• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Путь «школа → вуз → работа» выходит из моды? – траектории выпускников всё более разнообразны: разбираем наглядно

Путь «школа → вуз → работа» выходит из моды? – траектории выпускников всё более разнообразны: разбираем наглядно
Школа — вуз — работа. Так на первый взгляд выглядит типичная образовательно-профессиональная траектория. Однако ее варианты становятся все менее последовательными и линейными. Студенты начинают работать задолго до окончания вуза, сама учеба часто растягивается во времени, а путь к профессии может лежать через длительную смену временных работ. Исследование Веры Мальцевой, руководителя магистерской программы «Доказательное развитие образования», и Натальи Розенфельд, выпускницы программы этого года, развеивает миф о том, что маршруты получения высшего образования и выхода на рынок труда все еще примерно одинаковы. Исследование позволит абитуриентам, студентам и выпускникам вузов «примерить» на себя тот или иной путь и сориентироваться среди возможностей рынка труда.

Полный вариант исследования опубликован в серии «Современная аналитика образования», здесь приводим сокращенный вариант его изложения для РБК-Тренды. Инфографику для него выполнила Дарья Гвоздева, аналитик Центра научной интеграции ВШЭ.

STEM без границ – медаль за вклад в образование нашла Алексея Обухова «на краю света»

STEM без границ – медаль за вклад в образование нашла Алексея Обухова «на краю света»
Кажется, что Алексей Обухов, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, ни в чём не признаёт барьеров. Ни между школьными предметами – не случайно он развивает STEM, своего рода сплав между разными естественнонаучными дисциплинами. Ни барьеров между теорией и практикой – он не только ведет исследования и пишет учебники, но и работает как педагог, а прямо сейчас находится со школьниками в экспедиции в отдаленном районе Башкирии. Ни границ географических: перед Башкирией были и Якутия, и Бурятия, и Алтай, и Русский Север, а сразу после – Уссурийский край. В мае Алексей Обухов проводил экспедицию со студентами ВШЭ в Тверскую область, а в октябре предстоит Камчатка... В экспедиции Алексея Обухова застала новость о том, что Министерство науки и высшего образования России наградило его медалью «За вклад в реализацию государственной политики в области образования». Поздравляем коллегу и, пользуясь случаем, рассказываем о его работе.

Семьи готовы платить за знание языков – все остальные предметы допобразования более или менее доступны бесплатно

Семьи готовы платить за знание языков – все остальные предметы допобразования более или менее доступны бесплатно
Иностранные языки – единственный предмет в секторе дополнительного образования, где доля платных услуг превышает бесплатную даже в школе. И это при том, что занятия за плату в целом представляют собой незначительную часть школьного допобразования. Вне школы, где всё гораздо чаще за деньги, иностранные языки также лидируют по доле платных занятий – там она вообще зашкаливает за 90%. Это одно из наблюдений, сделанных исследователями Центра общего и дополнительного образования имени Пинского Сергеем Косарецким, Михаилом Гошиным и Иваном Ивановым в рамках мониторинга экономики образования. Они опубликовали доклад «Участие школьников в дополнительном образовании», в котором проанализировали вовлеченность, барьеры, влияние самых разных факторов – от доходов семьи до пола и возраста детей – на то, какие секции и кружки выбирают школьники.

Что там, в черепной коробочке? – яркие исследования на программе «Обучение и оценивание как наука»

Что там, в черепной коробочке? – яркие исследования на программе «Обучение и оценивание как наука»
Нейронауки в образовании – модная тема: все о них говорят, но мало кто знает подробности. Да, идея настроить обучение под индивидуальные особенности мозга звучит интересно, но как всё это выглядит на практике? Приоткрываем завесу тайны – рассказываем о нескольких исследованиях, которые ведут студенты магистерской программы «Обучение и оценивание как наука». Это дерзкие идеи, как можно использовать данные МРТ для образования, измерять «темную триаду личности» (звучит зловеще, не правда ли?) и многое другое. А еще на программе продолжается набор – до 26 июля есть время подать документы и присоединиться к этой необычной школе исследователей и практиков.

От столовой до личных шкафчиков: школу «просветили» насквозь – о чем пишут в новом номере «Вопросов образования»

От столовой до личных шкафчиков: школу «просветили» насквозь – о чем пишут в новом номере «Вопросов образования»
Исследовать школу можно по-разному, начиная даже… со столовой. Именно такой статьей открывается второй номер журнала «Вопросы образования». Впрочем, дальше авторы номера погружаются в самые разные аспекты работы учителя, жизни ученика, и, несмотря на то, что проблемам общего образования посвящена большая часть публикаций, выходят за пределы школы. Так, в номере есть статьи, посвященные работе вузов в больших и малых городах, картине мира и статусу университетских преподавателей, а также многому другому.

