного образования) в докладе «Субъективное восприятие образовательного неравенства школьников». Они делают вывод, что неравенство шансов в образовании настолько укоренилось в восприятии богатых и бедных семей, что изменить это можно только нестандартными подходами типа таргетинга. То есть, показывать больше возможных вариантов образовательных траекторий тем социальным группам, которые в этом нуждаются.