• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Онлайн идет по плану: Ксения Вилкова выяснила, что в первую очередь нужно при удаленном обучении

Онлайн идет по плану: Ксения Вилкова выяснила, что в первую очередь нужно при удаленном обучении
С массовыми открытыми онлайн-курсами (МООК) связывали много надежд, особенно когда они только появились. Считалось, что новый формат преобразит как высшее образование, так и обучение взрослых. Отчасти это и происходит, но у МООК обнаружилась системная проблема, которая до сих пор не решена — подавляющее большинство слушателей не доходит до конца курсов и не добивается поставленных целей. Решению этой проблемы могут помочь данные, полученные Ксенией Вилковой, младшим научным сотрудником Центра социологии высшего образования. Она установила, какой инструмент лучше всего подходит для измерения саморегулируемого обучения, а с его помощью сделала выводы, какие навыки наиболее важны при прохождении онлайн-курсов, кто справляется с этим успешнее и как могут помочь интервенции. Исследование легло в основу диссертации на соискание степени кандидата наук об образовании (PhD HSE) — поздравляем Ксению с защитой.

«Прокачка» личности — это точно безопасно?: дискуссии об этом идут в разных областях науки — их «собрали воедино» на семинаре Вышки

«Прокачка» личности — это точно безопасно?: дискуссии об этом идут в разных областях науки — их «собрали воедино» на семинаре Вышки
Иногда кажется, что возможности человека безграничны. А новые технологии помогут добиться невозможного. Это касается самых разных сфер: в образование, например, приходят методики из области нейронаук, в медицине от новых возможностей дух захватывает — движемся чуть ли не к бессмертию, а «цифра» открывает новые и новые перспективы. Но многие относятся к этому прогрессу человека настороженно. Так ли они неправы? Это стало предметом дискуссии на вторничном семинаре, который в этот раз был совмещен с пленарным докладом симпозиума «Самостоятельное укрепление человека: возможности, эффекты, риски».

Русский тест критического мышления: первая «примерка»

Русский тест критического мышления: первая «примерка»
Мы окружены фейками, и это не единственный вызов, для преодоления которого важно развитое критическое мышление. Можно сказать, что без него вообще трудно представить нормальную жизнь в современном мире, а тем более — в онлайне. Все это, вроде бы, признают — даже ФГОСы в области высшего образования (как, впрочем, и среднего), в которых развитие критического мышления называют одним из важных образовательных результатов. Но ни в школе, ни в вузе нет четкого понимания, как развивать, а тем более измерять эту «опцию». Метод решения проблемы предлагают исследователи Инобра — они описали модель будущего инструмента. Статья Ксении Тарасовой и Екатерины Орел (лаборатория «Моделирование и оценка компетенций в высшем образовании») опубликована в новом номере «Вопросов образования». 

За и против укрепления человека: в Вышке провели ревизию отношения к human enhancement

За и против укрепления человека: в Вышке провели ревизию отношения к human enhancement
Укрепление человека (human enhancement) давно стало предметом острых дискуссий в самых разных науках и сферах жизни. Из недавних примеров, который заметили все — появление антиваксеров как социального и даже политического движения: это было проявление убеждения, что в человека не надо «вмешиваться» даже перед лицом новых глобальных угроз, способных его убить.

Рождённые выигрывать

Рождённые выигрывать
Как семья и школа помогают школьникам побеждать на олимпиадах и поступать в вузы без экзаменов

«Большой академический праздник»: стартовала конференция исследователей высшего образования

«Большой академический праздник»: стартовала конференция исследователей высшего образования
Ее основная тема — «Новые образовательные результаты для благополучия и успеха». XIII Международная российская конференция исследователей высшего образования в этом году проводится в НИУ ВШЭ вместе со Второй всероссийской ИОТ-конференцией, посвященной индивидуальным образовательным траекториям. В течение трех дней исследователи обсудят, какие ответы университеты дают на новейшие вызовы, в том числе в области укрепления технологического суверенитета России.

Дети под цифровым колпаком: почему смарт-часы опасны для доверия между родителем и ребенком

Дети под цифровым колпаком: почему смарт-часы опасны для доверия между родителем и ребенком
Реальная жизнь сегодняшних младших школьников похожа на плохое кино про шпионов. Их прослушивают с помощью их же мобильных телефонов, за каждым шагом следят смарт-часы и другие гаджеты... До каких масштабов разрослась эта новая реальность, чем хороша, а чем опасна цифровая слежка — обсуждали на семинаре Центра исследований современного детства.

«Большинство психологических практик нацелено на то, чтобы прийти к нормальности»

«Большинство психологических практик нацелено на то, чтобы прийти к нормальности»

Лицей на экспорт: ученые и практики ищут способ, как переносить модель одной школы на другую

Лицей на экспорт: ученые и практики ищут способ, как переносить модель одной школы на другую
Вряд ли можно найти две идентичные школы: у каждой свои особенности, традиции, практики… Тем более не похожи на других те «штучные» учебные заведения, которые создавались на принципах, далеких от шаблонов массового образования. Казалось бы, и ладно, — но потребность «экспортировать» модели одних школ в другие возникает регулярно. И когда создаются большие образовательные комплексы, как это было в Москве, и когда какая-нибудь гимназия или лицей открывает филиал. Возможен ли такой перенос, спорили на первой встрече экспертного клуба «Новая российская школа». В рамках клуба будут ежемесячно встречаться практики (директора, чиновники, учителя) и исследователи — обсуждать проблемы школы: что происходит «на земле»? К этой инициативе можно присоединиться.

Ускорение для студентов: новый номер «Вопросов образования» посвящен тому, как прокачать учебу в вузе

Ускорение для студентов: новый номер «Вопросов образования» посвящен тому, как прокачать учебу в вузе
У «Вопросов образования» не бывает одной главной темы, а области, которые исследуют авторы статей, очень разные. Но в свежем (третьем) номере «звезды сошлись» так, что почти каждую публикацию можно рассматривать не только как вклад в науку, но и в одном практическом ключе — как сделать учебу в вузе результативнее. Это актуальная задача, учитывая, сколько времени и усилий инвестируют студенты, преподаватели и администраторы вузов. Можно добиваться большего. Как? — исследования подсвечивают ответ на этот вопрос с разных точек зрения.