Магистратура на пятерку – половина курсов Инобра получила высшие оценки студентов ВШЭ

Магистратура на пятерку – половина курсов Инобра получила высшие оценки студентов ВШЭ
В Вышке подвели итоги кампании по оценке курсов магистратуры. Студенты поставили отметки по трем критериям – оценивали полезность каждого пройденного курса для своей будущей карьеры, для расширения кругозора и новизну полученных знаний. Оценки ставили по пятибалльной шкале, и тот курс, средний балл которого превышал 4,5, получил статус лучшего. Программу Инобра оценили очень высоко – лучшими признана половина наших курсов. Это не только говорит о качестве образования в институте, но и делает наши курсы привлекательнее для всей Вышки – ведь почти вся программа Инобра «распакована» и ее элементы могут включать в свои треки студенты любых факультетов и институтов НИУ ВШЭ.

Школе нужен учебник самостоятельности – и Инобр его сделает при поддержке Российского научного фонда

Школе нужен учебник самостоятельности – и Инобр его сделает при поддержке Российского научного фонда
«Мы в их возрасте сами ходили в школу, бегали по дворам с ключом на шее, приходили домой, сами делали уроки и варили суп. А теперь?» Обычные рассуждения в наше время. Да, конечно, «раньше трава была зеленее», но, действительно, представления о самостоятельности, свободе и безопасности детей абсолютно изменились за последние 20-30 лет. Особенно в городе: здесь уже не встретишь ребенка, который один идет в школу и вообще организует свое время и сам что-то решает. О том, что несамостоятельность сегодняшних детей – серьезная проблема для образования, говорят мало. Помочь в ее решении намерены в Центре исследований современного детства Инобра – на это его коллектив получил грант Российского научного фонда.

Как высшему образованию стать еще выше – подсказки, кейсы, идеи – в трех новых книгах из «Библиотеки журнала «Вопросы образования»

Как высшему образованию стать еще выше – подсказки, кейсы, идеи – в трех новых книгах из «Библиотеки журнала «Вопросы образования»
Наверное, многим ректорам интересно, как «они» – какие-нибудь молодые вузы, которых несколько десятилетий назад еще и в проекте не было – достигли высоких мест в рейтингах, обойдя солидные университеты с вековой историей. А преподавателям хочется знать, как теперь – в новой послековидной реальности – искать общий язык со студентами. А политикам и управленцам – как силами системы образования построить что-то подобное «восточноазиатскому чуду»... Вопросов много, на все  стараемся находить ответы, выпуская в серии «Библиотека журнала «Вопросы образования» новые книги – надеемся, для многих они станут настольными. Сегодня представляем три новинки. По большей части они посвящены сфере высшего образования, но не исчерпываются ею.

Придумываем лучшее завтра для школы – и не только: идеи от студентов программы «Доказательное развитие образования»

Придумываем лучшее завтра для школы – и не только: идеи от студентов программы «Доказательное развитие образования»
Среди всех программ Инобра «Доказательное развитие образования» – пожалуй, самая многоликая. Здесь учатся универсальные специалисты – те, кто умеет принимать управленческие решения, вести исследования или развивать свой бизнес, опираясь на разные типы данных. А в новом учебном году на программе появится еще больше возможностей, потому что мы открываем новые треки – «Рынок EdTech и экономика образовательных продуктов» и «Развитие навыков и профессиональное образование». Понять, о чем идет речь, всегда проще на конкретных примерах – поэтому рассказываем о самых интересных выпускных квалификационных работах, защищенных студентами программы в этом году.

47 подсказок на пути в Инобр – cтуденты-психометрики придумали тест для тех, кто еще не определился с программой

47 подсказок на пути в Инобр – cтуденты-психометрики придумали тест для тех, кто еще не определился с программой
«Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота» – это вообще-то распространенная история для студентов Инобра. К нам приходят учиться те, кому интересны самые разные аспекты работы в образовании (или исследований в нем), но зачастую все сразу. Поэтому выбрать магистерскую программу заранее непросто. Были даже случаи, когда студенты «менялись местами» на разных программах уже во время учебы. В этом году сделать выбор будет легче: на некоторых программах можно получить по две специальности сразу, а еще мы сделали больше треков внутри большинства магистратур. Но проблема выбора все-таки остается. Чтобы помочь абитуриентам, наши студенты-психометрики составили специальный тест – он поможет понять, какие программы вам подходят больше, а какие меньше.